Рынок труда и его институты в современной Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рынок труда и его институты в современной Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Рынок труда и его институты в современной Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования рынка труда и его институтов
2 Система экономических институтов рынка труда и ее развитие в экономике Республики Беларусь
2.1 Государственная политика Республики Беларусь: развитие институтов рынка труда
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
3 Основные направления институциализации рынка труда в экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время идет сложный процесс экономического развития, в рамках которого происходят преобразования во всей системе мирового хозяйства и в национальных экономиках.
Развитие мировой экономики тесно связано с развитием рынка труда. Изменяются процессы трудовой деятельности, организации труда, структуры занятости и трудовых отношений.
Современное социально-экономическое развитие Республики Беларусь требует новых подходов к регулированию рынка труда с учетом его новых реалий в условиях экономического развития, происходящего как на национальном, так и на международном уровнях.
Ввиду того, что потеря высококвалифицированных работников по-прежнему представляет угрозу для экономики страны, в этом случае особое внимание следует уделять созданию высокопроизводительных рабочих мест и совершенствованию системы материального стимулирования. Руководители фирм должны заботиться о персонале, подчеркивать свое уважение к успешным и прилежным сотрудникам, предоставлять возможности для обучения и профессионального развития, создавать эффективные схемы оплаты и развивать системы премирования. Все это и многое другое должно найти отклик в развитии институтов рынка труда.
Актуальность темы, рассмотренной в курсовой работе, обусловлена нарастающими процессами активного развития экономики, которые охватили практически все страны и слои населения и оказали существенное влияние на международное движение рабочей силы.
Объектом исследования в работе являются институты рынка труда.
Предмет исследования –развитие рынков труда в Республике Беларусь.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования институтов рынка труда;
- ознакомится с системой экономических институтов рынка труда и ее развитием в экономике Республики Беларусь;
- рассмотреть основные направления институционализации рынка труда в экономике Республики Беларусь.
В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы исследования: описательный, сравнительный, аналитический, дедуктивный, индуктивный, синтеза и анализа.
Для написания работы были использованы исследования в данной области, как отечественных, так и зарубежных авторов, а также статистические данные и данные интернет-ресурсов.
1 Теоретические основы исследования рынка труда и его институтов
Рынок труда является индикатором, характеризующим национальное благосостояние и позволяющим судить об устойчивости и эффективности социально-экономических преобразований. Тем не менее процесс формирования рынка труда в Республике Беларусь еще не завершен.
Трудовой потенциал Республики Беларусь, его эффективная «эксплуатация» является одной из важнейших и значимых проблем. Поскольку развитие и становление рыночной экономики напрямую зависит от трудового потенциала, а с учетом того, что на данный момент в Республике Беларусь формируется инновационная экономика (экономика, которая основана на инновациях, информационных и компьютерных технологиях, не прекращающемся технологическом совершенствовании).
Развитые и эффективно функционирующие институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений более определенной [3, с. 124].
Рынку труда присущи важные особенности, накладывающие отпечаток на его функционирование:
– невозможность отделения прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляется процессом расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
– значительная временная продолжительность контактa продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предусматривает длительные отношения между продавцом и покупателем.
– наличие и влияние не денежных аспектов сделки. Прежде всего, это условия труда, командный микроклимат, возможности рекламы и профессионального развития.
– присутствие множества специфических институциональных структур. К таким структурам относятся: трудовое законодательство; различные учреждения и службы по регулированию занятости, национальные программы по труду и занятости и другие.
– высокий уровень индивидуализации транзакций. Им присуще огромное разнообразие, потому что каждый сотрудник уникален по-своему, и каждая работа имеет свои отличия и предъявляет свои требования к заявителям.
Основываясь на определении и характеристиках рынка труда, можно определить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка; службы занятости населения; инфраструктуру рынка труда; систему социальной защиты и др.
Наемные работники и работодатели являются основными субъектами рынка труда.
2 Система экономических институтов рынка труда и ее развитие в экономике Республики Беларусь
2.1 Государственная политика Республики Беларусь: развитие институтов рынка труда
Формирование нового типа занятости в Республике Беларусь носит точечный характер. В то же время существующая институциональная структура сектора занятости и рынка труда оказывает противоречивое влияние на развитие нового типа занятости. Особенность белорусских институтов рынка труда заключается в том, что их выбор был сделан непосредственно в ходе радикальных структурных изменений, а не носил эволюционный характер, как в развитых странах. В то же время импортированные формальные институты не всегда совместимы с системой доминирующих неформальных правил и социокультурных ценностей. Совершенствование формальных институтов (в частности, изменения в трудовом кодексе, трудовом законодательстве, разработка законопроекта о дополнительной рабочей силе, развитие сети агентств занятости на рынке труда, улучшение службы занятости и т. д.) сосуществует с несовершенным применением законодательства; постоянным изменением формальных правил и положений; неравенством сторон социального партнерства; неразвитостью институтов гражданского общества.
В конечном итоге это определяет недостаточное использование человеческого потенциала, снижает эффективность занятости и ограничивает возможность его прогрессивных изменений, адекватных инновационному типу воспроизводства.
Важнейшую роль в реализации социальной политики Республики Беларусь играет обеспечение эффективной занятости населения.
Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно выбранной занятости населения. При этом трудоустройством считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных и социальных потребностей и приносит доход субъектам.
Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения.
3 Основные направления институциализации рынка труда в экономике Республики Беларусь
Большое значение в исследованиях проблем институтов рынка труда имеют те, которые напрямую связаны с поиском любых возможных путей, форм и методов государственного воздействия на рынок труда, а также способных смягчить нежелательные последствия данного перехода. Однако разработках кардинальных мер по быстрому и глубокому устранению текущей ситуации на рынке труда и обеспечению решения сразу всех существующих проблем занятости, на сегодня невозможна. В настоящее время, при данных условиях можно предложить лишь частичные меры, которые будут направлены на устранение массовой безработицы, снижение напряженной ситуации на рынке труда в стране и достижение максимального баланса между спросом и предложением рабочей силы, как по структуре, так и по объемам.
Главное место в создании необходимого спроса на рабочую силу играет создание новых рабочих мест. Опыт развитых стран в этом плане свидетельствует о целесообразности регулирования государством процесса создания рабочих мест, не столько при помощь прямых инвестиций в экономику страны, сколько при помощи предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, которые будут создавать данные рабочие места. Дальнейшая оптимизация и совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь, а точнее, снижение налогообложение, будет способствовать росту накоплений у предприятий. Данные накопления могут впоследствии быть использованы для расширения и модернизации производства и создания новых рабочих мест. Также государство должно стимулировать создание и обновление рабочих мест в тех отраслях экономики, в которых производимая предприятиями продукция является конкурентоспособной на рынке, а также на жизненно обеспечивающих, нужных стране, производствах.
Также еще одним из главных институтов рынка труда в Беларуси является подготовка и переподготовка (переквалификация) безработных граждан. Данное направление нацелено на рост конкурентоспособности населения на рынке труда, расширении перечня возможностей эффективного трудоустройства и развития самостоятельной занятости. Для этого государственные органы управления и службы занятости обязаны обеспечить наилучшее соответствие между количеством и потребностями экономики страны в квалифицированных кадрах.
Одним из направлений для дальнейшего развития института подготовки кадров должно стать постепенное улучшение качества обучения, плавный переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и определения квалифицированных специалистов, прежде всего, обучающихся в ПТУ либо колледжах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была рассмотрена тема институтов рынка труда в Республике Беларусь и их развитие. Так, в процессе выполнения работы были изучены теоретические основы исследования институтов рынка труда, а также рассмотрена система экономических институтов рынка труда и ее развитие в Республике Беларусь, а также были рассмотрены основные направления институционализации рынка труда в Республике Беларусь.
Так, в результате изучения теоретической главы в работе можно сделать ряд выводов.
Под институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие.
Для повышения эффективности рынка труда следует регулировать и эффективно управлять социально-трудовыми отношениями через рынок труда в направлении повышения его гибкости; формировать современные институты рынка труда; рационально использовать трудовые ресурсы на микроуровне; сохранять социальные гарантии с повышением эффективности системы оплаты труда; координировать рынок образовательных услуг и рынок труда.
Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения. Основными задачами политики занятости населения на 2021-2025 гг. являются создание условий для эффективной занятости и максимального вовлечения трудоспособных граждан в трудовую деятельность. Целевым ориентиром является уровень безработицы в трудоспособном возрасте (по методологии Международной организации труда) – не более 4,2 % к концу 2025 года.
Динамика численности безработных имеет тенденцию к снижению с 2016 по 2020 гг. Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ в 2020 году составила 206,2 тыс. чел., что на 95,6 тыс. чел. или на 31,7 % меньше уровня 2016 года. По отношению к 2019 году численность безработных снизилась на 7 тыс. чел. или на 3,3 %. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты в 2020 году составила 7,2 тыс. чел., что на 28,1 тыс. чел. или на 79,6 % меньше значения 2016 года. По отношению к 2019 году численность безработных снизилась на 1,6 тыс. чел. или на 18,2 %.
Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси по состоянию на 1 июля 2021 г составил 0,2% и по сравнению с 1 июля 2020 г (0,2%) не изменился. При этом на учете в качестве безработных на 1 июля 2021 г состояло 7,9 тыс. человек, что на 20,7% безработных меньше, чем на 1 июля 2020 г (10 тыс. человек).
1 Агапова, Е.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Е.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Дело и сервис, 2014 – 446 с.
2 Бирюкова, О. Дневник успеваемости белорусской экономики / О. Бирюкова. – Белорусский рынок. – 2016. – С. 12-13
3 Бондарь, А.В. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 415 с.
4 Государственная политика занятости в Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lelchitsy.gomel-region.by/uploads/files/IPG-aprel.doc.
5 Ефремова, С. М. Приоритетные направления государственной политики в области регулирования современного рынка труда / С. М. Ефремова // Достижения науки и образования. – 2018. – №. 14 (36). – С. 9-14.
6 Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2014. – 472 с.
7 Институты рынка труда в современной экономике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/instituty-rynka-truda-v-sovremennoy-ekonomike.
8 Киселев, И.Я. Современные тенденции правового регулирования нестандартных форм занятости в странах Запада / И.Я. Киселев // Труд за рубежом. – 2013. – №1. – С. 86-89.
9 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon
10 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
11 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Ukaz-292--1.pdf.
12 Республика Беларусь в цифрах: статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2021. – 72 с.
13 Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Норма, 2015 – 672 с.
14 Санкова, Л.В. Институциональные аспекты занятости нового типа / Л.В. Санкова // Инновационные преобразования российской экономики и рынок труда: Сб. науч. ст. – М., 2018. – С.145-152.
15 Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение / Р.Х. Франк. – М.: ИНФРА-М, 2014 – 696 с.
16 Экономическая теория: Учебник / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2016. – 495 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты