Квест-технологии как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Квест-технологии как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Квест-технологии как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник для детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности экологических знаний у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Квест-игра «Природа-человек-техника».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность экологической культуры в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста
1.3 Характеристика и особенности использования квест-технологий в процессе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-технологий
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В наше время одной из самых актуальных и самых тревожных проблем является взаимодействие человека с природой. И важно правильно сформировать экологическую культуру подрастающего поколения. Формирование экологического сознания, экологической культуры может происходить самыми разными путями и на разных уровнях государственного устройства: через политику, экономику, просвещение, и, конечно, через систему образования.
«Цель экологического образования и просвещения – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны» - отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2021 года [20]. В Законе «Об образовании» Республики Беларусь одним из принципов государственной политики в этой сфере является экологическая направленность образования [7].
Сущность современного экологического образования и воспитания -формирование у детей культуры отношений к природе, другим людям и самому себе, то есть формирование экологической культуры.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с большим интересом, открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, зависит во многом от взрослых, в том числе и от работников системы образования.
В современной системе важно создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Особенно эффективным и интересным видом современных технологий становится интерактивная игра. Она предлагает нам условия, где дети могут с увлеченностью и интересом решать поставленные задачи, изменяя формы поведения и деятельности при взаимодействии.
Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты, которые помогают расширить экологический кругозор дошкольников, воспитывать бережное отношение к природе, помогают подобрать наиболее эффективные формы и методы работы с детьми в экологическом воспитании.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность экологической культуры в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогических исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования доказана возможность освоения детьми различных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка дошкольника.
Важным компонентом экологической культуры является отношение к природе. Психологи C.Л. Рубинштейн, A.H. Леонтьев, B.H. Мясищев, C.Д. Дерябо, B.A. Левин и др. рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявления. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, в практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего [21, c.29].
Современные тенденции образования объединяют термин «экология» с другим термином – «культура». Существует множество определений этого понятия. Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [18, c. 58].
Особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде – это экологическая культура. Она дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды [13].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста нами проведено исследование на базе ГУО «». Выборка исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Для осуществления диагностики использовались следующие методы и методики:
1. Метод беседы и интервью
Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.
Использование этого метода способствует повышению объективности информации о педагогических фактах, явлениях, процессах, их типичность, поскольку предусматривает получение подробной информации от имеющегося количества опрошенных. Метод беседы в данной работе осуществлялся с использованием специально разработанного списка вопросов по выявлению уровня сформированности экологических знаний, предназначенного для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).
2. Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 2).
На первоначальном этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялась диагностика уровня сформированности экологической культуры дошкольников с использованием специально разработанного списка вопросов по выявлению уровня сформированности экологических знаний. В результате проведенной диагностики, пришли к следующим результатам. Отвечая на первый вопрос опросника «Что такое природа?» воспитанники дали следующие ответы (рисунок 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема недостаточного количества знаний об объектах природы и охране окружающей среды у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время является недостаточно развитой. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста является важным элементом образовательного процесса, ведь в наше время одна из самых актуальных и самых тревожных проблем – взаимодействие человека и природы. И важно правильно сформировать экологическую культуру подрастающего поколения.
В данной работе уточнено понятие экологической культуры, его целесообразно интерпретировать как сложную категорию, которая развивается на протяжении всей жизни человека; она берет свое начало в дошкольном детстве, ее формирование происходит при участии и под руководством взрослого, определены особенности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, дана характеристика и определены особенности использования квест-технологий в процессе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
В экологическом образовании дошкольников применение квест-технологии позволяет в игровой форме познакомить детей с объектами живой и неживой природы, правилами сохранения животного и растительного мира, правилами поведения на природе и др. Дети, играя, узнают об особенностях животных, их повадках, характерных признаках, местах обитания и т.д.
На базе ГУО «» нами проведено исследование по выявлению уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования показали, что многие воспитанники затруднились ответить на вопросы предложенных нами опросников, следовательно уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста находится на достаточно низком уровне (43%). Поэтому считаем целесообразным повышать профессиональное мастерство педагогов дошкольных учреждений. Также для эффективной работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста рекомендуем использовать в своей работе разработанные и предложенные нами направления экологических квестов и квест-игры по формированию экологической культуры у детей в возрасте 5-7 лет.
1. Андреев, М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д. Андреев // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145.
2. Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа. – 2005. – №12. – С. 32-34.
3. Вернадский, B.И. Биосфера и ноосфера / B.И. Вернадский. – M.: Наука, 1989. – 261 c.
4. Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б. С. Волков. – Москва: КНОРУС, 2016. – 348 с.
5. Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/nxoh6ukqJGA/3.html
6. Жуковская Р.И., Родной край. / Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.; – М.: Просвещение, 1990. – 176с.ил.
7. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991г. «Об образовании» в редакции Закона республики Беларусь от 19 марта 2002г.//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002г, № 37 2/844
8. Зебзеева, В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 45-49.
9. Зябрева В.Ф. Игра как ресурс развития экологической компетентности ученика. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск. Издательство «Ветер», 2015:168-169.
10. Игумнова, Е. А. Квест-технология в образовании: учеб. Пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. – Чита : ЗабГУ – 2016. – 164 с.
11. Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/02/07/kvest-tehnologiya-kak-sredstvo-ekologicheskogo
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия». — 2011. – 218 с.
13. Коломина, H.B. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / H.B. Коломина. – M.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 c.
14. Коменский, Я. А. Велика дидактика (Избранные главы) [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya _didakt_izbr.htm
15. Лечкина Т.О. Технология «Квест – проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование – 2014. -№ 4.-с.45-47.
16. Маневцева Л.М., Мир природы и ребенок. / Л.М. Маневцева, П.Г.Саморукова; - СПб.: Акцидент, 1998. – 319с.ил.
17. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – Москва, 1983. – 93 с.
18. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников / Л. Каменева [и др.]; –СПб: Детство-Пресс, 2003. – 320 c.
19. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П. Молодова. – Минск, Асар, 2004. – 158 с.
20. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. – Минск : Юнипак, 2004. – 202 с.
21. Николаева, C.H. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. Пособие / C.H. Николаева. – 3-е изд. – M.: Академия, 2005. –165 c.
22. Николаева, C.H. Теория и методика экологического образования детей / C.H. Николаева. – M.: ACADEMA, 2013. – 336 c.
23. Николайко О.А. Игра как средство воспитания экологической культуры. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск. Издательство «Ветер», 2015: 70-71.
24. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов [Текст] / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск: «Пелент», 1993. – 61 с.
25. Сязи Н.М. Региональные образовательные традиции в формировании полиэтнической культуры школьников. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве 2016: 5, 183-189.
26. Федорова Г.А. Технология квеста во внеурочной деятельности в 6 классах. Вестник ТОГИРРО. 2016: 254-256.
27. Цветкова, И.B. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.B. Цветкова. – M.: Педагогическое общество России, 1999. – 176 c.
28. Шатунова О.В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников. Вестник научных конференций. 2015: 4-4(4): 152-155.
29. Шеина Л.И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.
30. Ясвин, B.A. Психология отношения к природе / B.A. Ясвин. – M.: Смысл, 2010. – 456 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник для детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности экологических знаний у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Квест-игра «Природа-человек-техника».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты