Социальная политика: основные направления и механизм реализации
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная политика: основные направления и механизм реализации»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Социальная политика: основные направления и механизм реализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А О состоянии государственных финансов на 2016 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственных финансов на 2017 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ В О состоянии государственных финансов на 2018 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г О состоянии государственных финансов на 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д О состоянии государственных финансов на 2020 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ А О состоянии государственных финансов на 2016 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственных финансов на 2017 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ В О состоянии государственных финансов на 2018 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г О состоянии государственных финансов на 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д О состоянии государственных финансов на 2020 год.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная политика: содержание, функции, цели, уровни реализации
1.2 Принципы социальной политики. Понятие социальной справедливости
1.3 Типология моделей социальной политики. Бисмарковская и бевериджская модели социальной политики
2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Уровень жизни, качество жизни, индекс человеческого развития
2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет
3 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
3.2 Направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика в современном обществе направлена на решение целого ряда сложных и противоречивых задач. Ее результативность во многом определяет успех социально-экономических преобразований. Благосостояние граждан, качество их жизни – это не только вопрос социальной справедливости, но и социальной стабильности, согласия в обществе, экономической эффективности.
Социальная политика в современном обществе направлена на решение целого ряда сложных и противоречивых задач. Ее результативность во многом определяет успех социально-экономических преобразований.
Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни населения Республики Беларусь, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества каждодневными.
Данная тема весьма значима как для общества в целом, так и для отдельных граждан. Совершенствование системы социально–экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь, наше государство является социальным, что подразумевает высокие расходы государства на нужды общества. Этот факт обуславливает актуальность изучения данной темы.
Цель курсовой работы является оценка развития социальной политики в Республике Беларусь.
Объект исследования – социальная политика государства, основные направления и механизмы её реализации. Предмет исследования – анализ проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь, выявление её особенностей; показатели результативности социальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
˗ изучить сущность, цели и направления социальной политики;
˗ выявить основные показатели результативности социальной политики;
˗ определить проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная политика: содержание, функции, цели, уровни реализации
В нынешнее время для формирования высокого уровня благосостояния и качества жизни населения, развития и увеличения предпринимательской активности, обеспечения экономического роста, а также стабильного социально-экономического развития всего государства все большую роль начинает играть государственная политика.
В качестве государственной политики понимается определенная совокупность целей, задач и программ, разрабатываемых и реализуемых государственными органами для достижения поставленных перед ними целей, будь то экономический рост или развитие социальной среды, совместно с общественными институтами, которые представляют гражданское население государства. То есть, можно сказать, что государственная политика – это целенаправленная деятельность государственной власти, направленная на решение проблемных ситуаций в обществе, достижение общественно значимых целей как во всем обществе в целом, так и в одной определенной сфере.
В итоге государственная политика представляет из себя единый план действия государства для решения важных задач всех сфер жизнедеятельности общества. Сама государственная политика внутри себя раздроблена на структурные составляющие, одной из которых является социальная политика государства.
Политика государства в социальной сфере является составной частью общегосударственной политики, касающейся взаимоотношений различных социальных групп, а также обществом и единичными представителями данного общества, которые связаны с изменениями социальной структуры, уровня благосостояния граждан, изменения качества жизни населения и вместе с тем удовлетворением их как духовных, так и материальных потребностей. Описанные выше показатели выступают в качестве важнейших показателей социального развития государства, так как отображают действительный уровень благополучия и развития любой страны. Данная ситуация обусловлена тем, что процветание любого государства находится в прямой зависимости от благосостояния и удовлетворенности населения [18, с. 29].
2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Уровень жизни, качество жизни, индекс человеческого развития
Уровень и качество жизни населения считаются одними из основных показателей развития любого современного государства. Ведь непосредственно на их формировании сосредоточена деятельность правительств, мировых содружеств, мирового сообщества в целом. Уровень жизни населения обусловливается с одной стороны потребностями человека в различных жизненных благах, а с другой – возможностью их удовлетворения в соответствии с рыночным предложением товаров и услуг в рамках определенного бюджета. Близким по содержанию к категории «уровень жизни» является понятие «качество жизни». Качество жизни следует понимать, как комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования человека и его положения в обществе [9].
В наше время человеческий потенциал становится одним из основных показателей социально-экономического развития как отдельных стран, компаний, так и населения в целом. В связи с этим появилась проблема прикладных исследований по изучению качества жизни населения для принятия управленческих решений, обеспечения стабильного развития социально-экономических систем и создания благоприятных условий для жизни граждан. Еще в 1990-м году специалисты Организации Объединенных Наций решили отказаться от оценок качества жизни основываясь только на размер ВВП на душу населения. Для более точного учета было решено использовать понятие «индекс человеческого развития».
Индекс человеческого развития (ИЧР) является комбинированным показателем, который оценивает уровень бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и другие факторы, определяющие развитие человека в странах и регионах мира. Рассчитывается ИЧР каждый год специалистами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов. В своих расчетах, наравне с аналитическими разработками, они используют статистические данные национальных институтов и международных организаций. При расчете ИЧР принимают во внимание три вида показателей:
1. Предполагаемая длительность жизни.
2. Грамотность населения (качество и охват).
3. Уровень жизни, определяемый валовым национальным доходом на душу населения.
3 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование. В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в зависимости от экономических результатов труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни [11, с. 5-6]
1. Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.
Предоставление правовых гарантий начинается еще до рождения ребенка. Беременным женщинам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, оплачивается отпуск по беременности и родам (126-160 календарных дней). Работающей матери или отцу, другим родственникам ребенка предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с сохранением рабочего места. Отпуск может быть использован полностью либо по частям. Всего в стране назначается 11 видов пособий в связи с рождением и воспитанием детей [14, с. 314].
Для обеспечения сбалансированным питанием детей раннего возраста в малообеспеченных семьях предоставляется бесплатное питание детям первых двух лет жизни. Причем при рождении двойни и более детей этот вид государственной адресной помощи предоставляется независимо от доходов семьи. Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются бесплатными лекарствами.
Особой заботой государства пользуются многодетные семьи. Значительные государственные инвестиции направляются для улучшения жилищных условий данной категории семей, предоставления льготного (бесплатного) питания в учреждениях образования, др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика выступает важнейшим фактором развития государства, при отсутствии которой не представляется возможным создание гармоничной рыночной экономики, а также достижение благополучия во всех общественных сферах жизнедеятельности. И вместе с тем социальная среда не должна быть ущемляема со стороны государства финансовыми и другими ресурсами в связи со своей стратегической значимостью.
Социальная политика стоит в основе развития и управления каждой страны. Независимо от влияния многочисленных факторов и проблем, она в значительной степени определяет физическое и психическое состояние населения, а также взаимоотношения и взаимосвязи между людьми. С другой стороны, социальная политика дает возможность более глобального изучения и решения жизненно важных социальных проблем гражданского общества. На базе программ и действий политических партий и государственных органов вырисовываются перспективы развития общества. Социальная политика должна рассматриваться как деятельность по регуляции отношений равенства или неравенства между различными индивидами и социальными группами общества.
В зависимости от приоритетных направлений социальной политики, определяемых ее типами, возникают различные ее модели.
Комиссией Евросоюза выделены две основные модели социальной политики – бисмарковская и бевериджская.
Бисмарковская модель делает упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Бевериджская модель социальной политики исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов.
Уровень и качество жизни населения считаются одними из основных показателей развития любого современного государства. Ведь непосредственно на их формировании сосредоточена деятельность правительств, мировых содружеств, мирового сообщества в целом. Уровень жизни населения обусловливается с одной стороны потребностями человека в различных жизненных благах, а с другой – возможностью их удовлетворения в соответствии с рыночным предложением товаров и услуг в рамках определенного бюджета.
Минимальный потребительский бюджет – это набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, что обеспечивает удовлетворение основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Потребительская корзина, в свою очередь, – ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.
1. Андрияшко, М. Потенциал отдельных направлений социальной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения демографических интересов / М. Андрияшко// Юстиция Беларуси. - 2018. - № 2. - С. 54-57.
