Особенности предупреждения и раскрытия преступлений на объектах транспорта
Могилёвский институт МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности предупреждения и раскрытия преступлений на объектах транспорта»
по дисциплине: «Оперативно-розыскная деятельность»
2021
45.00 BYN
Особенности предупреждения и раскрытия преступлений на объектах транспорта
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Оперативно-розыскная деятельность
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАСПОРТА
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
3. РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране транспорт является одним из важнейших секторов экономики, и трудно переоценить, в какой степени реализация транспортной инфраструктуры и транспортного потенциала влияет на экономическое развитие.
Транспорт - это не только отрасль экономики, это средство перевозки людей и товаров, но и источник повышенной опасности, а также объект преступного посягательства. Поэтому одним из приоритетных вопросов, которые должно решать государство, является обеспечение безопасности перевозок и транспортной инфраструктуры.
Стратегической целью развития транспортной системы является «удовлетворение потребностей экономики и общества в инновационном социально-ориентированном развитии в конкурентоспособных высококачественных транспортных услугах». Это также должно быть связано с уровнем реализации правоохранительных функций объектов дорожного движения в целях эффективной защиты общественного порядка и общественной безопасности.
Современная транспортная система является неотъемлемой частью промышленной и социальной инфраструктуры белорусского государства, обеспечивая его рост, территориальную целостность и национальную безопасность.
В связи с увеличением объемов пассажирских и грузовых перевозок, изменениями в организационной структуре управления и принципе ведения бизнеса возросли требования к обеспечению его бесперебойной работы.
Следует также отметить, что транспортная система Республики Беларусь является криминогенно уязвимой зоной, подверженной преступным нарушениям объектов, перемещающихся железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАСПОРТА
Правоохранительная деятельность на объектах транспорта осуществляется в сложных условиях, предопределенных, в основном, круглосуточной работой транспорта, его повышенной опасностью, значительной концентрацией людей на вокзалах, станциях, в портах и поездах, интенсивной миграцией граждан, сосредоточением на обслуживаемых объектах больших объемов перевозимых грузов, в т. ч. ценных, а также значительной протяженностью участков обслуживания.
Вместе с тем, специфика деятельности органов внутренних дел на транспорте обусловлена географическими и экономическими особенностями регионов дислокации объектов обслуживания [1, с. 118].
Все это обусловливает необходимость существования специализированных транспортных правоохранительных органов. На объектах транспорта преступления против собственности занимают главенствующее место.
Под объектами транспорта в настоящем исследовании понимается железнодорожный, воздушный и водный транспорт. Кроме того, помимо, собственно, транспорта в сферу внимания подпадают также объекты соответствующего вида транспорта.
Учитывая то обстоятельство, что большинство преступлений на транспорте, в том числе преступлений против собственности, совершается на железнодорожном транспорте, данному виду транспортной инфраструктуры и уделено особое внимание.
Железнодорожный транспорт играет особую роль в экономике белорусского государства, на его объектах ежедневно и непрерывно перемещаются грузовые потоки и большое количество пассажиров, обеспечивая экономические и социальные связи между различными районами страны и отраслями хозяйства. Вследствие этого укрепление правопорядка и противодействие преступности на объектах железнодорожного транспорта являются основополагающими задачами органов внутренних дел на транспорте.
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
В юридической литературе помимо термина «профилактика» употребляются понятия «предупреждение», «предотвращение», которыми часто определяют одно и то же явление. В научной литературе не решен вопрос о терминологическом и содержательном соотношении данных определений. В то же время в ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» предупреждение преступлений определено в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности, и этот термин широко употребляется в рассматриваемом законе. Понятие «предотвращение преступлений» в названном документе законодателем не употребляется. В Законе Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», принятом 10 ноября 2008 г., одновременно употреблялись термины «предупреждение», «профилактика» и «предотвращение», при этом понятие профилактики правонарушений определялось через термины предупреждение и предотвращение. Другими словами, законодатель в отдельных случаях употребляет анализируемые термины как синонимы, а в других – как разные по смыслу, что не вносит ясности в их понимание. Изменение указанной ситуации наметилось с принятием Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», в котором при определении понятия «профилактика правонарушений» термин «предупреждение» уже не употребляется. Профилактика правонарушений определяется как «деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений».
3. РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
Стратегической задачей взаимодействия между следователем и оперативными подразделениями органов внутренних дел является эффективное раскрытие и расследование преступлений. В действующем УПК Республики Беларусь термин «раскрытие преступлений» не используется.
Согласно ст. 7 УПК Республики Беларусь задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В УПК БССР 1960 г. раскрытие преступлений являлось основной задачей органов следствия и дознания. Данная замена приоритетных направлений уголовного процесса связана не только с изменением политического курса белорусского государства, но и с общими тенденциями демократизации общества и уголовного процесса, а также с изменением направления совместной деятельности следователей и оперативных сотрудников, обращенной в первую очередь на защиту прав и законных интересов каждого члена общества независимо от его статуса в уголовном процессе, а не на преследование узковедомственных интересов, направленных на быстрое раскрытие преступлений и формирование положительной статистической отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение проблемы обеспечения безопасности граждан, защиты их имущества и предотвращения противоправных действий на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры в самом широком смысле является не только одной из главных задач отдельных ведомств и организаций, но и одной из главных задач всего общества. Внимание к проблеме борьбы с преступностью, в том числе на транспортных объектах, не случайно. Это одна из наиболее важных задач любого государства, любого общества. Остро стоит она и перед нашим государством, причем особо актуальной она стала в последние годы в связи с ростом преступности в стране.
Исторический обзор деятельности нашего государства в области борьбы с преступностью свидетельствует о том, что на всех этапах его развития предупреждение преступлений и иных правонарушений рассматривалось как одно из главных направлений государственной деятельности.
Предупреждение преступлений - это самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности граждан. Профилактическая деятельность обеспечивает наряду с защитой общества от преступных посягательств защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего нравственного падения, не дает им стать преступниками и тем самым избавляет от необходимости уголовного или иного наказания за него.
Предупреждение преступлений является средством борьбы с преступностью наиболее эффективным и по экономическим параметрам, так как позволяет решать задачи путем применения в первую очередь социальных мероприятий, реализуемых государством с целью решения иных, более общих проблем улучшения условий жизни членов своего общества.
Вместе с тем предупреждение преступности — задача не только практическая, но и научная, так как, являясь разновидностью социальной деятельности, она может быть эффективна лишь в том случае, если базируется на прочном научном фундаменте.
1.Грибунов, О.П. К вопросу о противодействии преступлениям, совершаемым на объектах транспорта / О.П. Грибунов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2. –С. 117 – 120.
2.Кононенко, И. Н. Предотвращение и раскрытие аппаратами уголовного розыска преступлений на транспорте : учеб. пособие / И. Н. Кононенко. – Киев : Киевская высшая школа, 1973. – С. 7–12.
3. Актуальные проблемы современной криминалистики: сборник научных трудов / [редколлегия: Г. Н. Мухин (ответственный редактор) и др.]; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». - Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2010. - 187 с.
4. Гетман Н. И., Степаненко Ю. В. Организация борьбы с преступлениями на пассажирском железнодорожном транспорте: практ. пособие. М., 2003. С. 6-17.
5.Лозовский Д.Н. Отдельные аспекты выявления и раскрытия преступлений, совершенных на объектах транспорта: [статья] / Д.Н. Лозовский // II Минские криминалистические чтения: в 2 ч. Ч. 1.: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 10 декабря 2020 г.). - Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2020. — С. 3—5.
6. Новости Минского отдела внутренних дел на транспорте / Официальный сайт Белорусской железной дороги. Июнь 2021 г.// https://www.rw.by/corporate/related_structures/movdt/news_ovdt/2021/06/spetsialnoe-kompleksnoe-meropriyatie-passazhir-
7. Новости Отдела охраны правопорядка и профилактики Столбцовского РОВД / Официальный сайт Столбцовского райисполкома.// https://stolbtsy.gov.by/images/27-01-2021-56.docx.
8. Новости Национального аэропорта Минска //Официальный сайт Национального аэропорта Минска // http://airport.by › upload › files.
9.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. История видеонаблюдения: путь от телевизора и Третьего рейха до облаков и нейросетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/ ivideon/blog/313586/.
11. Тройная кража на виду у трехсот камер видеонаблюдения, зафиксирована на вокзале в Гродно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newgrodno.by/ incidents/trojnaya-krazha-na-vidu-u-trehsot-kamer-videonablyudeniya-zafiksirovana-navokzale-v-grodno.
12. Горбач, П. Николай Мельченко: МВД о новых технологиях, биометрических паспортах и миграции [Электронный ресурс] // Белорусское телеграфное агентство. – Режим доступа: https://www.belta.by/interview/view/mvd-o-novyh-tehnologijahbiometricheskih-pasportah-i-migratsii-6736/.
13. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте : дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2017. 224 с.
14. Смирнов И.А., Королёв Ю.Ф. Проблемы и перспективы института содействия граждан оперативным подразделениям // Закон и право. 2016. № 7. С. 150–156.
15. Шахматов А.В. Организационные аспекты выявления преступлений оперативными подразделениями ОВД // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения – 2019 : сб. науч. тр. по материалам VI Междунар. науч.- практ. конф. Гатчина, 2019. С. 439–443.
16. Князьков А.С. Тактико-криминалистические задачи расследования следственно-оперативной группой многоэпизодной преступной деятельности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. С. 238–242.
17. Криминалистика: учебник для вузов / ред. Р. С. Белкина. – М. : Изд-во «НОРМА», 2000. – 973 с.
18. На объектах железнодорожного транспорта в первом полугодии зарегистрировано 74 преступления // "Крупскі веснік". 17 июля 2021. // http://krupki.by/index.php/zakon-i-poryadok/14289-na-ob-ektakh-zheleznodorozhnogo-transporta-v-pervom-polugodii-zaregistrirovano-74-prestupleniya
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты