ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Структура и функции государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2018-2020 гг.
2.1 Особенности бюджетной системы Республики Беларусь
2.2 Состояние и особенности государственного бюджета Республики Беларусь
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В переходной экономике большое значение имеет государственный бюджет, который участвует в регулировании процессов воспроизводства, и вся система бюджетных отношений становится более активной. Бюджет становится одним из основных инструментов поддержания финансовой политики государства, и бюджетные методы регулирования являются наиболее эффективными. С помощью бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и экономических пропорций, адекватных системе управления рынком. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию макроэкономических показателей, реализацию национальных программ, рыночные реформы, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Государственный бюджет является важным инструментом планирования и мониторинга, посредством которого государство перераспределяет более трети национального дохода и более половины своих денег. Через государственный бюджет правительство осуществляет экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Размер государственного бюджета, состав и соотношение его доходов и расходов зависят от реализации программ экономического и социального развития, стабильности социальной ситуации в стране. Это может повлиять на экономическую активность, инвестиционную политику, улучшить структуру экономики, развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие государственного бюджета
Согласно М. П. Афанасьевой «государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание)» [2, c. 68].
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета:
- по форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.
- по сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.
- по материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
По словам А. Коваленко «роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2018-2020 гг.
2.1 Особенности бюджетной системы Республики Беларусь
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными элементами, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. В соответствии со ст. 2 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь, бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.
Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Центральным звеном бюджетной системы является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Как в теории, так и в практике функционирования бюджетной системы возникает ряд проблем, решение которых требует реформирования бюджетного процесса на этапе планирования доходов бюджета. Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета уже разработан, в определенные моменты он недостаточно эффективен и нуждается в корректировке.
Учитывая, что налоги являются основным источником доходов бюджета, следует признать, что состояние базы доходов бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и в экономике в целом.
«В ситуации спада производства, других негативных явлений доходы бюджета сокращаются. Если в то же время не обеспечивается адекватное снижение затрат, возникает отрицательное сальдо бюджета. Конечно, наиболее важными факторами, влияющими на дефицит бюджета и определяющими его размеры, являются колебания ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды рецессии, когда ВВП низкий, бюджет, как правило, сокращается с дефицитом, а в периоды восстановления наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной части бюджета» [14].
«Это означает, что во время рецессии прямые налоги резко уменьшаются из-за сокращения налоговой базы. В то же время, определенные типы государственных расходов увеличиваются, что делает их несоответствующими циклу. Как правило, в периоды рецессии правительства принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает увеличение трансфертов в отрасли, производящие товары и услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов» [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Это очень динамичная категория, которая зависит от многих объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждый конкретный исторический период в разных странах.
Средства, сосредоточенные в государственном бюджете, предназначены для реализации государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. За счет бюджета реализуются общегосударственные региональные программы общегосударственного экономического и социального характера.
Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих и взаимосвязанных частей: доходов и расходов. Доходная и расходная части бюджета являются указателями на источники доходов, направления и расходование средств.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2018-2019 гг. был исполнен с профицитом. В 2020 году, впервые с 2011 года государственный бюджет был исполнен с дефицитом в 2 689,5 млн. руб. За первое полугодие 2021 года бюджет был исполнен с дефицитом в 1067,1 млн. руб. В структуре доходов консолидированного бюджета страны наибольший удельный вес занимают налоговые доходы – они формируют около 88 % всех доходов бюджета. Наибольшую долю в структуре расходов консолидированного бюджета занимают расходы на общегосударственную деятельность (около 27 %). Расходы на образование и здравоохранение занимают по 18 % от общей суммы расходов.
1 Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2019. — № 6. — С. 14-18.
2 Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
3 Бабич, Д. С. Налоговая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования / Д. С. Бабич // Актуальные проблемы налоговой политики. – 2020. – С. 8-10.
4 Бюджетный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 2/1509 : Принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : Одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
5 Горбатенко, И. В., Филипцов, А. М. Влияние структуры экономики Республики Беларусь на торговый баланс и государственный бюджет // Экономика и банки. – 2017. – №. 2. – С.84-89.
6 Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
7 Кудёлка, О. С. О некоторых аспектах расхода бюджета Республики Беларусь / О. С. Кудёлка // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – №6(22). – С. 124-127.
8 Леутина, Л. И. Финансовая система Республики Беларусь: уч. пособие / Л. И. Леутина, Т.Г. Струк. – Минск : Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 167 с.
9 Неменова, Д. Л., Домрин, А. Н. Сравнение бюджетных систем / Д. Л. Неменова, А. Н. Домрин // Евразийский научный журнал. – 2017. – №1. – с. 41-54.
10 Нехай, М.Ю. Особенности государственного управления финансовой системой Республики Беларусь / М. Ю. Нехай // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2017. – №22. – С. 150-151.
11 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
12 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yd2020.pdf.
13 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-июнь 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2021/yj2021.pdf.
14 Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330598158_Osnovnye_napravlenia_soversenstvovania_budzetnoj_i_nalogovoj_politiki_v_Respublike_Belarus.
15 Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2018. – 220 с.