Введение
1 Качество и уровень жизни как макроэкономические показатели
1.1 Понятие качества и уровня жизни населения
1.2 Анализ стран с наиболее высоким уровнем жизни
2 Показатели измерения качества и уровня жизни населения
2.1 Основные показатели, характеризующие качество и уровень жизни населения
2.2 Динамика показателей уровня жизни Республики Беларусь
3 Основные направления повышения качества и уровня жизни населения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний этап конструктивных экономических реформ будет сопровождаться фундаментальными изменениями в социальной структуре белорусского общества. Устойчивость общества зависит от решения социальных проблем, которые, по-видимому, являются необходимой основой для эффективного экономического развития.
При этом уровень жизни формируется как показатель, характеризующий количество и качество потребляемых в стране товаров и услуг. Качество жизни рассматривается как системный показатель, описывающий степень реализации жизненной стратегии человека, удовлетворение его потребностей в жизни. Программа повышения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на стимулирование способности людей решать проблемы, добиваться личного успеха и личного счастья.
Качество жизни – это совокупность показателей общего благосостояния человека, характеризующихся уровнем материального потребления(уровня жизни), а также потребляемых товаров, не оплачиваемых напрямую. Качество жизни представляет собой чистую окружающую среду, национальную и личную безопасность, экономическую и политическую свободу и другие условия для благополучия человека. Повышение уровня жизни является социальной приоритетной целью формирования общества, основным направлением государственной политики в области заработной платы и доходов. Средством достижения этой цели является рост ВВП и совершенствование механизмов его распределения на макро-и микроуровне.
Так же, как экономика оказывает влияние на социальную сферу, социальная сфера оказывает влияние на экономику. Его влияние на сферу экономики проявляется в повышении уровня культуры и образования людей, снижении заболеваемости, формировании благоприятных жилищных и культурных условий жизни и др. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное использование и расход рабочего времени.
Актуальность темы работы заключается в том, что рост уровня жизни является не только результатом экономического роста, но и его условиями. Современное производство требует принципиально новых технологий и оборудования, а также высококвалифицированных рабочих, обладателей интеллектуального капитала. Это столпы среднего класса. Они тратят больше денег на воссоздание жизненной энергии в обучении и образовании, их уровень жизни и качество должны быть выше, чем просто обеспечение самосохранения. В связи с этим изучение динамики и качества уровня жизни населения, его моделирование крайне важно для сбалансированного, устойчивого и прогрессивного развития общества в целом.
1 Качество и уровень жизни как макроэкономические показатели
1.1 Понятие качества и уровня жизни населения
Под уровнем жизни понимают достаток населения в необходимых материальных благах и услугах, достижение доступного уровня их потребления и степень удовлетворения целесообразных (рациональных) потребностей [4, c. 211].
Уровень жизни считается одной из важнейших социальных категорий, характеризующейся структурой человеческих потребностей и способностью их удовлетворять. Потребности людей разнообразны. Наряду с доступными материальными (и не менее важными) социальными и духовными потребностями.
Уровень жизни – это социальный стандарт и экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения социальных и физических потребностей людей. Основными составляющими уровня жизни являются: здоровье населения, доходы и питание, семейное имущество, жилищные условия, платные услуги, условия труда и отдыха, культурный уровень населения, социальная защита и социальная защита наиболее уязвимых граждан[8, с. 87].
Академический интерес к качеству и уровню жизни возрос после Второй мировой войны, когда возросло осознание и признание социального неравенства. Это послужило стимулом для исследования социальных показателей, а затем для исследования субъективного благополучия и качества жизни.
ВОЗ определяет качество жизни как восприятие индивидуумом своего положения в жизни в контексте систем культуры и ценностей, в которых они живут, и в отношении их целей, ожиданий, стандартов и проблем. Это широкая концепция, на которую сложным образом влияют физическое здоровье, психологическое состояние, личные убеждения, социальные отношения и их связь с характерными особенностями окружающей среды.
Уровень жизни населения считается достаточно сложной экономической категорией. Под уровнем жизни понимается «уровень благосостояния населения, уровень потребления товаров и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих удовлетворение основных жизненных потребностей населения» [2, с. 248].
2 Показатели измерения качества и уровня жизни населения
2.1 Основные показатели, характеризующие качество и уровень жизни населения
Методика оценки качества жизни является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, позволяющим определить направления долгосрочной политики государства, проанализировать текущий уровень социально-экономического развития и провести межрегиональные сравнения. В то же время некоторые отечественные и зарубежные ученые считают, что создание аппарата, способного охватить все показатели качества жизни населения и применимого на любой территории, практически невозможно.
Свою позицию обосновывают тем, что различие предметов потребления, неодинаковые экономические и социальные возможности, климатические условия и природные ресурсы не позволяют привести их в один формат. В соответствии с этим возрастает актуальность как теоретических и эмпирических исследований, связанных с разработкой показателей качества жизни и создание методики его оценки.
В современной практике оценки уровня и, кроме того, качества жизни, приняты два подхода:
1. Оценка производится с помощью системы показателей – социальных индикаторов. При этом национальные системы имеют свои особенности, на основе методологических рекомендаций ООН/ОЭСР.
2. Рассчитывается сводный индекс уровня и качества жизни на основе отдельных показателей. Такой подход наиболее широко применяется ООН и другими международными организациями для проведения межстрановых сопоставлений уровня и качества жизни населения в разных странах.
Рассмотрим некоторые из наиболее известных методов оценки качества жизни. Так, агрегированный показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИЧР), разработанный в ООН для сравнения стран по уровню и качеству жизни, включает три частных индекса:
1) продолжительность предстоящей жизни при рождении;
2) грамотность населения;
3) реальный ВВП на душу населения. Среднее арифметическое число из трех частных показателей составляет индекс развития человеческого капитала. В нем учитывается не только потребление материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечивается здравоохранение и образование. Другим примером полярности является метод С.А. Айвазяна, который состоит из пяти компонентов, каждый из которых сочетает в себе несколько показателей:
1. Качество населения (12 показателей);
2. Льготы (14);
3. Социальное обеспечение (или качество социальной среды (11);
4. Качество окружающей среды (8 показателей);
5. Природно-климатические условия. При этом показатели природно-климатических условий оцениваются специалистами по нескольким параметрам и используются в качестве корректирующих факторов в общем показателе качества жизни.
3 Основные направления повышения качества и уровня жизни населения в Республике Беларусь
В современных условиях социальная политика является одним из важнейших направлений внутренней политики любой экономически развитой страны, независимо от ее масштаба или площади. Правительство Республики Беларусь делает все возможное для равномерного распределения доходов граждан, устранения неравенств, обеспечения достойных условий жизни населения страны. Кроме того, государство пытается помочь наименее обеспеченным гражданам сгладить крайне острые проявления социального недовольства и создать новые рабочие места. Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит, что «Республика Беларусь является демократическим социальным государством с единым верховенством права». Статья 2 гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государство несет ответственность перед гражданами за создание условий для свободного и достойного развития личности.» Из данных статей можно сделать вывод, что каждый гражданин имеет:
- Право на труд и создание благоприятных условий;
- Право на справедливую долю вознаграждения по результатам работы, не ниже прожиточного минимума;
- Право на получение пособия по безработице;
- Право на отдых;
- Право на здоровье;
- Право на социальное обеспечение по старости.
Социальная политика Республики Беларусь тесно связана с периодом Развитие страны. Главная цель социальной политики Беларуси-предоставить каждому гражданину возможность достичь счастья в своей семье через работу и бизнес. Конституция Республики Беларусь предусматривает, что» трудоустроенные лица получают справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в зависимости от объема, качества и социальной значимости работы, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободную и достойную жизнь».
При реализации политики повышения качества жизни граждан большое значение имеет реализация минимальных социальных стандартов, обеспечение граждан всем необходимым для комфортного проживания.
В бюджетном секторе предполагается ведение государственного регулирования оплаты труда работников Республики Беларусь на основе изменения тарифных ставок первой категории и совершенствования единой тарифной сетки. Пенсионное обеспечение большинства граждан устанавливается в соответствии с нормами закона «О пенсионном обеспечении».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под уровнем жизни понимается рациональная потребность населения в материальных благах и услугах, необходимых для достижения доступного уровня потребления и степени удовлетворенности.
Основная задача уровня жизни-раскрытие модели изменения благосостояния населения. С этой целью исследование охватывает всю страну и ее регионы, социально-демографические группы и различные типы семей. Это позволит отслеживать разницу в уровне жизни в зависимости от экономических, климатических, национальных и других характеристик, включая доходы населения. Результаты исследования могут быть общими или конкретными, например, в отношении оценки населением потребления тех или иных товаров и оказания различных услуг.
Методы оценки качества жизни являются важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, позволяющим определить перспективные направления государственной политики, проанализировать текущий уровень социально-экономического развития и провести межрегиональные сравнения. В то же время некоторые отечественные и зарубежные ученые считают, что создать технологию, способную охватить весь спектр показателей качества жизни населения и применимую на любой территории, практически невозможно.
Использование предложенного подхода позволит государственным органам осуществлять оперативный контроль и моделирование уровня качества жизни при разработке сценариев с учетом меняющихся условий окружающей среды.
Несмотря на разнообразие показателей для оценки качества жизни, следует отметить, что эта категория является исторической и может варьироваться как в контексте отдельных стран, так и с течением времени. Рост социального производства и уровень развития производительности труда меняют потребности людей, их предпочтения и представления об окружающем мире, поэтому должны изменяться и параметры, измеряющие качество жизни.
Важнейшей задачей правительства в ближайшее время является увеличение реальных денежных доходов, снижение уровня бедности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материальных и социальных благ по всей стране. На втором этапе правительству необходимо обеспечить сближение Республики Беларусь с точки зрения уровня и качества жизни населения экономически развитых стран, для чего необходимо формирование социально ориентированной рыночной экономики в стране.
1 Economy and finance [Electronic resource] / Statistics Lithuania. – 2018. – Mode of access: http://osp.stat.gov.lt/en/statistiniu-rodikliu-analize?id=8443- &status=A.
2 Галаева, Е.В. Макроэкономика: учеб. пособ. / Е.В. Галаева [и др.] – Москва: кроме того Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, – М., 2013. – 267 с.
3 Гальперин, В.М. Макроэкономика: учеб. / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 719 с.
4 Головачев, А.С. Экономика организации: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2012. – Ч. 1. – 447 с.
5 Гришина И.В., Полынев А.О., Тимонин С.А. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки // Современные производительные силы. – 2016. –№ 1. – C. 70-83.
6 Елисеева, И.И. Социальная статистика: учебник / И.И. Елисеева. – 3- е изд. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 480 с.
7 Коэффициент Джини // [Электронный ресурс]. – 2008-2016. – Режим доступа: http://knoema.ru/atlas/.
8 Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2014. – кроме того 432 с.
9 Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.
10 Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2015. – 240 с.
11 Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 970 с.
12 Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 304 с.
13 Макроэкономика: учеб. пособие для кроме того студентов заочной и дистанционной форм обучения / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2014. – 380 с.
14 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С. Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. кроме того Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2015. – 220 с.
15 Мосякина, Е. А. Методический подход к оценке качества жизни населения / Е. А. Мосякина // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 4. – С. 221-225
16 Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 573 с.
17 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года кроме того [Электронный ресурс] / ООН в Беларуси. - Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/ sustainabledevelopment/.
18 Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
19 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 719 с.
20 Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 1999-2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
21 Полякова А.Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2017. – №6. – С. 59-65.
22 Программа социально-экономического развития РБ на 2016-2020 гг. // Сайт Совета Министров РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf
23 Статистический ежегодник Республика Беларусь, 2016 / сост. И.В. Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. - 524 с.
24 Уровень жизни [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999-2016. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ wpswcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/.
25 Рейтинг стран по уровню жизни в 2019 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fopjurist.ru/rejting-stran-mira-po-urovnyu-zhizni-v-2019-godu