Детские кинофестивали как форма международного сотрудничества
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Детские кинофестивали как форма международного сотрудничества»
по дисциплине: «Теория, история и практика международных культурных связей»
2021
45.00 BYN
Детские кинофестивали как форма международного сотрудничества
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория, история и практика международных культурных связей
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Кинофестивали, понятие, виды
1.2 Детские кинофестивали, технологии организации
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ
2.1 Отечественный опыт организации детских кинофестивалей «Листопадик»
2.2 Организация международных кинофестивалей за рубежом
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня кинофестиваль является одной из самых распространенных и широко используемых форм художественного выражения. Это явление встречается в досуге каждого современного человека. Только в 21 веке кинематограф стал особенно активным, поскольку появились новые возможности и способности в кинопроизводстве. Кинематограф развит везде, но именно российскому кинематографу следует уделять наибольшее внимание, потому что главное отличие отечественной киноиндустрии от зарубежных стран в том, что современное кино в первую очередь художественное, а не коммерческое.
Слово «фестиваль» заимствовано из французского слова (fête), означающего праздничное событие. Сегодня фестивали – это регулярный праздник музыки, театра, кино и других достижений искусства.
Однако кинофестиваль – это не только праздник кино, когда тысячи людей собираются в кинотеатрах, чтобы посмотреть и обсудить новые фильмы, но и сложная, многофункциональная система, выполняющая искусствоведческие, художественные, социальные и культурные, а также организационные и посреднические функции.
Кинофестивали – это «социально-педагогическая техника», в которой посредством различных обменов каждый участник и приглашенный имеет реальную возможность решать личные и социально-профессиональные вопросы.
Современные условия развития киноиндустрии сопровождаются серьезными изменениями в структуре кинопроцесса. Все чаще поднимается актуальный вопрос о будущем кинофестивального движения, поскольку в условиях внешней среды, характеризующихся повсеместным распространением фильмов в сети Интернет, организация фестивалей занимает особое место. Сегодня на направления и темпы развития кинофестивальной деятельности влияют две ключевые составляющих. Это качественный, правильно подобранный контент и эффективный менеджмент.
В условиях массового сокращения туристической деятельности в стране фестивали жизненно необходимы для сохранения единого культурного пространства страны. Для сельских музыкальных коллективов и вспомогательных учебных заведений, включая музыкальные школы, это, пожалуй, единственная на сегодняшний день возможность выступить за пределами своих городов, районов и сел.
Фестивали как организация и форма искусства распространились на все виды исполнительских искусств – театр, музыку, цирк, кино и даже телевидение [1, с.14].
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Кинофестивали, понятие, виды
Первый международный кинофестиваль был создан в Венеции в 1932 году. По приказу Сталина в 1935 году в Москве был проведен первый отечественный кинофестиваль под названием Московский советский кинофестиваль, на котором были показаны фильмы из 19 стран. Церемония открытия состоялась 21 февраля в кинотеатре «Уданик». Сергей Эйзенштейн возглавлял жюри фестиваля. В последующие несколько лет фестиваль прекратил свое существование, пока в 1959 году по инициативе Е.А. Фурцевой он не был возрожден и стал чередоваться с Ташкентским кинофестивалем каждые два года. В 1998 году документальная секция фестиваля в Москве была преобразована в независимый международный Ленинградский фестиваль документального кино «Послание к человеку» [2, с.157].
Существует несколько различных подходов к определению понятия «кинофестиваль»:
1. Кинофестиваль как событие в профессиональной сфере кинематографа, связанное с представлением, обсуждением и оценкой новых фильмов.
2. Кинофестиваль как культурно-досуговое мероприятие, целью которого является эстетическое развитие и воспитание кинозрителей.
3. Кинофестиваль как элемент киноиндустрии, имеющий коммерческую направленность. Каждый из предложенных подходов связан с пониманием, прежде всего, целей и результатов фестиваля.
Слово «фестиваль» заимствовано из французского слова (fête), означающего праздничное событие. Сегодня фестивали – это регулярный праздник музыки, театра, кино и других достижений искусства.
Однако кинофестиваль – это не просто праздник кино, когда тысячи людей собираются в кинотеатрах, чтобы посмотреть и обсудить новые фильмы; это также сложная, многофункциональная система, выполняющая искусствоведческие, художественные, социокультурные и институциональные функции.
Кинофестивали – это «особая социально-педагогическая техника», в которой через различные формы общения каждый участник и приглашенный имеет реальную возможность решать личные и социально-профессиональные вопросы [3, с.13].
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ
2.1 Отечественный опыт организации детских кинофестивалей «Листопадик»
Первый белорусский кинофестиваль «Лістапад» начался в 1994 году. В то время Беларусь, только что получившая независимость, выпала из мировой и постсоветской киносцены.
Сергей Атимович, руководитель студии «Теле-АРС», придумал идею кинофестиваля». Цель «Лістапада» – собрать вместе лучшие образы постсоветского пространства и вернуть их в белорусские кинотеатры. Кроме того, к участию в фестивале уже допущены фильмы с более радикальных кинофестивалей «Киношок» и «Кинотавр».
В первый год фестиваль назывался «Лістапад» - фестиваль постсоветского кино. Большинство фильмов, показанных на фестивале, - работы российских режиссеров. Позже к фестивалю присоединились фильмы из Украины, Казахстана и Азербайджана.
В первый год проведения конкурса использовалась рейтинговая система: победителей выбирали зрители с помощью специальной анкеты, которую им давали при входе в кинотеатр. Два других приза фестиваля были присуждены жюри кинооператоров и жюри киномедиа, а в 1994 году президентом фестиваля стал Ростислав Янковский (ныне почетный президент фестиваля).
С 1996 по 2008 год директором фестиваля была Валентина Степанова. За этот период представители 45 стран присоединились к фестивалю в качестве авторов, членов жюри и журналистов. Были введены новые номинации, вручены специальные награды изданиям и Ассоциации кинокритиков, а также за лучшие мужскую и женскую роли.
В 1998 году главным новшеством стало введение детского кинофестиваля - «Лістападзік».
В 2003 году фестиваль официально получил статус международного.
В советский период белорусские кинокомпании создавали одни из лучших детских фильмов, а 1970-1980-е годы, когда режиссер Леонид Нечаев снял свои знаменитые сказочные мюзиклы, можно считать поистине славным периодом для белорусского детского кинематографа. «Приключения Братино» (1975), «Про Красную Шапочку. Сиквел к старой сказке» (1977), «Продажный смех» (1981), «Не покидай меня» (1989) и «История звездного мальчика» (1983) - фильмы, которые и сегодня любимы детьми [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последнее десятилетие проведение фестивалей исполнительских искусств, как больших, так и малых, прочно вошло в повседневную жизнь современного искусства, что привело к появлению новых моделей их проведения, финансирования и механизмов взаимодействия с культурным сектором, потенциальными спонсорами и СМИ. Также можно наблюдать формирование уникальной фестивальной аудитории, которая включает в себя крайне избирательную аудиторию.
В условиях массового спада туристической активности в стране организация фестивалей имеет огромное значение для поддержания единого культурного пространства в стране. Для сельских музыкальных коллективов и учреждений дополнительного образования, в том числе музыкальных школ, это, пожалуй, единственная на сегодняшний день возможность выступить за пределами городов, районов и сел
Анализ литературных источников показал, что кинофестиваль представляет собой важное событие в рамках представления, обсуждения и оценки определенных фильмов. При анализе особенностей кинофестивалей необходимо упомянуть основные виды кинофестивалей: тематические, молодежные, жанровые, национальные и т.д.
Детские кинофестивали представляют собой важное направление в рамках развития современной киноиндустрии и формируются на основе видеоматериалов, созданных авторами для категории детей до 18 лет или материалы, созданные самими детьми или подростками. Для работы с данной категорией детей используются различные формы: подбор необходимых фильмов, проведение экскурсий, выставок, мастер классов и т.д.
Сегодня фестивали позволяют демонстрировать фильмы, которые не выходят в массовый прокат или заслуживают особого внимания – работы, поднимающие вопросы, о которых необходимо знать современным людям, в яркой, образной и эмоционально выразительной форме, включая аспекты межкультурного взаимодействия.
В ходе проведенного исследования нами было определено, что в рамках анализа отечественного опыта создания детских кинофестивалей нами было отмечено, что наиболее ярко выраженным фестивалем является «Листопад», на основе которого был создан кинофестиваль детского и юношеского фильма «Листопадик». Данный кинофестиваль направлен на формирование представления об особенностях современного детского кино и основных творческих направлениях в развитии детей и молодежи.
1. Баскаков, В.Е. Московский международный кинофестиваль / В.Е. Баскаков. – М.: Знание, 1985. – 48 с.
2. Быкова, Н.И. Фестиваль как один из компонентов формирования духовно-нравственных ориентиров современной молодежи // Духовность и нравственность в условиях кризисного социума: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Луганск, 28-29 апр. 2016 г.). – Луганск: Изд-во ЛНАУ, 2016. – С. 157-162.
3. Вохмянин, К.А. Что такое кинофестиваль / К.А. Вохмянин //Киномеханик. – 2012. – №5. – С. 13-15
4. Гращенкова, И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: Учеб. пособие / И.Н. Гращенкова. – М.: Высшая школа, 2009. – 19с.
5. Григорьян, К.Э. Российские кинофестивали - зачем и для кого? // Аналитика культурологии – 2010 – № 18. – С.18-22
6. Гурьева, И. П., Рогачева А. Ю. Современное фестивальное движение в Архангельской области: взгляд со страниц местной прессы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 130-148.
7. Данилова, С.Е. Управление фестивалем / С.Е. Данилова // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2012. – 81 с.
8. Даровский, В. П. Кинофестивали: рождение, становление, соврем. состояние. – СПб. : СПбГУКИ, 2005. – 258 с.
9. Дмитриева, Н.А. Краткая истории искусств: учеб. Пособие / Дмитриева, Н.А. – М.: «Искусство», 2000. – 173с.
10. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. Пособие / Жарков, А.Д. – М.: МГУК ЦПО : «Профиздат», 2002. – 155с.
11. Кланч, Д. Будущее фестивальной формулы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 74-84.
12. Листопадик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ctv.by/listopadik-8-noyabrya-startoval-konkurs-filmov-dlya-detskoy-i-yunosheskoy-auditorii.
13. Листопадик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rudata.ru/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA_(%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C).
14. Листопад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus.team/events/minskij-mezhdunarodnyj-kinofestival-listopad-2019.
15. Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. – 2006. – №1. – C. 22-38
16. Орисбаева, Б.Б., Попов В.И. Синтез искусств в пространстве кинофестивалей // International scientific review – 2020. № LXIX. – С. 95-98.
17. О состоянии кинофестивального движения в России и мерах по его совершенствованию // Кинопроцесс. – 2012. – №1. С. 7-10
18. Плахов, А.С. Под знаком F. Кинофестивали / А.С. Плахов. – М.: Д Графикс, 2013. – 312 с.
19. Поличко, Г.А. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие / Г.А. Поличко. – М.: Изд-во ГУУ, 2011 – 28 с.
20. Разлогов, К.Э. Роль кинофестивалей в развитии экранной культуры в России // Ярославский педагогический вестник, 2013. – № 4. – Том I (Гуманитарные науки). – С. 251.
21. Ромодановская, Н.Б. Киномаркетинг: стратегия продвижения аудиовизуальных произведений на разных стадиях – от производства до 100 показа / Н.Б. Ромодановская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 711 с.
22. Рыжкова, З.П. Фестиваль как форма коммуникации / З.П. Рыжкова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 6. – с. 9-10.
23. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 258 с.
24. Хилько Н.Ф. Медиаобразовательная роль типологии фестивалей киноискусства в социально-культурном регулировании экранного творчества в Омской области // Медиаобразование – 2010. – № 3. – С. 16-25.
25. Шумович, А. Великолепные мероприятия / А. Шумович. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 312 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты