Регулирование психической напряжённости в процессе тренировочной и соревновательной деятельности в тхэквондо (единоборствах)
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Регулирование психической напряжённости в процессе тренировочной и соревновательной деятельности в тхэквондо (единоборствах)»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Регулирование психической напряжённости в процессе тренировочной и соревновательной деятельности в тхэквондо (единоборствах)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ
1.1 Общая характеристика психологической подготовки
1.2 Особенности психической напряжённости
1.3 Методы психологической подготовки
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ В ТАЭКВОНДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами.
В спорте имеется множество примеров, когда вопреки всем прогнозам, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда – объясняют это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником.
Разработка психологических аспектов проблемы подготовки к соревнованиям в спорте вступила на новый этап.
Постоянный и значительный рост спортивных достижений, рекордов, характерный для мирового спорта, свидетельствует о несостоятельности трех видов подготовки (физической, технической, тактической). Современные спортивные соревнования требуют от участников огромных затрат не только физической, но и душевной энергии. Даже физически и технически хорошо подготовленный спортсмен не может победить, если у него нет достаточно развитых психических функций и необходимых для этого психологических качеств личности. Все это говорит о необходимости четвертого типа подготовки спортсмена – психологической. Проблема изучения предстартового состояния спортсмена на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и способов его регулирования в экстремальных условиях является сегодня одной из самых актуальных, что послужило дополнительному изучению данной темы и является актуальностью курсовой работы.
Объект курсовой работы – психическая напряженность.
Предмет курсовой работы – регулирование психической напряжённости в процессе тренировочной и соревновательной деятельности в тхэквондо (единоборствах).
Цель курсовой работы – изучить средства и методы регулирования психологической напряжённости в таэквондо.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. дать общую характеристику психологической подготовленности спортсмена;
2. выявить особенности психической напряженности;
3. изучить методы психологической подготовки;
4. обобщить средства и методы регулирования психологической напряженности в таэквондо.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ
1.1 Общая характеристика психологической подготовки
Впервые проблема психологической подготовки спортсменов была выдвинута в советской психологии спорта 1956 г. на 1-ом Всесоюзном совещании по психологии спорта. Именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.
Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, которые используются для формирования и совершенствования личностных и психических качеств спортсменов, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [1].
Авторы по-иному трактуют термин «психологическая подготовка». П. А. Рудик дает следующую характеристику: «психологическая подготовка направлена на формирование психических характеристик личности, необходимых спортсменам для развития психических качеств, необходимых для занятий спортом, и улучшения различных психологических процессов» [6].
А. Ц. Пуни дает следующее определение психологической тренировки - «это система мер, направленных на организацию осведомленности и деятельности спортсмена в соответствии с ожидаемыми условиями предстоящих соревнований» [5].
М. Ванек и Ив. Мацак обосновывают психологическую подготовку как «набор различных занятий, методов и средств, которые прямо или косвенно влияют на спортсмена и усиливают его реакции, качества и отношения, необходимые для целенаправленной тренировки и успеха на соревнованиях в соответствии с правилами спорта и социальной морали» [1].
Психолог В.М. Мельников считает, что «психологическая подготовка спортсмена - это один из аспектов воспитательного процесса в спорте. Его конечная цель - сформировать и улучшить личностные качества, важные для спорта, путем изменения системы мировосприятия спортсмена. Основная задача этого процесса - создать психологическую готовность спортсмена: к длительному тренировочному процессу; соревнованиям в целом; к конкретному соревнованию» [3].
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ В ТАЭКВОНДО
Психологическая подготовка спортсменов на сборах и в соревновательном процессе состоит из решения следующих задач:
1. повышение психологической устойчивости в спортивных условиях;
2. улучшение психических функций и личностных качеств, обеспечение выполнения спортсменами основных действий и операций борцовского поединка;
3. формирование, совершенствование и коррекция индивидуального стиля исполнения поединка.
Эти задачи каждый спортсмен выполняет по-своему, в зависимости от внешних и внутренних условий.
Внешними условиями считаются среда турнира, характеристики и уровень мастерства основных соперников, правила и программа соревнований, результаты жеребьевки и т. д.
К важнейшим внутренним условиям деятельности спортсменов относятся спортивные навыки (техническая, тактическая, физико-психологическая подготовленность и теоретические знания), уровень психических функций и качеств, особенности психологических и физиологических условий в различных условиях спортивной деятельности, основные свойства нервная система. Данные об основных свойствах нервной системы особенно важны, поскольку их роль значительно возрастет в экстремальных условиях, т.е. в условиях повышенной степени напряжения и ответственности, что характерно для ситуации на турнирах.
Для повышения психической устойчивости спортсменов используются следующие средства и методы:
1. повышения эмоционального напряжения тренировочного процесса с целью ускорения адаптации борцов к условиям крупнейших турниров используются следующие средства: моделирование турниров в контрольных матчах, наличие «ответственных лиц», имитация записи и телевизионных репортажей, искусственного недооценки судей и оценок качества учебной деятельности;
2. минимизация недостатка информации об условиях предстоящего турнира и основных соперниках: просмотр видео и киноматериалов, детальный анализ навыков и индивидуальных характеристик основных противников и разработка программ для наиболее эффективной борьбы с ними, моделирование противников и тестирование различных вариантов тренировок, сюжетов игровых ситуаций (мысленное продумывание) психологически сложных для конкретного спортсмена;
3. регулирование психологического напряжения путем изменения соотношения между мотивацией, уровнем устремлений спортсмена и его способностями в заданный промежуток времени. Это достигается за счет регулирования уровня сложности заданий на предстоящем турнире и ответственности борцов за результат выступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исход современных спортивных соревнований заключается не только в физической, технической и тактической подготовке спортсменов, но и существенную роль играет психологическое состояние спортсмена.
Психологической подготовкой является система психолого-педагогических воздействий, которые используются для формирования и совершенствования личностных и психических качеств спортсменов, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Подготовка к таэквондо подразумевает формирование отношения к достижению запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя ценность потребности, социальную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно сформировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящим соревнованиям.
Спортсмены очень часто испытывают состояние психического напряжения. Успех или поражение спортсмена на соревнованиях во многом зависит от качества или степени этого напряжения, а также от мотивов, которыми оно сопровождается. Успехи и неудачи спортсменов переносятся в повседневную жизнь и подразумевают социальную адаптацию или дезадаптацию в определенной ситуации. Поэтому состояние психического напряжения у спортсменов необходимо рассматривать на стадии профилактической работы.
Вышеупомянутые средства и методы можно бесконечно расширять, раскрывать и подробно описывать с помощью большого количества методических приемов, которые в различных комбинациях способствуют решению проблемы психологической напряженности и подготовки спортсменов в каждом конкретном случае.
1. Ахатов А.М., Работин И.В. Психологическая подготовка спортсменов: Учебно-методическое пособие / А.М.Ахатов, И.В.Работин.- М.: Издательство КамГАФКСиТ, 2008. – 56с.
2. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб: Питер, 2010. — 352 с.
3. Мельников, В.М. Психология спорта /В.М.Мельников, А.Л.Попов. – М.: РГАФК, 1998.
4. Прохоров А. О. Семантические пространства психических состояний. М.: 2002.
5. Пуни А.Ц., Рудик П. А. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте: Учебно-методическое пособие / П.А.Рудик, А.Ц. Пуни. - М.: Издательсво ФиС, 1969. - 88 с.
6. Рудик П. А., Пуни А. Ц., Худаков Н. А. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию: Учебно-методическое пособие/ П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, Н.А. Худаков. – М., Издательсво Физкультура и спорт, 1969. – 272с.
7. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. — М.: Академический проект, 2005. — 128 с.
8. Сопов В. Ф. Психологическая подготовка к достижению максимального спортивного результата. Самара, СГПУ, 1999
9. Сопов В. Ф. Трехмерная функциональная модель психического состояния спортсмена.//Теория и практика физической культуры. №2, 1993.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты