Свободные экономические зоны и их значение в реализации открытости национальной экономики
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Свободные экономические зоны и их значение в реализации открытости национальной экономики»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Свободные экономические зоны и их значение в реализации открытости национальной экономики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
Глава 1 Свободные экономические зоны их классификация и значение
Глава 2 Анализ динамики развития свободных экономических зон в Республике Беларусь
Глава 3 Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития любой страны, в процессе перехода к рыночным отношениям, меняется характер формы территориального экономического развития. Свободные экономические зоны – важный способ перехода к рыночной системе. Тенденция современной глобальной экономической интеграции и расширения Всемирной торговой организации поставила под сомнение изучение особых экономических зон.
По сути, создание особой экономической зоны – это привлечение инвестиций для страны. Это период снижения корпоративного подоходного налога и других экономических выгод, таких как амортизационные отчисления и налоговые льготы для коммерческих организаций в начале инвестирования. Люди также могут заметить наличие таможенных льгот - возможность отмены импортных тарифов, компании могут свободно ввозить и отменять экспортные тарифы.
Сегодня свободная экономическая зона внесла большой вклад в развитие региона. Как известно, общая эффективность экономики напрямую зависит от эффективности развития различных регионов страны. Свободная экономическая зона стимулировала инвестиционный доход, что также привело к увеличению производства. Свободные экономические зоны предоставляют резидентам льготные условия и привлекают отечественных и зарубежных инвесторов и производителей.
Концепция создания свободной экономической зоны в нашей стране основана на международном опыте организации и развития этих территориальных образований. Следует отметить, что относительно недавно во всех областных центрах появились свободные экономические зоны, что обеспечивает более благоприятные условия для работы жителей во всех регионах страны.
Благодаря общепризнанной эффективности свободных экономических зон и их способности помогать привлекать иностранные инвестиции и стимулировать национальные инвестиции, они оказывают положительное влияние на развитие предпринимательства, обеспечивая занятость и тем самым увеличивая бюджетные доходы, улучшая торговлю и национальный баланс. Должно быть Рассматриваемые платежи включают инструкции по внесению таких инструкций в национальную экономическую политику.
Глава 1 Свободные экономические зоны их классификация и значение
В мировой практике внешнеэкономической деятельности используются различные модели территориального и хозяйственного управления. В этой серии сложных структур есть и такая экономическая структура, которая называется свободной экономической зоной.
Свободная экономическая зона – одна из старейших экономических форм. Тем не менее определение, раскрывающее природу этих экономических структур, появилось только недавно. В 1973 году об этом впервые было официально заявлено научному сообществу и бизнес-сообществу. Под свободной экономической зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как предметы, находящиеся за пределами таможенной территории страны, и поэтому не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению [2, с. 34].
Открытие мирового рынка делает свободную экономическую зону привлекательной для транснациональных компаний, в которые вложены миллиарды инвестиций на всех континентах. Международные компании ищут благоприятные условия для своей коммерческой деятельности, рассматривают свободную экономическую зону как очень прибыльную экономическую структуру и связывают ее с важнейшим направлением своего развития.
Свободные экономические зоны – это международные экономические организации. Они обладают характеристиками крупномасштабных, охватывающих практически все страны мира, включая развитые и слаборазвитые страны. С их помощью некоторые регионы достаточно интенсивно интегрировались в систему экономических связей.
Свободная экономическая зона – это территория с высокой концентрацией финансовых, торговых, промышленных и технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, совершенствования технологий и механизмов управления. Сегодня эти формы стали важнейшим фактором мировой экономики, своеобразным «торговым центром», ускоряющим мировую торговлю и стимулирующим внешнюю торговлю.
Некоторые экономисты определяют свободную экономическую зону как инструмент для выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономический процесс. Это выражение включает в себя широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с функционированием преференциальной экономической системы. Более того, особая экономическая зона определяется не как географическая территория, а как часть экономического пространства страны, где применяются определенные системы льгот и вознаграждений, которые не используются в других ее частях [1, с.50].
Глава 2 Анализ динамики развития свободных экономических зон в Республике Беларусь
Чтобы привлечь инвестиции в экономику страны, в частности иностранные, в Республике Беларусь созданы 6 свободных экономических зон СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест».
Резиденты СЭЗ платят ограниченные налоги. Кроме того, многие налоги имеют преимущества перед республиканской налоговой системой.
Свободная экономическая зона "Брест" создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года. Он занимает специально отведенную территорию общей площадью около 71 квадратных метров. Километров, имеет очень выгодное географическое положение. Уникальное географическое положение, особая правовая система, налоговые, таможенные и административные льготы создали благоприятные условия для развития производственной и экономической деятельности в свободной экономической зоне «Брест». Он производит более тысячи промышленных товаров и товаров, в том числе электротехническую продукцию, машины и оборудование для разметки дорог, краски и эмаль, газовые и электрические плиты, мебель, морепродукты, мясо и сладости. [14]
В настоящее время свободная экономическая зона «Брест» принимает инвестиции в использование высоких технологий для создания предприятий в фармацевтической, автомобильной, электронной, машиностроительной и других отраслях промышленности.
Резиденты платят ограниченный перечень налогов и сборов:
- Резиденты свободных экономических зон освобождаются от уплаты налога на прибыль на 10 календарных лет со дня получения ими прибыли от продажи товаров собственного производства (экспортируемых другим резидентам других свободных экономических зон) в рамках специальной правовой системы. Через десять лет ставка налога будет снижена вдвое.
-Резиденты СЭЗ полностью освобождены от налога на недвижимость.
- Земельные участки, находящиеся в границах СЭЗ, независимо от их целевого использования, освобождаются от уплаты земельного налога и арендной платы за землю.
-Резиденты СЭЗ не обязаны платить НДС на ввозимые товары, произведенные в рамках заявленного инвестиционного проекта.
Глава 3 Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь
Долгое время свободная экономическая зона считалась одной из наиболее эффективных моделей территориального и экономического управления. Эта модель может обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов и даже всей страны за счет активного привлечения иностранных инвестиций и внедрения передовых технологий. По сравнению с успешными планами на международном уровне, в целом противоречивые результаты и очень умеренное влияние свободной экономической зоны на экономику Республики Беларусь показывают, что этот инструмент политики еще не реализовал в полной мере свой потенциал.
В целом степень открытости белорусской экономики снижается и будет продолжать снижаться из-за резкого сокращения импорта и экспорта. По прогнозам экономистов, экспорт в Россию упадет на 4,7%, экспорт в другие страны упадет на 3,6%, а импорт (из-за ограничений) упадет на 11,2%. Основная причина этого явления связана с экономической моделью СЭЗ и ее позиционированием в рамках белорусской экономической политики и системы стимулирования.
Хотя свободная экономическая зона нашей страны имеет сходство с моделями, применяемыми в других странах, с точки зрения стимулов, услуг и нормативно-правовой базы, несоответствие экономической модели, применяемой Республикой Беларусь, и текущей политики и системы стимулов представляет собой серьезное препятствие для успеха.
Согласно международному опыту, особые экономические зоны являются успешным инструментом политики, если:
- имеют сильную экспортную ориентацию. Развитые свободные зоны, как правило, привлекают ориентированные на экспорт компании, участвующие в глобальных производственно-сбытовых цепочках.
- обеспечивать инвестиционные условия и стимулы, которые существуют только в четко определенных регионах и значительно отличаются от других регионов страны. С точки зрения хозяйствующих субъектов, свободная экономическая зона должна иметь четкие возможности и преимущества для бизнеса, а также уделять внимание потребностям компании, чтобы она могла здесь инвестировать.
- привлекают инвестиции, которые без них не поступили бы в страну.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свободные экономические зоны с давних времен считаются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления. Эта модель может обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов и всей страны в целом посредством активного привлечения иностранных инвестиций и внедрения прогрессивных технологий. Противоречивые в целом результаты и весьма умеренное влияние СЭЗ на экономику Республики Беларусь по сравнению с успешными схемами на международном уровне предполагают, что этот инструмент политики пока еще не использует весь свой возможный потенциал.
Свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию страны и ее отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях. Существуют различные виды СЭЗ, каждая из которых характеризуется собственными целям и задачами функционирования. Можно выделить основные из них: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные зоны.
В целом наблюдается прогресс в развитии деятельности СЭЗ Республики Беларусь, что подтверждается качественным и количественным анализом показателей. СЭЗ Республики Беларусь постепенно увеличивают долю в макроэкономических показателях страны. Так, увеличилась доля резидентов СЭЗ в основных макроэкономических показателях Республики Беларусь в 2020 году по сравнению с 2019 годом: объем промышленного производства - на 1,5 п. п., экспорт товаров - на 2.8 п. п., импорт товаров в 2020 году по сравнению с 2019 увеличился на 1,6 п. п, инвестиции в основной капитал увеличились незначительно на 0,2 п. п.
По итогам 2020 года поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь составило 8 680,2 млн. долларов США, из них 6 006,0 млн. долларов США или 69,20% – прямые иностранные инвестиции, 4,8 млн. долларов США или 0,06% – портфельные, 2 669,4 млн. долларов США или 30,74% – прочие. Только 5% от накопленного объема прямых иностранных инвестиций сосредоточено в свободных экономических зонах. В СЭЗ работает только около 3% от общего занятого населения Беларуси.
1. Боброва В.В. Свободные экономические зоны - динамичные "островки" мирового хозяйства: их сущность и классификация / В.В. Боброва, Е.А. Мартынюк // Вес. ОГУ. - 2011. - №13. - с. 49-54
2. Живицкая Е., Стреж В., Пархименко В. СЭЗ: предпосылки для размышления Финансы, учет, аудит. - 2010. - №3 - с.33-35.
3. Золотова, Е.А., Палян, Э.С. Роль и место свободных экономических зон (СЭЗ) в мировой и национальной практике / Е.А. Золотова, Э.С. Палян // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2020. Т. 8. № 1. С. 68-71.
4. Камдин, А. Н., Ельмеева, И. Г. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне / А.Н. Камдин, И.Г. Ельмеева // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 312-317.
5. Куцман М.В. Макроэкономика: Курс лекций / Москва: Мади, 2015. -104 с.
6. Лемешевский И.М., Донцова В.И., Макроэкономика: учеб. - мет. комплекс. - Минск / изд. МИУ, 2014. - 266 с.
7. Макроэкономика.: учебное пособие / В.Г. Родионова. - М.: изд. МГТУ, 2013. -206 с.
8. Министерство экономики Республики Беларусь // Результаты инвестиционной политики [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/.
9. Михеев О.Л. Особые экономические зоны: переосмысление накопленного опыта / О.Л. Михеев // Страховое дело. - 2011. - №1. - с. 13-18.
10. Национальный правовой Интернет-портал // О свободных экономических зонах [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H19800213.
11. Неучева М.Ю. Особые экономические зоны: специфика функционирования и развития / М.Ю. Неучева // Экономика и упр.: науч.-практ. журн. - Уфа, 2011. - №4. - с. 28-32
12. Свободные экономические зоны // Всемирная Торговая Организация [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: http://wto.kz/ru/object/products/.
13. Свободные экономические зоны [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/.
14. СЭЗ «Брест» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/.
15. СЭЗ «Минск» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь – Режим доступа: http://president.gov.by/.
16. СЭЗ «Гомель-Ратон» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь – Режим доступа: http://president.gov.by/.
17. СЭЗ «Витебск» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/.
18. СЭЗ «Могилев» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/.
19. СЭЗ «Гродноинвест» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь – Режим доступа: http://president.gov.by/.
20. Официальная статистика Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты