Основные направления совершенствования государственного регулирования банковской системы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основные направления совершенствования государственного регулирования банковской системы»
по дисциплине: «Финансы и кредит»
2021
45.00 BYN
Основные направления совершенствования государственного регулирования банковской системы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы и кредит
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Сущность регулирования банковской системы
1.2 Правовые основы регулирования банковской системы в Республике Беларусь
1.3 Механизмы и инструменты Национального Банка по регулированию банковской системы
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка структуры банковской системы
2.2 Государственное регулирование банковской системы в Республике Беларусь: принципы, направления, особенности
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Проблемы и перспективы банковского регулирования
3.2 Повышение эффективности государственного регулирования банковской системы в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
При выполнении задач по улучшению функционирования организаций и предприятий Республики Беларусь значительный вклад вносит банковская система страны. Банки напрямую связаны с функционированием хозяйствующих субъектов на всех уровнях государственного управления. Через банки экономические интересы всех участников производственного процесса в значительной степени удовлетворяются за счет единой политики в сфере эмиссионной деятельности, в области кредитования, расчетов наличными, инвестиционных и других банковских операций.
Кредит, инвестиции, а также другие формы финансового движения дают обществу стимул для развития, порождают целую систему отношений особого порядка и высокой степени организованности, целью которых является положительный экономический и социальный эффект. Однако неумелое обращение с деньгами может привести к необратимым негативным последствиям. С помощью банков происходит накопление временно неиспользованных свободных денежных средств и их перераспределение туда, где это необходимо. Управление капиталом должно соответствовать общепринятым, исторически сложившимся и научно обоснованным правилам, нарушение которых может стать тормозом развития как отдельного субъекта предпринимательской деятельности, так и экономики в целом.
Актуальность темы обусловлена тем, что банковская система является важнейшим направлением национальной экономики любого развитого государства. Она управляет системой платежей и расчетов в государстве; осуществляет большинство своих коммерческих операций посредством депозитов, инвестиций и кредитных операций; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения фирмам и производственным структурам. Поэтому регулирование банковского сектора является важной задачей для государства.
Целью данной курсовой работы является анализ государственного регулирования банковской системы и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и систему мер государственного регулирования банковской системы в Республике Беларусь;
- провести анализ развития государственного регулирования банковской системы в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Сущность регулирования банковской системы
Регулирование и контроль банковской деятельности обусловлен многими обстоятельствами и подтверждаются уроками исторического развития. С точки зрения надзора, связанной с историческими традициями и национальными особенностями, принято выделять три группы стран [2, c. 94]:
- страны, в которых центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (США, Германия, Франция и Япония);
- страны, где центральный банк монопольно осуществляет надзор за деятельностью банков (Италия, Нидерланды, Беларусь);
- страны, в которых органы надзора отделены от центрального банка (Канала, Швейцария).
Для осуществления регулирования банковской системы во всех странах был создан в 1975 году Базельский комитет банковского надзора, который представляет собой Комитет национальных органов банковского надзора. В состав Комитета входят уполномоченные руководители (senior representatives) органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Постоянно функционирующий Секретариат расположен в Базеле. Базельский комитет является организационно-методологическим центром по регулированию деятельности банков и банковскому надзору.
В 1988 г. страны, входящие в состав Базельского комитета банковского надзора, пришли к соглашению относительно метода обеспечения достаточности капитала банка. Многие другие страны приняли Соглашение о капитале или другие схожие с ним соглашения [1, c. 110].
Система регулирования банковской системы включает в себя сложное переплетение финансовых, правовых, экономических и административных норм и отношений. Стандарты, определяющие безопасную и надежную деятельность банков, разрабатываются на международном уровне и трансформируются в национальное законодательство большинства стран. Эти стандарты представляют собой принципы и рекомендации и, как таковые, не имеют юридической силы с юридической точки зрения. Эти стандарты служат ориентиром при разработке банковского законодательства в разных странах.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка структуры банковской системы
В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая кредитная система: I уровень – центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень – коммерческие банки и другие небанковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Существование двух уровней позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Центральный банк выполняет роль «банка банков», управляет деятельностью банковских учреждений в рамках регулирования и контроля за функционированием рынка банковских услуг.
