Характеристика базовой физической культуры и ее разновидностей
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Характеристика базовой физической культуры и ее разновидностей»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Характеристика базовой физической культуры и ее разновидностей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ КОМПОНЕНТОВ
1.1 Физическая культура в жизни человека
1.2 Базовая физическая культура как основное звено системы физического воспитания
ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Школьная физическая культура как основная форма базовой физической культуры
2.2 Понятие и характеристика массового спорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, физическая культура и спорт – важная часть жизни общества и человека, неотделимая от науки, экономики и политики. Как показывает история, они, развиваясь, охватывали всё больше людей: - когда-то доступные лишь знати, они теперь не имеют сословных границ; перестав быть развлечением, тренировкой перед сражениями для мужчин, они стали во многом доступны старикам, женщинам и детям; растёт их открытость; регулярно создаются или популяризируются виды спорта разной направленности.
Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются: базовая физическая культура; спорт (в той части, в какой он относится в физической культуре); профессионально прикладная физическая культура; оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура.
Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и от части совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определённые различия как по функциям, так и по структуре.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что базовая физическая культура – это часть физической культуры, которая включена в систему общего образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку.
Важность и высокую значимость этого вида физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ КОМПОНЕНТОВ
1.1 Физическая культура в жизни человека
Роль физической культуры в жизни человека – это важность тренировок, влияние на организм человека, улучшение физического и психологического здоровья. Невозможно недооценить роль физической культуры в жизни человека, поскольку нет такой сферы человеческой деятельности, которая бы с ней не была связана. Спорт и физическая культура являются духовной и материальной общественной ценностью, одновременно важной для любой личности. Из года в год в нашей стране все чаще говорят о физическом воспитании как о феномене общества и личностных особенностях человека. В то же время психологи и учителя, философы сходятся во мнении: это явление еще недостаточно изучено, несмотря на долгое время бережное отношение людей к культуре тела [7].
Учитывая роль физической культуры в жизни человека, следует признать уникальность физической культуры как социального явления. Во многих отношениях это связующее звено между социальным развитием человека и биологическим прогрессом. Этот тип культуры является первым, который в принципе возникает из всех аспектов культуры; она - основа любого представителя человеческого вида. Во многом именно по этой причине принято говорить о сильном воздействии физической культуры: как на организм человека, так и на его психику.
Оценивая роль физической культуры в жизни человека в историческом контексте, стоит отметить тот факт, что физическая культура с древних времен являлась отражением практических потребностей человека и общества в целом. Людям нужна была соответствующая подготовка, и это особенно заметно в образовании детей и молодежи. Однако не менее важным аспектом физического воспитания является возможность научить взрослого работать с помощью таких занятий [16].
ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Школьная физическая культура как основная форма базовой физической культуры
Школьная физическая культура является основной формой базовой физической культуры. Организация физического воспитания - процесс важный, как и любой урок. Урок физкультуры, как обязательная организационная форма физического воспитания для всех учащихся, обеспечивает тот минимум двигательных знаний, навыков и умений, который был предусмотрен школьной программой и составляет основу общей физической подготовленности.
Практически все основные средства физического воспитания (гигиенические и природные факторы, физические упражнения) используются в различных сочетаниях для разностороннего воздействия на уроках физкультуры.
Организация физического воспитания, тщательный подбор легкоатлетических и гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, а также умелая их дозировка, соблюдение всех гигиенических условий необходимо на занятиях физкультурой для развивающего и оздоровительного эффекта. Не менее важно и обеспечение единства интеллектуальных действий, двигательных ощущений, чувств и эмоций [5].
При организации физического воспитания должно учитываться, что объем физических упражнений, которые выполняются школьниками, напрямую зависит от их возраста. К примеру, школьники младшего возраста нуждаются в более частой смене движений, поэтому в пределах урока необходимо проводить 3-4 упражнения. А вот от учеников средних и старших классов требуется, прежде всего, точность выполнения движений. Гораздо больше времени выделяется на их разучивание и освоение, при этом само количество упражнений заметно уменьшается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, физическая культура является важным социальном феноменом и пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Она влияет на образ жизни людей, национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности общества.
Физическая культура можно сказать неотделима от жизнедеятельности человека в целом, так как человек без физической культуры не способен развиваться не только физически, но и нравственно в целом и весь жизненный процесс в жизнедеятельности человека зависит от физической культуры в обществе.
Базовая физическая культура – фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования и воспитания (физическая культура в детском саду, школьная физическая культура). Базовая - потому что она направлена на приобретение основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков («школы движений») и физических качеств. Базовая физическая культура одного звена системы образования может быть «основой» физической культуры следующего звена (детский сад - школа, школа - вуз и т.н.).
Таким образом, школьная физическая культура является основной формой базовой физической культуры. В настоящее время в нашей стране стала актуальной – проблема сохранения и здоровья детей. Вместе с тем возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней жизни. Уровень здоровья нового поколения и его духовность зависят от ряда факторов: биологических, социально-генетических, природно-климатических, антропогенных, а также от факторов как хорошо и правильно информированы учащийся о своем организме и его развитии.
1. Барков, В.А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе : Учеб. пособ. для студ. вузов / В.А. Барков, Ю.К. Рахматов. – Гродно : Гродненский гос. ун-т, 2003. – 163 с.
2. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия / С.Д. Бойченко, И.В. Бельский. – Минск : Лазурак, 2002. – 312 с.
3. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образования, тренировка. 2001. - №3. - С. 2-7.
4. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С. 58-62
5. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2006. – 280 с.
6. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи: Монография – Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2009. – 166 с.
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с
8. Гойхман П.Н. Физическая культура в школе/ П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов. − М.: ФиС, 2004. − 379с.
9. Иванченко, Е.И. Основы системы спортивной подготовки: учеб.-метод. пособие / Е.И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2012. – 278 с.
10. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. — М.: Просвещение, 2016. — 224 c.
11. Кузнецов П.К. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности / П.К.Кузнецов // Известия Российского 35 государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 152. С. 165-168.
12. Мальгинова Е.А. Формирование заинтересованности к занятиям физической культурой / Е.А. Мальгинова, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова, С.П. Липовцев // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 101-102.
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет/ Лев Павлович Матвеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2004. – С.14-26
14. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты: учебное пособие / Ю.М. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2000. – 377 с.
15. Скобелева, А.С., Колпакова, Е.М. Физическая культура и ее влияние на решение социальных проблем // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
16. Холодов, Ж.К., Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. -М.: Академия, 2011. – С. 12-17
17. Чернышева И.В. Физическая культура как фактор социализации личности / И.В. Чернышева, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина, М.В. Шлемова // Известия ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 8: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2011. № 10. С. 143-146.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты