ВВЕДЕНИЕ
Сегодня кинофестиваль является одной из самых распространенных и широко используемых форм художественного выражения. Это явление встречается в досуге каждого современного человека. Только в 21 веке кинематограф стал особенно активным, поскольку появились новые возможности и способности в кинопроизводстве. Кинематограф развит везде, но именно российскому кинематографу следует уделять наибольшее внимание, потому что главное отличие отечественной киноиндустрии от зарубежных стран в том, что современное кино в первую очередь художественное, а не коммерческое.
Слово «фестиваль» заимствовано из французского слова (fête), означающего праздничное событие. Сегодня фестивали – это регулярный праздник музыки, театра, кино и других достижений искусства.
Однако кинофестиваль – это не только праздник кино, когда тысячи людей собираются в кинотеатрах, чтобы посмотреть и обсудить новые фильмы, но и сложная, многофункциональная система, выполняющая искусствоведческие, художественные, социальные и культурные, а также организационные и посреднические функции.
Кинофестивали – это «социально-педагогическая техника», в которой посредством различных обменов каждый участник и приглашенный имеет реальную возможность решать личные и социально-профессиональные вопросы.
Современные условия развития киноиндустрии сопровождаются серьезными изменениями в структуре кинопроцесса. Все чаще поднимается актуальный вопрос о будущем кинофестивального движения, поскольку в условиях внешней среды, характеризующихся повсеместным распространением фильмов в сети Интернет, организация фестивалей занимает особое место. Сегодня на направления и темпы развития кинофестивальной деятельности влияют две ключевые составляющих. Это качественный, правильно подобранный контент и эффективный менеджмент.
В условиях массового сокращения туристической деятельности в стране фестивали жизненно необходимы для сохранения единого культурного пространства страны. Для сельских музыкальных коллективов и вспомогательных учебных заведений, включая музыкальные школы, это, пожалуй, единственная на сегодняшний день возможность выступить за пределами своих городов, районов и сел.
Фестивали как организация и форма искусства распространились на все виды исполнительских искусств – театр, музыку, цирк, кино и даже телевидение [1, с.14].
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Кинофестивали, понятие, виды
Первый международный кинофестиваль был создан в Венеции в 1932 году. По приказу Сталина в 1935 году в Москве был проведен первый отечественный кинофестиваль под названием Московский советский кинофестиваль, на котором были показаны фильмы из 19 стран. Церемония открытия состоялась 21 февраля в кинотеатре «Уданик». Сергей Эйзенштейн возглавлял жюри фестиваля. В последующие несколько лет фестиваль прекратил свое существование, пока в 1959 году по инициативе Е.А. Фурцевой он не был возрожден и стал чередоваться с Ташкентским кинофестивалем каждые два года. В 1998 году документальная секция фестиваля в Москве была преобразована в независимый международный Ленинградский фестиваль документального кино «Послание к человеку» [2, с.157].
Существует несколько различных подходов к определению понятия «кинофестиваль»:
1. Кинофестиваль как событие в профессиональной сфере кинематографа, связанное с представлением, обсуждением и оценкой новых фильмов.
2. Кинофестиваль как культурно-досуговое мероприятие, целью которого является эстетическое развитие и воспитание кинозрителей.
3. Кинофестиваль как элемент киноиндустрии, имеющий коммерческую направленность. Каждый из предложенных подходов связан с пониманием, прежде всего, целей и результатов фестиваля.
Слово «фестиваль» заимствовано из французского слова (fête), означающего праздничное событие. Сегодня фестивали – это регулярный праздник музыки, театра, кино и других достижений искусства.
Однако кинофестиваль – это не просто праздник кино, когда тысячи людей собираются в кинотеатрах, чтобы посмотреть и обсудить новые фильмы; это также сложная, многофункциональная система, выполняющая искусствоведческие, художественные, социокультурные и институциональные функции.
Кинофестивали – это «особая социально-педагогическая техника», в которой через различные формы общения каждый участник и приглашенный имеет реальную возможность решать личные и социально-профессиональные вопросы [3, с.13].
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ
2.1 Отечественный опыт организации детских кинофестивалей «Листопадик»
Первый белорусский кинофестиваль «Лістапад» начался в 1994 году. В то время Беларусь, только что получившая независимость, выпала из мировой и постсоветской киносцены.
Сергей Атимович, руководитель студии «Теле-АРС», придумал идею кинофестиваля». Цель «Лістапада» – собрать вместе лучшие образы постсоветского пространства и вернуть их в белорусские кинотеатры. Кроме того, к участию в фестивале уже допущены фильмы с более радикальных кинофестивалей «Киношок» и «Кинотавр».
В первый год фестиваль назывался «Лістапад» - фестиваль постсоветского кино. Большинство фильмов, показанных на фестивале, - работы российских режиссеров. Позже к фестивалю присоединились фильмы из Украины, Казахстана и Азербайджана.
В первый год проведения конкурса использовалась рейтинговая система: победителей выбирали зрители с помощью специальной анкеты, которую им давали при входе в кинотеатр. Два других приза фестиваля были присуждены жюри кинооператоров и жюри киномедиа, а в 1994 году президентом фестиваля стал Ростислав Янковский (ныне почетный президент фестиваля).
С 1996 по 2008 год директором фестиваля была Валентина Степанова. За этот период представители 45 стран присоединились к фестивалю в качестве авторов, членов жюри и журналистов. Были введены новые номинации, вручены специальные награды изданиям и Ассоциации кинокритиков, а также за лучшие мужскую и женскую роли.
В 1998 году главным новшеством стало введение детского кинофестиваля - «Лістападзік».
В 2003 году фестиваль официально получил статус международного.
В советский период белорусские кинокомпании создавали одни из лучших детских фильмов, а 1970-1980-е годы, когда режиссер Леонид Нечаев снял свои знаменитые сказочные мюзиклы, можно считать поистине славным периодом для белорусского детского кинематографа. «Приключения Братино» (1975), «Про Красную Шапочку. Сиквел к старой сказке» (1977), «Продажный смех» (1981), «Не покидай меня» (1989) и «История звездного мальчика» (1983) - фильмы, которые и сегодня любимы детьми [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последнее десятилетие проведение фестивалей исполнительских искусств, как больших, так и малых, прочно вошло в повседневную жизнь современного искусства, что привело к появлению новых моделей их проведения, финансирования и механизмов взаимодействия с культурным сектором, потенциальными спонсорами и СМИ. Также можно наблюдать формирование уникальной фестивальной аудитории, которая включает в себя крайне избирательную аудиторию.
В условиях массового спада туристической активности в стране организация фестивалей имеет огромное значение для поддержания единого культурного пространства в стране. Для сельских музыкальных коллективов и учреждений дополнительного образования, в том числе музыкальных школ, это, пожалуй, единственная на сегодняшний день возможность выступить за пределами городов, районов и сел
Анализ литературных источников показал, что кинофестиваль представляет собой важное событие в рамках представления, обсуждения и оценки определенных фильмов. При анализе особенностей кинофестивалей необходимо упомянуть основные виды кинофестивалей: тематические, молодежные, жанровые, национальные и т.д.
Детские кинофестивали представляют собой важное направление в рамках развития современной киноиндустрии и формируются на основе видеоматериалов, созданных авторами для категории детей до 18 лет или материалы, созданные самими детьми или подростками. Для работы с данной категорией детей используются различные формы: подбор необходимых фильмов, проведение экскурсий, выставок, мастер классов и т.д.
Сегодня фестивали позволяют демонстрировать фильмы, которые не выходят в массовый прокат или заслуживают особого внимания – работы, поднимающие вопросы, о которых необходимо знать современным людям, в яркой, образной и эмоционально выразительной форме, включая аспекты межкультурного взаимодействия.
В ходе проведенного исследования нами было определено, что в рамках анализа отечественного опыта создания детских кинофестивалей нами было отмечено, что наиболее ярко выраженным фестивалем является «Листопад», на основе которого был создан кинофестиваль детского и юношеского фильма «Листопадик». Данный кинофестиваль направлен на формирование представления об особенностях современного детского кино и основных творческих направлениях в развитии детей и молодежи.
1. Баскаков, В.Е. Московский международный кинофестиваль / В.Е. Баскаков. – М.: Знание, 1985. – 48 с.
2. Быкова, Н.И. Фестиваль как один из компонентов формирования духовно-нравственных ориентиров современной молодежи // Духовность и нравственность в условиях кризисного социума: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Луганск, 28-29 апр. 2016 г.). – Луганск: Изд-во ЛНАУ, 2016. – С. 157-162.
3. Вохмянин, К.А. Что такое кинофестиваль / К.А. Вохмянин //Киномеханик. – 2012. – №5. – С. 13-15
4. Гращенкова, И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: Учеб. пособие / И.Н. Гращенкова. – М.: Высшая школа, 2009. – 19с.
5. Григорьян, К.Э. Российские кинофестивали - зачем и для кого? // Аналитика культурологии – 2010 – № 18. – С.18-22
6. Гурьева, И. П., Рогачева А. Ю. Современное фестивальное движение в Архангельской области: взгляд со страниц местной прессы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 130-148.
7. Данилова, С.Е. Управление фестивалем / С.Е. Данилова // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2012. – 81 с.
8. Даровский, В. П. Кинофестивали: рождение, становление, соврем. состояние. – СПб. : СПбГУКИ, 2005. – 258 с.
9. Дмитриева, Н.А. Краткая истории искусств: учеб. Пособие / Дмитриева, Н.А. – М.: «Искусство», 2000. – 173с.
10. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. Пособие / Жарков, А.Д. – М.: МГУК ЦПО : «Профиздат», 2002. – 155с.
11. Кланч, Д. Будущее фестивальной формулы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 74-84.
12. Листопадик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ctv.by/listopadik-8-noyabrya-startoval-konkurs-filmov-dlya-detskoy-i-yunosheskoy-auditorii.
13. Листопадик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rudata.ru/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA_(%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C).
14. Листопад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus.team/events/minskij-mezhdunarodnyj-kinofestival-listopad-2019.
15. Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. – 2006. – №1. – C. 22-38
16. Орисбаева, Б.Б., Попов В.И. Синтез искусств в пространстве кинофестивалей // International scientific review – 2020. № LXIX. – С. 95-98.
17. О состоянии кинофестивального движения в России и мерах по его совершенствованию // Кинопроцесс. – 2012. – №1. С. 7-10
18. Плахов, А.С. Под знаком F. Кинофестивали / А.С. Плахов. – М.: Д Графикс, 2013. – 312 с.
19. Поличко, Г.А. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие / Г.А. Поличко. – М.: Изд-во ГУУ, 2011 – 28 с.
20. Разлогов, К.Э. Роль кинофестивалей в развитии экранной культуры в России // Ярославский педагогический вестник, 2013. – № 4. – Том I (Гуманитарные науки). – С. 251.
21. Ромодановская, Н.Б. Киномаркетинг: стратегия продвижения аудиовизуальных произведений на разных стадиях – от производства до 100 показа / Н.Б. Ромодановская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 711 с.
22. Рыжкова, З.П. Фестиваль как форма коммуникации / З.П. Рыжкова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 6. – с. 9-10.
23. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 258 с.
24. Хилько Н.Ф. Медиаобразовательная роль типологии фестивалей киноискусства в социально-культурном регулировании экранного творчества в Омской области // Медиаобразование – 2010. – № 3. – С. 16-25.
25. Шумович, А. Великолепные мероприятия / А. Шумович. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 312 с.