Организация банковской системы Республики Беларусь основывается на следующих обязательных принципах:
- банковское дело (или выполнение определенных операций) возможно исключительно на основании лицензии;
- коммерческие банки независимы в своей деятельности, государственные органы не должны вмешиваться в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
- разделение ответственности между коммерческими банками и государством. Банки не несут ответственности по обязательствам государства, а государство – по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение об обратном, или государство не взяло на себя такую ответственность;
- Национальный банк регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляет банковский надзор; для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы обязательно соблюдение экономических стандартов, установленных Национальным банком Республики Беларусь;
- вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка;
- вкладчикам предоставляется возврат средств;
- клиентам гарантируется банковская тайна по сделкам, счетам и депозитам. Закон определяет перечень лиц, которым информация может предоставляться в случаях, предусмотренных законодательными актами;
- банк работает в пределах фактически доступных ресурсов.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Проблемы и перспективы банковского регулирования
На настоящий момент уже многое сделано в части регулирования деятельности банковского сектора. Решениями Базельского комитета по банковскому надзору, содержащими методические рекомендации в области банковского регулирования и утвержденными в 2010–2011 гг. (названными Базелем III), повышены требования к структуре собственных средств банков, достаточности их капитала, введен в состав обязательных требований показатель левериджа, установлены нормативы ликвидности и достаточности капитала. При всей важности рекомендаций Базеля III они, как представляется, не убеждают в том, что банковскому сектору не грозит в будущем новый кризис.
Особенность современного развития банковского сектора состоит в том, что банки продолжают работать в условиях, когда старые проблемы не решены, а новые появились.
Так, не найдены способы и средства, позволяющие со стопроцентной гарантией избегать возникновения «пузырей» на финансовом рынке, кредитования некредитоспособных клиентов, наличия и появления проблемных кредитов.
К новым проблемам, которые придется решать, можно отнести демографические тенденции, сокращение темпов экономического развития, рост накоплений, уменьшение инвестиций, переход к цифровой экономике.
Влияние среды, финансовых рынков по-прежнему является решающим фактором в любой экономике, которая остается волатильной, кризисы и цикличность во многом обусловливают возрастание или падение темпов предложения банковских продуктов и услуг. Неизбежным останется влияние демографических процессов, выражающихся не только в увеличении или уменьшении численности населения, но и в изменении структуры его потребностей вследствие, с одной стороны, старения населения, а с другой стороны, потребностей нового поколения граждан.
Не без оснований считается, что развитие банковского сектора нуждается в оздоровлении. Новые проблемы, вызванные демографическими тенденциями, сокращением темпов экономического развития, ростом долей накоплений и уменьшением инвестиций, требуют принятия превентивных мер регулирования банковского сектора. В условиях меняющейся экономической среды в результате влияния цифровых технологий и нестабильности экономического развития государств основополагающими факторами становятся построение новых стратегий, более эффективная организация банковской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование банковской системы включает в себя сложные сплетения финансовых, юридических, экономических и административных норм и связей. Как особый орган государственного управления, Национальный банк наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков и наделен определенными властными полномочиями, к числу которых относят: регулирование денежного обращения и кредитных отношений, валютное регулирование и валютный контроль, регулирование деятельности банков (небанковских кредитно-финансовых организаций) и контроль (надзор) за нею.
Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой, где на первом уровне расположен Национальный банк Республики Беларусь, а на втором – коммерческие банки. Совокупный зарегистрированный уставный фонд действующих банков за 2020 год увеличился на 263 млн. рублей и на 1 января 2021 г. составил 5 805 млн. рублей, или 2,25 млрд. долл. США в эквиваленте. Активы действующих банков на 1 января 2021 г. составляли 90 552,5 млн. рублей (прирост за 2020 год – 15,6%). Доля активов в иностранной валюте увеличилась с 50,3% на 1 января 2020 г. до 52,4% на 1 января 2021 г. Объем нормативного капитала действующих банков на 1 января 2021 г. составлял 12 233,1 млн. рублей, увеличившись на 1 071,3 млн. рублей, или 9,6%. Основной объем капитала действующих банков был сосредоточен в пяти крупнейших банках – 70,6%. По итогам работы за 2020 год прибыль действующих банков составила 1 017 млн. рублей
В Республике Беларусь разработана система регулирования банковской деятельности, которая в целом соответствует международным стандартам. Она включает в себя регистрацию и лицензирование банков и небанковских финансовых учреждений, осуществление дистанционного надзора за банками на основе отчетности, местного надзора в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер надзорного реагирования банков в случае нарушения ими банковского законодательства, ухудшения их финансового состояния, реорганизации и ликвидации банков, анализа системных рисков банковского сектора, регулирования и контроля в области предотвращения легализации доходов, государственных преступлений, финансирования терроризма, финансирование распространения оружия массового уничтожения, осуществление валютного контроля.
1. Александрова, Н. Г. Банки и банковская деятельность для клиентов : учеб. пособие для вузов / Н. Г. Александрова. – СПб. : Питер, 2017. – 224 с
2. Алексеева Д. Г. Банковское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. Г. Алексеева [и др.] / под ред. С. В. Пыхтина; 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 410 с.
3. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой пред-ставителей 3 окт. 2000 г. (в ред. от 29.10.2018) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет портал «Pravo.by». – Режим доступа: http://pravo.by/.
4. Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2021 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/banksector/BS_01_01_2021.pdf.
5. Горелая, Н. В. Основы банковского дела : учеб. пособие / Н.В. Горелая, А.М. Карминский; Под ред. А.М. Карминского. - М. : ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2019. - 272 с.
6. Достов, В. Л. Подходы к регулированию рынка электронных денег на пространстве ЕАЭС: сравнительный анализ // Финансовый журнал. – 2020. – Т. 12. – №. 5. – С. 43-58.
7. Коликова, Е. М. Международные особенности деятельности национальных банков: системный подход // Финансовые исследования. – 2020. – №. 2 (67). – С.98-107.
8. Кузнецова, Е. И. Деньги, кредит, банки : учебник / Е.И. Кузнецова. — Москва : КНОРУС, 2018. — 306 с.
9. Ларина, О. И. Банковское регулирование и надзор. Практикум : учебное пособие / О. И. Ларина. – М.: Юрайт, 2018. – 251 с.
10. Наточеева, Н. Н. Банковское дело : учебник / под редакцией Н. Н. Наточеевой — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Дашков и К, 2019. — 270 с.
11. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.gov.by/.
12. Пашков, Р.В., Юденков, Ю.Н. Управление рисками и капиталом банка: монография / Р. В. Пашков, Ю. Н. Юденков. – М.: Русайнс, 2016. – 233 c.
13. Русанов, Ю. Ю., Бадалов, Л. А., Маганов, В. В. Банковский менеджмент: учебник / Ю. Ю. Русанов, Л. А. Бадалов, В. В. Маганов, - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 480 с.
14. Стародубцева, Е. Б. Банковские операции : учебное пособие / Е. Б. Стародубцева. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 128 с.
15. Стародубцева, Е. Б. Основы банковского дела : учебник / Е.Б. Стародубцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 288 с.
16. Стихиляс, И. В. Банковское дело / И. В. Стихиляс – Москва: Русайнс, 2015. – 136 с.
17. Тихомирова, Е. В Банковское дело : учебник / Е. В. Тихомирова, Н. П. Радковская — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. — 236 с.
18. Турбанов, А. Банковское дело: Операции, технологии, управление / А. Турбанов, А. Тютюнник. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 682 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты