Введение
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
1.1 Конкурентоспособность организации: сущность и значение
1.2 Анализ конкурентоспособности продукции
2. Анализ конкурентоспособности продукции в ОАО «Гомсельмаш»
2.1 Анализ объема и качества работы
2.2 Анализ основных средств
2.3 Анализ трудовых ресурсов организации и оплата труда
2.4 Анализ материальных ресурсов организации
2.5 Анализ затрат и себестоимости продукции (работ, услуг)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в современных рыночных условиях Республики Беларусь важнейшими факторами в маркетинговой среде организаций и одной из основных задач исследования рынка являются конкуренция и конкурентоспособность, в том числе самих товаров или услуг, которые являются необходимыми условиями для развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция – это механизм управления производством, характеризующийся немедленной реакцией на изменения рыночной ситуации. Те организации, которые наиболее подходят для перемен, оказываются в успешной ситуации и обладают высокой конкурентоспособностью по сравнению с конкурирующими организациями. В Республике Беларусь конкуренция неуклонно растет. В этом контексте исследование конкурентоспособности и конкурентоспособности организации и ее продуктов или услуг является наиболее важной задачей маркетинговых услуг белорусской организации.
При анализе и оценке конкурентоспособности необходимо учитывать тот факт, что адаптивность и конкурентное преимущество являются лишь потенциальной стороной конкурентоспособности организации, которая при определенных обстоятельствах не может быть реализована. В то же время только результаты экономической деятельности непосредственно отражают реальные достижения в области обеспечения конкурентоспособности и поэтому должны использоваться в качестве измерительных инструментов. Результаты хозяйственной деятельности организации измеряются следующими показателями: финансовые (рентабельность инвестиций и прибыль); рынок (объем продаж и доля рынка организации); выживание (денежные поступления).
Жесткая конкуренция, в которой приехали белорусские организации, уделяет особое внимание качеству продуктов / услуг. Есть два способа проверить качество продукта. Первый заключается в проверке и контроле самого продукта, однако в современных условиях при массовом производстве все чаще используется другой метод: проверка не продукта, а способности производителя производить продукты / услуги со стабильными свойствами, которые будут удовлетворять потребителя.
Это не означает, что качество продуктов / услуг гарантирует компании устойчивый рост, стабильную прибыль и высокую конкурентоспособность. Это еще одно конкурентное преимущество, которое очень важно, учитывая растущую конкуренцию. Хотелось бы отметить, что оценка конкурентоспособности продуктов / услуг основана на конечных результатах реакции данного рынка (потребителя) на конкретный продукт / услугу и оценке конкурентных преимуществ на ранней стадии инвестиций перед компанией. с технико-экономическим обоснованием инновационных и инвестиционных проектов.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности производимой продукции / услуг.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Конкурентоспособность организации: сущность и значение
Основой рыночной экономики является концепция конкуренции как основной движущей силы развития отношений между компаниями, работающими в этой среде. Наиболее успешным участником такого конкурса является тот, кто может выдержать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке.
Конкуренция возникает, когда многие товары, близкие друг другу по своим потребительским характеристикам, продаются на одном и том же рынке. Суть конкуренции заключается в улучшении или поддержании позиции компании на рынке, что обусловлено разницей между товарами, поставляемыми компанией, и конкурирующими товарами, с точки зрения степени соответствия конкретным потребностям компании. Клиенты, а также с точки зрения стоимости их удовлетворения.
Рыночный механизм спроса и предложения сводит пожелания потребителей к организациям производителей продукции и, через них, к поставщикам ресурсов. Именно конкуренция заставляет производителей и поставщиков ресурсов адекватно удовлетворять потребности потребителей. В то же время конкуренция ведет к расширению производства и снижению цены продукта до уровня, соответствующего себестоимости продукции [1, с. 245].
Конкуренция является элементом рыночного механизма, реализуемого в форме взаимодействия рыночных единиц и борьбы между ними за наиболее благоприятные условия для вложения капитала. Конкуренция в рыночных условиях способствует формированию экономических пропорций и экономической реорганизации.
Одной из тем конкуренции на рынке является компания. Их положение на рынке определяется их конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность - это сложная и многогранная концепция, которая включает в себя такие компоненты деятельности организации, как продукт (услуга) и ее основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных пользователей.
Млоток Э. определил конкурентоспособность организации как сравнительное преимущество компании перед другими компаниями в конкретной отрасли экономики и за ее пределами.
Руби Ю.Б. определяет эту концепцию как реальную и потенциальную способность компании и ее способность разрабатывать, производить и продавать продукты, которые более привлекательны для потребителей с точки зрения ценовых и неценовых характеристик, чем их конкуренты [1, с. 252].
Конкурентоспособность – это показатель, который интересует как производителя, так и потребителя продукта. Производитель заинтересован в том, чтобы их продукция продавалась, она должна быть высокого качества и иметь минимальную цену, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью соответствующей его потребностям с точки зрения качества и цены.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ»
ОАО «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» зарегистрированного решением Гомельского областного исполнительного комитета от 29.01.2003 г. № 64 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400051757.
Организация создана в соответствии с приказом Министра промышленности Республики Беларусь от 24.01.1995 г. № 12 «О реорганизации производственного объединения «Гомсельмаш».
Основные заводы компании «Гомсельмаш» расположены в Гомеле. Организация располагает также заводом в г. Светлогорске (Гомельская область) по производству режущих аппаратов жаток.
В Российской Федерации, в городе Брянске, работает совместное белорусско-российское предприятие «Брянсксельмаш», производящее в кооперации с «Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. В Аргентине работает филиал компании, в Китае – постоянное представительство компании.
В Республике Татарстан (Российская Федерация) и Казахстане созданы совместные производства зерноуборочной техники. В ближайших планах «Гомсельмаша» – создание совместных производств в Украине, в Евросоюзе, а также собственного производства в Латинской Америке.
Органом государственного управления организацией (далее – «уполномоченный орган») является Министерство промышленности Республики Беларусь.
ОАО «Гомсельмаш» - это коммерческая организация, которая имеет статус юридического лица, имеет собственные активы в хозяйственном управлении, несет самостоятельную ответственность за свои обязательства, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права от своего имени, выполнять обязанности, выступать истцом и ответчик должен быть в суде. Организация имеет собственный баланс, банковские счета, в том числе иностранную валюту, официальные марки, штампы и фирменные бланки по имени. Организационная структура ОАО «Гомсельмаш» построена по линейно—функциональному принципу, который предполагает отсутствие дублирования усилий и потребления ресурсов в функциональных блоках (Приложение А).
Крупнейшими поставщиками комплектующих являются ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», г. Ярославль с годовой потребностью 37,9 млрд. руб.; ОАО «Белшина», г. Бобруйск – 51,1 млрд. руб.; ОАО «ММЗ», г. Минск – 21,2 млрд. руб.; «МДВ», Германия – 25,7 млрд. руб.; «Diesel International», США – 84,8 млрд. руб.; ЧАО СК «Гидросила», г.Кировоград – 28,6 млрд. руб.
Далее необходимо проанализировать основные показатели деятельности ОАО «Гомсельмаш» за период 2013-2014 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрена тема оценки уровня конкурентоспособности продукции и разработки путей ее повышения на примере ОАО «Гомсельмаш» в период 2013-2014 гг.
В работе была поставлена цель изучить теоретические аспекты конкурентоспособности им продукции, а также провести анализ показателей деятельности ОАО «Гомсельмаш» в период 2013-2014 гг.
В результате изучения теоретически аспектов можно сказать следующее.
Конкуренция является ключевым звеном в функционировании всего механизма рынка и рыночной экономики в целом. Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации.
Конкурентоспособность товара или фирмы – комплексный показатель, определяющий возможность товара удовлетворять требованиям потребителей на рынке при сохранении или увеличении реальных доходов производителя товара.
Товар может стать конкурентоспособным только в том случае, если он будет отвечать такому многозначному понятию, как качество. За качественный товар принимают товар, у которого отсутствует явный дефект или брак. Но, одного качества недостаточно. Товар должен также удовлетворять явным ожиданиям потребителя – технически, эксплуатационно, эстетически и по цене.
На основании проведенного анализа показателей деятельности ОАО «Гомсельмаш в период 2013-2014 гг. можно сказать, что эффективность использования имеющихся основных фондов в организации сокращается. Также снижается рентабельность деятельности организации. В рассматриваемом периоде сокращается списочная численность персонала, а также сокращается текучесть, что свидетельствует о увеличении статичности персонала организации, но при этом стоит сказать, что производительность сокращается в результате снижения объемов выполненных работ и численности персонала.
Сокращаются затраты организации, в особенности затраты на электроэнергию, при этом наибольшая доля по затратам приходится на сырье и материалы и электрическую энергию.
Таким образом, ОАО «Гомсельмаш» стоит уделить внимание возможным вариантам увеличения эффективности использования имеющихся в организации основных фондов с целью получения большего дохода.
1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 400 с.
2. Айдинова, А.Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 371-373.
3. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2016. – 192 c.
4. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 372 с.
5. Боди, З. Финансы: Учебник / З. Боди. – М.: Вильямс, 2014. – 508 с.
6. Болодурина, В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / В.А. Болодурина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. –№ 11-1 (42). – С. 18-21.
7. Волков, О.И. Экономика организации: Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 280 с.
8. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции / А. А. Воронов // Журнал стандарты и качество. – 2016. – № 11. – С. 44–47.
9. Деркачева, Т. Расходы на оплату труда / Т. Деркачева // Налоги и бухгалтерский учет. – 2016. – № 16. – С. 26-57.
10. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности / В.В. Клочков // Российский экономический журнал. – 2015. – № 6. – С. 74–78.
11. Куприянчук, Е.В. Управление персоналом: Ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Учебное пособие / Е.В. Куприянчук, Ю.В. Щербакова. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 255 c.
12. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374-377.
13. Мисникова, Л.В. Производительность труда и его оплата: сравнительный анализ / Л.В. Мисникова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2017. – №1. – С. 26-29.
14. Особенности формирования эффективной политики оплаты труда на предприятии //Российское предпринимательство. – 2017. – № 13. – С. 17-19.
15. Поляничкин, Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий / Ю.А. Поляничкин // Бизнес в законе. – 2015. – №3. – С. 191-194.
16. Пострелова, А.В. Оценка конкурентоспособности предприятия / А.В. Пострелова, М.С. Маркин // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 398-402.
17. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Инфра-М, 2015. – 607 с.