Роль инноваций в экономическом росте в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль инноваций в экономическом росте в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Роль инноваций в экономическом росте в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Теоретико-методологические аспекты инновационной политики в системе экономической политики
1.1 Понятие инновации, функции и виды инновационной деятельности
1.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики
2 Анализ инновационного развития Республики Беларусь
2.1 Стратегия инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе
2.2 Анализ инновационного развития экономики Беларуси
3 Перспективы инновационного развития экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая и вместе с ней политическая свобода страны определяется в основном его конкурентоспособностью в рамках международного сообщества.
Конкурентоспособность на государственном уровне предполагает множество составляющих, но самое важное на сегодняшний день должно включать в себя инновационный потенциал государства, состоящий из людей способных. Нестандартное мышление и созидание; успешные компании, в которых новые идеи могут быть превращены в товары и прибыль, и, в конечном счете, муниципальные учреждения, которые обеспечивают почву для новых, социально полезных проектов и создают благополучный климат для их повышения и формирования. Недостаток или пренебрежение данных обстоятельств обрекает муниципальную систему на исчезновение.
Экономический рост стран в XXI веке будет обеспечен ведущей ролью научно-технического продвижения и интеллектуальной интеграцией основных составляющих производства во все сферы экономики и, главным образом, в промышленность.
На нынешнем этапе потребность перехода экономики на инновационный путь считается одним из главных моментов ускорения финансового повышения государства, научно-технического и социально-экономического формирования, предоставления экономической защищенности и конкурентоспособности на мировом рынке. Инновационный путь экономического формирования основан на процессе исследования, подготовки, формирования, осуществления и коммерциализации инноваций, то есть обеспечении трансформации идеи непосредственно в инновации. Современное конкурсное производство невыполнимо без полного осуществления научно-технического потенциала, при этом большую значимость приобретает не только количество, однако и качество научно-технических ресурсов, улучшение регулирования инновациями, системы содействия изобретения.
Инновационные процессы свойственны каждому этапу исторического формирования общества. Улучшены как общественно-политические, так и научно-производственные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, регионов и государств по мере накопления знаний и опыта. В результате значимость инноваций, обстоятельства инноваций, динамика, механизм диффузии, характер влияния на экономический рост и совершенствование динамично изучаются академическими экономистами.
Значимость инноваций, первопричины происхождения, динамика, механизм распространения, характер влияния на экономические процессы в научной литературе интерпретируются представителями различных школ.
1 Теоретико-методологические аспекты инновационной политики в системе экономической политики
1.1 Понятие инновации, функции и виды инновационной деятельности
Инновация ‒ первое практическое использование нового научно-технического, производственно-технологического, организационно-управленческого или иного решения, способного увеличить окончательные экономические результаты финансово-экономической (коммерческой) деятельности предприятия.
Не все нововведения качественные, радикально меняющие технологию и налаженность производства. Большинство нововведений имеют сравнительно незначительные перемены. История экономики демонстрирует, что больше всего научно-технический прогресс не революционный, а эволюционный. Такие нововведения можно определить, как улучшения [1, с. 45].
Улучшения представляют собой инновации, оказывающие относительно незначительное влияние на динамику формирования конкретного объекта.
Вся управленческая деятельность взаимосвязана и, как правило, должна осуществляться параллельно. При этом конечный результат любого вида административной деятельности находится в зависимости от ее инновационной составляющей. И наоборот, окончательный успех инновационного менеджмента достижим исключительно на базе осуществления его идей и исследований в практике остальных видов менеджмента.
Инновации выполняют три функции:
‒ воспроизводство;
‒ инвестиции;
‒ стимулирование [2, с.57].
Функция воспроизведения означает, что инновация является важным источником финансирования расширенного воспроизведения.
Целью функции воспроизводства является получение прибыли от инноваций и использование их в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная от инноваций, может использоваться в различных областях, в том числе в качестве капитала. Этот капитал можно использовать для финансирования новых видов инноваций.
Таким образом, использование прибыли от инноваций для инвестиций представляет собой содержание инвестиционной функции инноваций [3, с. 34].
Получение прибыли через инновации напрямую соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль ‒ стимул для предпринимателя внедрять новые инновации; Поощряет непрерывное исследование спроса, совершенствование организации маркетинговой деятельности, применение современных методов финансового менеджмента. Все это составляет содержание стимулирующей функции инноваций.
2 Анализ инновационного развития Республики Беларусь
2.1 Стратегия инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе
Начиная с конца XX столетия Организация экономического сотрудничества и развития активно продвигает концепцию создания национальных инновационных систем. Достичь этого можно только посредством улучшения политики в области образования, поощрения исследований и создания благоприятного инновационного климата для внедрения новых и высоких технологий в национальную экономику [9].
Такая цель стоит и перед Республикой Беларусь. Задача перехода белорусской экономики на путь инновационного развития была поставлена президентом на Всебелорусском народном собрании.
Были определены и основные направления этого пути:
− использование новейших технологий;
− опережающее развитие наукоемких отраслей;
− модернизация действующих производств и создание новых, способных выпускать конкурентоспособную продукцию с высокой степенью наукоемкости и новизны.
В 2021 г. утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 года. Стратегической целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей экономики [10].
Для определения дальнейшей стратегии развития важно иметь актуальную независимую оценку состояния инновационного развития. В этих целях используются мировые рейтинги, которые на основе комплексных индексов позволят оценить результаты и темпы развития страны и, соответственно, определить ее привлекательность для иностранных инвесторов.
Важным фактором объективности международных рейтингов является единообразие методов выставления оценок всем государствам и признанность данных методов в мире. Участие Республики Беларусь в таких рейтингах позволяет оценить ее позиции не только относительно собственных результатов предыдущих периодов, но и относительно результатов других стран.
К рейтингам, наиболее полно оценивающим уровень развития страны по большому комплексу показателей, относятся Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Глобальный индекс инноваций бизнес-школы INSEAD (ГИИ). Так, в рейтинге ГИИ 2018 года Беларусь заняла 86-е место, что на две позиции выше, чем в 2017 году. Государственным комитетом по науке и технологиям определены сильные и слабые позиции странового профиля и проведена актуализация Плана мероприятий по повышению показателей Республики Беларусь в ГИИ.
3 Перспективы инновационного развития экономики Республики Беларусь
Республика Беларусь обладает сильным научно-техническим потенциалом, значительными достижениями в различных областях науки и техники, занимается фундаментальными исследованиями. При этом отметим, что инновационная деятельность в республике находится на стадии формирования.
Основные причины этого состояния:
‒ экономическая ситуация в республике;
‒ отсутствие у большинства руководителей и ученых знаний в области управления, маркетинга;
‒ недостаточность собственных средств в организациях;
‒ ограниченные возможности финансовой поддержки государства;
‒ недостаточное развитие финансово-кредитной системы [16].
В Беларуси нет присущей ей системы мер, стимулов и условий для инноваций. Республика пока не достигла состояния «инновационной восприимчивости».
Сегодня низкий уровень знаний белорусской экономики не позволяет увеличить экспорт высокотехнологичной продукции (доля последней в общем объеме экспорта за последние годы не превысила 4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России). В результате, сырьевой экспорт Беларуси основан на продукции средней (18%) и низкой (78%) интенсивности знаний, которые являются более материальными и энергоемкими [16].
Негативные тенденции в науке и технике:
‒ сокращение объема научных работ и числа исследователей;
‒ отток из научного круга специалистов среднего возраста;
‒ устаревание материально-технических ресурсов.
Проблема инноваций и их создателей имеет особое значение для Республики Беларусь, поскольку, не имея достаточных природных ресурсов, страна выбрала интеллектуальный и инновационный путь развития. И если в целом человеческий потенциал науки в республике кажется значительным, то его динамика вызывает беспокойство. Так, только за последний год число докторов наук сократилось на 2,9%, а кандидатов наук - на 1,8% [17].
Одной из проблем, мешающих развитию инновационного бизнеса, является медленное развитие системы малых и средних инновационных предприятий. Юридические и административные барьеры, ограниченный доступ к финансированию, слабая исследовательская база, а также трудности с обеспечением правовой защиты и защиты интеллектуальной собственности, высокий уровень правонарушений в этой области, а также недобросовестная конкуренция в научно-технической сфере препятствуют их развитию. Чаще всего основная сфера деятельности малого бизнеса - торговля (90%), тогда как доля малых фирм, фактически соответствующих внешнему виду инновационного предприятия, не превышает 2% в России и на Украине, и 1,4% в Беларуси [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновациями называют конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового продукта, внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, или в новом подходе к организации и управлению производством.
Инновационный процесс - это подготовка и реализация инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, интегрированное целое.
Состояние инноваций в любом государстве является важнейшим показателем развития общества и его экономики. Инновационная политика в развитых странах в настоящее время является неотъемлемой частью государственной экономической и социальной политики.
Инновационная политика формируется и реализуется профессионалами. Однако нынешняя система подготовки научных кадров высшей квалификации не отвечает современным требованиям, их основная часть подготовлена для фундаментальной науки и высшей школы, что снижает возможность полноценной кадровой поддержки высокотехнологичных и наукоемких отраслей, особенно в регионах.
Помимо создания и развития новых наукоемких продуктов и технологий на производстве РНТП также оказывает научную поддержку решению проблем здравоохранения, экологии, информатизации и других социально значимых для регионов вопросов.
По информатизации Республика Беларусь отстает от ведущих и даже некоторых развивающихся стран мира. Задача материально-технического обеспечения заключается в преодолении разрыва между нынешним состоянием информационной логистики и уровнем логистики информационного общества.
Информатизация общества создает целый комплекс проблем, от которых зависит выбор и реализация пути развития человека. При этом, хотя научно-технические и технологические проблемы играют главную роль на начальном этапе информатизации, социальные проблемы начинают играть главную роль на последующих этапах, решение которых определит исход информатизации.
Таким образом, для оптимизации развития и последующего развития национальной инновационной системы Республики Беларусь необходимо выполнить несколько основных задач, поставленных в области инновационной политики:
- решать вопросы финансирования научно-технической и инновационной деятельности;
- обеспечить инновационную систему кадровым научно-техническим потенциалом;
- свести к минимуму и лучше устранить проблемы в законодательстве, регулирующем изучаемую деятельность;
- решать вопросы развития материально-технических ресурсов научных учреждений.
1 Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.В. Барышева. – М.: Дашков и К, 2017. – 380 с.
2 Кузнецов, Е.Ю. Инновации и их роль в экономическом развитии / Е.Ю. Кузнецов. – 2014. - 154 с.
3 Агарков, А.П. Управление инновационной деятельностью: учебник / Агарков А.П., Голов Р.С. – М.: Дашков и К, 2017. – 208 с.
4 Александров С.А. Инновационная экономика-основа социально-экономического развития РБ / В.Н. Кривцов, Н.Н. Горбачёв//Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. – Минск, 2014. – С.37.
5 Орлова, Л. Н. Инновационная экономика: факторы и противоречия развития, уровни формирования / Л. Н. Орлова [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. – № 3. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN315.pdf.
6 Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2018.
7 Косовский, А.А., Мальчевский Е.С. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь / под ред. А. Г. Шумилина. – Минск: ГУ «БелИСА», 2018. – 98 с.
8 Кацер, А.А. Инновации и экономическое развитие в современных условиях / А.А. Кацер// Вестник Брестского государственного технического университета. – 2014. - №3. – С. 13-14.
9 Роль инноваций в эпоху глобализации экономики / [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://polbu.ru.
10 Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2020.
11 Шитова О.М. Оценка инновационного потенциала Республики Беларусь // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(82) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/10(82).pdf.
12 Герасимчик, Н.В. Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. – Гомель, Центр исследования институтов рынка, 2017. – С.127
13 Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2019.
14 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
15 Технопарки Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belisa.org.by.pdf.
16 Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь: резюме и рекомендуемые меры политики: неофициальный перевод. - ООН: Нью-Йорк, Женева, 2017. – С. 7.
17 Дичковский, А. А. Инновационный путь и перспективы его развития в Республике Беларусь / А. А. Дичковский // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2017. – № 3. – С. 6–11.
18 Богдан, Н. И. Инновационная политика и поиск новых источников экономического роста: мировые тенденции и вызовы для Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 1. – С. 4–23.
19 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы / под ред. А. Г. Шумилина. – Минск: ГУ «БелИСА», 2017. – 146 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты