Экономические принципы и законы их действия в экономике таможенного дела
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономические принципы и законы их действия в экономике таможенного дела»
по дисциплине: «Таможенное дело»
2021
45.00 BYN
Экономические принципы и законы их действия в экономике таможенного дела
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Таможенное дело
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖНИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Значение таможенной деятельности в экономической системе общества
1.2 Таможенная политика в условиях развивающихся интеграционных процессов
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖН
2.1 Экономические закономерности развития таможенного дела
2.2 Использование экономических законов и закономерностей в таможенном регулировании и таможенной деятельности
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе одной из главных задач государства является его успешная интеграция в мировое экономическое сообщество. Это требует совершенствования механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с определением таможни как отрасли национальной экономики, включая деятельность таможенных органов, организаций и учреждений, а также других компаний при ведении внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности Республики Беларусь.
Экономические задачи и их реализация определяют значение таможенной деятельности в экономической системе общества.
Специфика управленческих решений в таможенной деятельности заключается в том, что их реализация должна иметь экономический эффект. Поэтому важными направлениями работы являются: умение создавать и исследовать экономические модели, планировать и управлять на основе принятых решений, прогнозировать и оценивать их последствия, внедрять новые информационные технологии и т.д.
В содержание экономики таможенного дела входит оценка влияния государства на осуществление внешнеэкономической деятельности в интересах развития промышленности, сельского хозяйства; определение потребности таможенных органов в работниках, их заработной плате, предоставление технических средств, материально-информационных ресурсов и их учет, создание таможенной и околотаможенной инфраструктуры, взаимодействие с бизнес-структурами и т. д.
Предметом исследования в данной курсовой работе является действие экономических принципов и законов в экономике таможенного дела.
Объект исследования ‒экономические принципы и законы.
Цель работы ‒ изучить экономические принципы и законы в экономике таможенного дела в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть значение таможенной деятельности в экономической системе общества;
– изучить таможенную политику в условиях развивающихся интеграционных процессов;
– ознакомиться с экономическими закономерностями развития таможенного дела;
ГЛАВА 1 МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖНИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Значение таможенной деятельности в экономической системе общества
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции экономики государств в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) возрастает роль и значение государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.11.2005 № 60-З «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» к основным направлениям в сфере ВЭД относятся:
- совершенствование внешнеторговой политики государства на основе многовекторного подхода, существующего международного разделения труда и рынков товаров и услуг;
- создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте;
- защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке;
- создание условий для роста экспорта;
- реализация внешних государственных облигаций в контексте внешнего долга;
- развитие высокотехнологичного экспорта и содействие высокотехнологичному импорту для ускорения развития национальной экономики;
- обеспечение доступа к источникам сырья и товаров, производство которых в Республике Беларусь невозможно или неэффективно [1].
К основным направлениям в области международного экономического сотрудничества относятся: участие в многостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций, институтов и форумов как фактор органической интеграции в мировое сообщество в интересах экономического развития; Участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и других формах экономической интеграции с иностранными государствами; привлечь иностранные инвестиции; развитие делового сотрудничества с государствами-участниками многосторонней системы регулирования торговли; рациональное использование географического положения, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных систем и коммуникаций.
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ
2.1 Экономические закономерности развития таможенного дела
Таможня в Республике Беларусь является частью государственного сектора национальной экономики, в котором таможенные органы и другие организации, подведомственные ГТК Республики Беларусь, осуществляют таможенные работы и услуги по единой технологии, что гарантирует выполнение регулирующих, контрольных, экономических и информационно-аналитических функций.
Деятельность таможенных органов в Республике Беларусь характеризуется рядом особенностей:
- организационно формализованная система, включающая в себя подсистему контроля - Государственный таможенный комитет, контролируемые подсистемы - таможню, таможенные лаборатории, образовательные учреждения, подчиненные государству;
- таможенный комитет, а также взаимодействие с бизнес-подразделениями, выполняющими работу и оказывающими таможенные услуги; Осуществление таможенных работ и оказание таможенных услуг представляют собой отрасль, в которой все связанные организации участвуют в выполнении таможенных операций;
- в рамках государственного сектора экономики таможня финансируется из республиканского бюджета.
В современных условиях одна из главных задач государства - успешная интеграция в мировое экономическое пространство. Это потребует ряда действий, среди которых важное место будет занимать совершенствование механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на основе пересмотра действующей нормативной правовой базы, использования передовых технологий и изменения практических подходов. Отсюда развитие теории таможенного дела и правильное отнесение таможни к особой сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, то есть определение экономики таможенного дела как науки и учебной дисциплины на основе ее объекта, предмета, метода, структуры и места в общей системе научных знаний действительно важно.
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Глубокие политические и социально-экономические преобразования, осуществляемые за последние десятилетия, обусловили серьезное изменение роли и степени значимости многих областей деятельности и сфер управления. Среди таких областей, значение которых постоянно возрастает, особенное место принадлежит таможенной службе, которая является важным инструментом обеспечения экономических интересов государства.
Ускоренное развитие мировой торговли в направлении глобализации и интеграции в области международного обмена неизбежно ведет к модернизации таможенной деятельности, и, как следствие, к поиску новых подходов к решению поставленных перед таможней задач.
Таможня должна обеспечивать безопасность страны, осуществляя контроль за перемещаемыми через таможенную границу товарами. В то же время она должна содействовать развитию внешней торговли путем упрощения таможенных формальностей при таможенном декларировании и сокращения трансакционных издержек участников внешнеэкономической деятельности.
Налоги, пошлины служат одним из рычагов, посредством которых государство может регулировать происходящие в обществе социальные и экономические процессы. Таможенными органами вносится значительный вклад в пополнение доходной части бюджета страны.
Взимание таможенных пошлин, налогов, как правило, остается главным приоритетом для таможенных служб в тех странах, где значительная часть государственных доходов поступает от таможенных платежей.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме упрощения международной торговли, о чем свидетельствуют вопросы, изложенные в Пересмотренной Киотской конвенции (далее – Конвенция) ВТамО, которая вступила в силу 3 февраля 2006 года [14].
Конвенция играет важную роль в упрощении таможенных процедур, содействии торговле и обеспечении безопасности при трансграничном перемещении товаров, транспортных средств и физических лиц.
Упрощение таможенных формальностей в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров позволит сократить трансакционные издержки участников торговли, например, за счет уменьшения времени нахождения товаров на складах, а также, в связи с возможностью соблюдать предусмотренные в договорах сроки доставки товаров [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе поставленных в начале работы задач, были сформулированы следующие выводы.
Значение таможенной деятельности в экономической системе общества определяют экономические задачи (внутренние и внешние) таможни и их выполнение.
Внутренние экономические задачи – участие в разработке таможенной политики; обеспечение экономической безопасности государства и защиты национальных интересов в пределах его юрисдикции; сбор пошлин и других таможенных платежей; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и реализации этих мер; противодействие контрабанде; ведение таможенной статистики и др.
Внешние задачи – реализация правового, экономического и организационного механизма реализации таможенной политики в ЕАЭС таможенными органами; обеспечение единства таможенной территории государств-членов ЕАЭС; принятие мер по созданию условий для ускорения перемещения товаров через таможенную границу; контроль за правильностью применения таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и при ведении хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь и т. д.
На сферу таможенного дела распространяется действие общих экономических принципов, законов и закономерностей, изучаемых экономической теорией.
Экономические законы - устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы - это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.
К экономическим законам, действие которых оказывает влияние на сферу таможенного дела, относятся: закон возвышения потребностей, закон возрастания альтернативных издержек, закон убывающей доходности, закон убывающей предельной полезности экономических благ, закон спроса, закон предложения.
Все экономические законы находятся в тесной связи и взаимосвязи – ни один экономический закон не действует в чистом виде, а взаимодействует с другими экономическими законами и подвергается их влиянию, особенно, когда они содержат противоположную направленность.
1. Анализ уровня развития электронной коммерции в сфере внешнеэкономической деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/Брошюра% 20_Анализ%20уровня%20развития%20электронной%20коммерции_.pdf.
2. Анищенко В., Модель участия организаций ИКТ-сектора в создании национальной системы безбумажной торговли Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ tam_sotr/SiteAssets/SWBPAseminar/2- 3-1606.pdf.
3. Барамзин, С.В. О сущности таможенной деятельности / С.В. Барамзин. — «Вестник Российской таможенной академию», 2016. – № 3.
4. Баринова, Е. К. Использование экономических законов и закономерностей в таможенном регулировании и таможенной деятельности / Е. К. Баринова; науч. рук. В. М. Недведцкий // НИРС-74: материалы научно-практической конференции студентов и курсантов, Минск, 25 апреля 2018 г. / сост.: Е. С. Голубцова [и др.]. – Минск: БНТУ, 2018.
5. Геращенко, Г.П., Дианова В.Ю., Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов. /Г.П. Геращенко. — Москва: Юрайт, 2016.
6. Гурко, С.П. Мировая экономика / А.К. Корольчук, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2014. – 240 с.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: [подписан в г. Астане 29.05.2014] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Дюмулен, И. И. Международная торговля. Тарифные и нетарифные меры : учебник / И. И. Дюмулен. – М.: Изд. РО УВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2011. – 520 с. – (Серия «Экономистмеждународник»).
9. Дюмулен, И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России / И. И. Дюмулен // Рос. внешнеэконом. вестн. – 2016. – № 2. – С. 3–20.
10. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 409 c.
11. Евразийская открытая модель информационной интеграции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eomi.eaeunion.org/ru/#/.
12. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euгasiancommission.org/.
13. «Единое окно» по экспортно-импортным операциям запустят в РК [Электронный ресурс] // Новостной канал агенства «Хабар» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://24.kz/ru/news/social/item/304687edinoe-okno-po-eksportno-importnymoperatsiyamzapustyat-v-rk.
14. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) [Электронный ресурс] : [Заключена в г. Киото 18.05.1973 г.] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Международная торговая политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Р. И. Хасбулатова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 452 с.
16. Мировая экономика и международные экономические отношения: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития: учебное пособие / Е. Д. Фролова [и др.]; под общ. ред. Е. Д. Фроловой, С. А. Лукьянова. — Екатеринбург: УрФУ, 2016. — 184 с.
17. Петров, Ю. М. Практика таможенно-тарифного регулирования. – М.: Норма, 2013. – 448 с.
18. Портал общих информационных ресурсов и открытых данных [Электронный ресурс] // Евразийский экономический союз: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal.eaeunion.org/ru-ru/public/oir-od.aspx.
19. Реестр структур электронных документов и сведений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rseds.eaeunion.org/ru/#.
20. Руководство по модернизации таможенной службы / Люк де Вульф [и др.] : под ред. Люка де Вульфа, Хосе Б. Сокола; пер. с англ. – М. : изд. «Весь Мир», 2007. – 328 с.
21. Состояние развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/ Sbor_EEK_ 2017.pdf.
22. Таможенная политика и таможенные службы зарубежных стран: Информационно-справочное пособие / Под общ. ред. Т.Ф. Цеханович, Н.Г.Кудряшова. – Мн.: БГУ, 2012. – 137 с.
23. Федоров, С. В рамках пересмотренной Киотской конвенции: развитие таможенных операций и технологий / С. Федоров // Таможенный Вестник. – 2020. – №2. – С.22 – 25.
24. Хохрим, А. В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // А. В. Хохрим / Наука в движении: от отражения к созданию реальности: Под общей редакцией М.Ш. Гарифуллиной. 2016. – с. 158-162.
25. Шило, А. В. Внешние векторы развития / А. Шило // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 2. – С. 21-23.
26. Экономика таможенного дела: пособие / Л. И. Тарарышкина [и др.]; под ред. Л. И. Тарарышкиной. – Минск: БГУ, 2018. – 223 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты