Введение
1 Теоретические и методологические основы планирования потребности в персонале
1.1 Задачи и содержание планирование потребности в персонале
1.2 Технологические основы планирование потребности в персонале
1.3 Методы планирования численности персонала предприятия
2 Анализ планирования потребности в персонале (на примере Гомельской дистанции пути РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»)
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ численности и структуры персонала предприятия
2.3 Характеристика и анализ плана по численности персонала предприятия
2.4 Анализ выполнения плана по численности персонала предприятия
3 Разработка плана по труду и персоналу (на примере Гомельской дистанции пути РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт представляет собой связующее звено между производителями и потребителями товаров, продукции, услуг, без которого рынок и рыночные отношения невозможны. От слаженной работы транспорта зависит экономическая и технологическая эффективность и функционирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, деятельности всех структур с различной формой собственности.
В условиях рыночной экономики основными критериями оценки хозяйствования деятельности организации служат доход, прибыль, рентабельность.
Важную роль в развитии экономики страны занимает железнодорожный транспорт. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.
Железнодорожный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время железнодорожный транспорт оказывает существенное влияние на структуру капитальных вложений, архитектуру и планировку городов, а также на различные сферы жизни общества – здравоохранение, культуру, просвещение и др.
В современных условиях деятельности предприятий высокие требования предъявляются к системной работе с персоналом. При этом в качестве важнейшею средства выступает планирование. В Республике Беларусь стране основу для формирования долгосрочных и текущих планов работы с кадрами составляют нормативные акты Президента и Правительства Республики Беларусь, накопленные результаты хозяйственной деятельности организации, научные исследования в области подбора, подготовки и использования кадров.
Как указано в Директиве №4 «Наша страна славится трудолюбивыми, образованными и талантливыми людьми. Своей деятельностью они способны не только значительно повысить благосостояние и качество жизни жителей Беларуси, но и обеспечить экономический рост, безопасность нашего государства».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ
1.1 Задачи и содержание планирование потребности в персонале
Планирование персонала (эквиваленты, встречающиеся в литературе – кадровое планирование, планирование рабочего состава организации) определяется как процесс обеспечение организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время. По другому определению, планирование персонала – это система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников – внутренних (имеющиеся в организации служащие) и внешних (найденные или привлеченные из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки. Эти определения взяты из американских источников. А вот следующее – результат разработки наших, отечественных специалистов.
Кадровое планирование – это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально – квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием.
Как видно, зарубежные источники концентрируют внимание главным образом на планировании потребности организации в кадрах, тогда как отечественные принимают это лишь в качестве одного из видов кадрового планирования, выделяя кроме того еще ряд понятий (планирование использования персонала, планирование его обучения и так далее).
Наипервейшая задача планирование персонала – это «перевести» имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т. е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы. И как только эти неизвестные величины будут найдены, в рамках кадрового планирования необходимо вывести, составить планы достижения выполнения этих потребностей.
Планирование потребности организации в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу (рисунок 1.1).
Значение и роль плана по труду и персоналу организации определяются следующим моментами:
– затраты на содержание персонала составляют значительную часть расходов организации, определяют цену реализации продукции и ее конкурентоспособность.
2 АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОМЕЛЬСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ РУП «ГОМЕЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»)
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Железнодорожный вокзал станции Гомель был построен в 90-е годы 19-го столетия. За годы своего существования вокзал станции Гомель трижды подвергался разрушению, последний раз в годы Великой Отечественной войны. В 1946 году вокзал был реконструирован и восстановлен.
На основании постановления СМ СССР от 19.09.1946 г. «Об организации отделений железных дорог» приказом МПС от 23.09.1946 г. было создано Гомельское отделение дороги.
Производственная структура РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» представлена в Приложении А.
Производственная структура построена по смешанному принципу: ремонтные участки имеют технологическую структуру, сборочные - предметную. В целом производственная структура предприятия соответствует требованиям пропорциональности, прямоточности производства, специализации производственных подразделений.
Организационная структура РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» представляет собой состав и соподчиненность взаимосвязанных единиц и звеньев, выполняющих различные функции по управлению предприятием.
В структуру Гомельского отделения Белорусской железной дороги входят:
- Станции Гомель, Жлобин, Калинковичи;
- Локомотивные депо Гомель, Жлобин, Калинковичи;
- Гомельское, Жлобинское вагонные депо;
- Гомельская, Жлобинская, Калинковичская дистанции пути;
- Гомельская дистанция водоснабжения и сантехнических устройств;
- Вокзал станции Гомель;
- Гомельская, Жлобинская, Калинковичская дистанции пути;
- Промывочно-пропарочная станция Барбаров;
- Гомельский пассажирский участок;
- Гомельская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ;
- Отдел материально-технического снабжения Гомельского отделения Белорусской железной дороги;
- Гомельская дистанция защитных лесонасаждений;
- Гомельская дистанции гражданских сооружений;
- Гомельская автобаза;
- Гомельская дистанция электроснабжения.
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПО ТРУДУ И ПЕРСОНАЛУ (НА ПРИМЕРЕ ГОМЕЛЬСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ РУП «ГОМЕЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»)
Потребности организации в сотрудниках меняются с течением времени под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Подобные изменения не всегда означают увеличение или сохранение спроса на производимый организацией продукт, а значит, и на рабочую силу.
В целом потребность организации в трудовых ресурсах определяется спросом на товары и услуги и уровнем производительности труда. Это количественный аспект проблемы, суть которого состоит в определении количества сотрудников, необходимых для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном, временном и пространственном отношении.
Расчет потребности в Гомельской дистанции пути РУП «Гомельское отделение белорусской железной дороги» в персонале производиться с целью обеспечения наиболее рационального использования трудовых ресурсов. В управленческой теории и практике при определении потребности в персонале применяется ряд методов: метод корректировки базовой численности; на основе трудоемкости, на основе производительности труда.
Прежде чем составить расчет потребности в кадрах, необходимо рассчитать факторы, способствующие высвобождению или увеличению численности работников Гомельская дистанция пути.
В 2019 году Гомельская дистанция пути планирует ввести дополнительно 3 компьютера, 4 оборудования штрихового кодирования, который предназначен для сокращения временных издержек и неточностей в учете продукции, производителя «САОТРОН» (официальный поставщик оборудования штрихового кодирования и разработчик программных комплексов), который предлагает организациям использовать систему управления складскими операциями «KEEP COUNT».
Глобальная инвентаризация товаров на объекте, переоценка продукции, поступление продукции, расход (списание со склада), переучет ассортиментных рядов, работа с клиентами – во всех перечисленных процессах возникают осложнения, которые ведут к потере рабочего времени, а соответственно и финансовым затратам.
На этапе перемещения и хранения продукции, до внедрения программно-аппаратного комплекса «KEEP COUNT» затрачиваемое время составляло 183 рабочих дня, а после внедрения время стало ограничиваться 55 рабочими днями, при этом количество задействованных человек сократилось с 12 до 8 сотрудников.
Таким образом, предприятие выиграло 128 рабочих дней и 4 сотрудника были направлены на иные, не менее важные производственные задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что прием подходящего кандидата на работу, а также планирование показателей по труду и заработной плате является важной и ответственной задачей руководства организации.
В настоящее время, когда наша экономика перешла на рыночный путь развития, необходимо не просто заполнить штатное расписание, а подобрать его так, чтобы принятый человек работал наиболее эффективно, так как от этого зависит прибыль. И сделать это возможно лишь при условии объективной оценки кандидата, причем не только его квалификации, но, и что, возможно, является даже более важным, его психологической стороны. Так как, если человек не уживется в коллективе, может пойти насмарку работа всей административной единицы, которая потом отрицательно скажется на выполнении работы всей организации.
Поэтому необходимо провести психологический анализ личности нанимающегося с целью выявления его индивидуальных особенностей. Конечно, немаловажным фактором является компетентность кадровой службы. Именно от нее зависит, насколько объективно будет оценен тот или иной претендент, что впоследствии может сказаться на деятельности предприятия и, в конечном итоге, на их же зарплате.
Планирование показателей по труду и заработной плате было проведено на примере Гомельская дистанция пути РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Гомельской дистанции пути действует на основе законодательства Республики Беларусь, нормативных актов Белорусской железной дороги, Устава Транспортного республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», Положения и Учетной политики, она не является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный бухгалтерский баланс (с последующим его включением в свободный баланс РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и штампы.
Основной целью деятельности дистанции пути является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Предметом деятельности предприятия является обеспечение перевозками отраслей национальной экономики и населения республики в обслуживаемом регионе и иная деятельность в соответствии с законодательством.
Дистанцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности начальником Гомельского отделения Белорусской железной дороги, он организует работу и несет полную ответственность за деятельность дистанции, в соответствии с действующим законодательством.
1 Аксенов, К. Планирование, планирование и еще раз планирование ... / К. Аксенов // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. – № 4. – С. 19-22.
2 Билевич, А.В. Система повышения квалификации и переподготовки кадров как фактор развития социально-экономического потенциала региона / А.В. Билевич // Веснiк БДУ. Серыя 3, Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. – 2017. – №2. – С. 75-78.
3 Бабушкина, Е.П. Категория «персонал»: необходимость и возможность использования / Е.П. Бабушкина // Потребительская кооперация. – 2017. – №3. – С. 87-92.
4 Вишневская, А.В. Технология кадрового резервирования на государственной гражданской службе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/issue.
5 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2018. – № 5. – С. 62-75.
6 Гасанова, Т.В. Экономика труда: пособие для студентов / Т.В. Гасанов. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2010.– 112 с.
7 Головачев, А.С. Экономика организации. В 2 ч. Ч.1: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш.шк., 2012. – 451 с.
8 Как формировать кадровый резерв // Справочник по управлению персоналом. – 2018. – № 4. – С. 52-56.
9 Кадровый резерв: западная практика [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hr– portal.ru.
10 Мисникова, Л. В. Управление организацией и планирование фонда заработной платы / Л. В. Мисникова, Л. М. Соколова // Потребительская кооперация. – 2017. – № 3. – С. 45-49.
11 Новицкая, Т. Учите кадры! : популярно об автоматизации кадрового учета / Т. Новицкая // Кадровая служба. – 2018. – № 5. – С. 62-65.
12 Мякушкин, Д.Е. Формирование управленческого состава организации: основные этапы процесса, обучения и практической подготовки группы кадрового резерва / Д.Е.Мякушкин // Вестник Южно-ральского государственного университете. Серия «Психология». – 2017. – № 40. – С. 69-76.
13 Мякушкин, Д.Е. Формирование управленческого состава организации: учебн. пособие / Д.Е.Мякушкин. – Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – 46 с.
14 Попова, Н.В. К вопросу о планировании численности персонала промышленных предприятий / Н.В. Попова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. – № 1. – С. 63-67.
15 Самыгин, С.И. Менеджмент персонала : учеб. пособ. для вузов ; С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 480 с.
16 Седегов, Р.С. Управление персоналом: Сотрудники как фактор успеха предприятия : учеб. пособ. / Р.С. Седегов, Н.И. Кабушкин, В.Н. Кривцов. – Минск : Тэхналогiя; Изд-во БГЭУ, 2015. – 160 с.
17 Управление персоналом : учеб. для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М. : Банки и биржи, 2014. – 423 с.
18 Шапошников, А. Применение информационных технологий и штатное расписание /А. Шапашкина // Человек и труд. – 2016. – № 2. – C. 50.
19 Шубенкова, Е. Управление персоналом: требования систем менеджмента качества / Е. Шубенкова // Упр. персоналом. – 2018. – №11-12. – С.35-39.
20 Экономика, организация и планирование промышленного производства. / Под общ. ред. Карпей Т.В. И Лазученковой Л.С. Изд. 2-е исправленное и дополненное – Минск.: Дизайн ПРО, 2014. – С. 272
21 Экономика предприятия : учеб. для вузов / под ред. В.М. Семенова. – СПб : Питер, 2013. – 384 с.