2. Аристов, Е.В. Великобритания как государство благосостояния: конституционно-правовое исследование / Е.В. Аристов // Право и образование. - 2015. - № 9. - С. 170-175.
3. Аристов, Е.В. Германия как социальное государство: конституционно-правовое исследование / Е.В. Аристов // Право и образование. - 2015. - № 11. - С. 121-133.
4. Бойцова, С. В. Механизмы реализации эффективной социальной политики в условиях межкультурного взаимодействия / С.В. Бойцова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2019. - № 5. - С. 37-42.
5. Бондарь, Н. Н. Анализ социальной политики в системе профессионального становления работников / Н. Н. Бондарь // Бухгалтерский учет и анализ. - 2019. - № 2. - С. 13-17.
6. Галаева, Е. Современные тенденции эволюции социальной политики в странах ОЭСР / Е. Галаева, Ю. Кумар // Общество и экономика. - 2017. - № 7. - С. 89-105.
7. Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2017 год [Электронный ресурс] / Организация Объед. Наций. – Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2017/TheSustainableDevelopmentGoalsReport2017_Russian.pdf.
8. Елисеева, И. И. Эмпирическая база для внедрения в российскую статистическую практику индексов комплексной оценки благосостояния и качества жизни / И. И. Елисеева, Ю. В. Раскина // Бухгалтерский учет и анализ. - 2018. - № 10. - С. 3-12.
9. Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные статистические данные 2018 [Электронный ресурс] / ПРООН. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf.
10. Информация о размере минимальной заработной платы в 2021 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.by/ru/minimalnaja_zp.
11. Лукашенко, А.Г. Наша общая цель - построение сильного и безопасного государства: Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию// Беларуская думка. - 2017. - № 5. - С. 3-19.
12. Морова, А.П. Социальная составляющая устойчивого развития / А.П. Морова // Социология. - 2015. - № 4. - С. 13-19.
13. Пинязик, В. Материальный аспект белорусских домохозяйств / В. Пинязик // Финансы. Учет. Аудит. - 2018. - № 2. - С. 36-39.
14. Побережная, О.Е. Этапы становления и развития социальной политики в современном обществе / О.В. Побережная // Новая экономика. - 2015. - № 1. - С. 314-319.
15. С 1 ноября 2021 года изменяются размеры бюджета прожиточного минимума [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/-s-1-nojabrja-2021-goda-izmenjajutsja-razmerynbsp-bjudzheta-prozhitochnogo-minimuma-_4226/.
16. Савина, Т. Н. Социальная политика современной России: проблемы и перспективы / Т. Н. Савина, И. М. Концова // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, вып. 7. - С. 412-428.
17. Савина, Т. Н. Социальная политика: вызовы, возможности, перспективы [[Текст]] / Т. Н. Савина, К. О. Ерастова, О. Н. Лебедева // Финансы и кредит. - 2019. - Т. 25, вып. 2. - С. 426-442.
18. Сидорина, Т. Ю. Вызовы современной эпохи и перспективы государства всеобщего благосостояния / Т. Ю. Сидорина // Свободная Мысль. - 2018. - № 4 (1670). - С. 29-40.
19. Тамбовцев, В.Л. Социальная политика: нерешенная задача научного обоснования / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2015. - № 6. - С. 5-13.
20. Тихонова, Н. Е. Социальная политика в современной России: новые системные вызовы / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2019. - № 2. - С. 5-18.
21. Ткаченко, С. Л. Современная социальная политика России и Индии: оценка и сравнительный анализ / С. Л. Ткаченко, В. В. Козловский // Беларуская думка. - 2019. - № 2. - С. 80-86.
22. Шавель, С.А. Императивы развития социальной сферы / С.А. Шавель // Социология. - 2015. - № 2. - С. 38-48.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А О состоянии государственных финансов на 2016 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственных финансов на 2017 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ В О состоянии государственных финансов на 2018 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г О состоянии государственных финансов на 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д О состоянии государственных финансов на 2020 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ А О состоянии государственных финансов на 2016 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственных финансов на 2017 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ В О состоянии государственных финансов на 2018 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г О состоянии государственных финансов на 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д О состоянии государственных финансов на 2020 год.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты