ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Сущность и значение размещения и выкладки товаров в деятельности торговых организаций
1.2 Основные принципы размещения и выкладки товаров
1.3 Современные подходы к размещению и выкладке товаров
2 ИЗУЧЕНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ВЫКЛАДКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ МАГАЗИНА «РОСИНКА» ОАО «ТАБАКВИНТОРГ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина
2.2 Анализ размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина «Росинка» ОАО «Табаквинторг»
2.3 Направления совершенствования размещения и выкладки товаров в зале магазина «Росинка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений.
Торговля – это отрасль национальной экономики, назначением которой является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведение их до конечного потребителя. Ее роль заключается в выполнении двух важнейших функций: экономической и социальной.
Организация розничной торговли в торговых предприятиях играет очень важную роль, ведь она обеспечивает доведение от производителя через торговую точку непосредственно покупателям. Определяющим в организации розничной продажи является торгово-технологический процесс в магазине.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применения методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Современное состояние розничной торговли характеризуется ростом конкуренции, внедрением инноваций, повышением требовательности покупателей. Все это заставляет владельцев магазинов увеличивать свои усилия по завоеванию и удержанию покупателей, разрабатывать и внедрять новые методы для привлечения клиентов, находить и развивать преимущества своих магазинов, повышать их индивидуальность.
Для организации успешной торговли выкладку и размещение товара необходимо планировать заранее. Правильная выкладка товара в торговом зале супермаркета, на витринах и стеллажах магазинов может серьёзно улучшить объём продаж, а не грамотное может привести к недополучению прибыли, даже с очень выгодным товаром.
Сегодня в этой сфере есть достаточно много наработок, даже существуют специализированное программное обеспечение, в задачу которого входит составление планограмм, и визуальное получение результатов от такого мероприятия. Конечно, многое зависит и от площади магазина, и от выбранной планировки, и конечно – от предполагаемого ассортимента.
Интеграция экономики Республики Беларусь в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения
1 РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Сущность и значение размещения и выкладки товаров в деятельности торговых организаций
Одним из важных условий высокой культуры торговли и эффективной работы розничной торговой сети является рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале. Правильное решение этих вопросов обеспечивает возможность создания наилучших условий для показа и отбора товаров, сведения к минимуму затрат труда продавцов, оптимального использования торговых площадей.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности [21, c. 173].
Различают понятия: размещение товаров в торговом зале и их выкладка.
Размещение товаров – это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения [3, c. 97].
Размещение товаров в торговом зале проводится с учетом определенных факторов, таких как частота спроса, комплексность приобретения, габариты и вес товаров, специфические свойства товаров. Учитывается также психология покупателей, их привычки, традиции.
При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются:
- частота приобретения товаров отдельных групп;
- габариты этих товаров;
- затраты времени покупателей на осмотр и отбор;
- количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп [3, c. 98].
2 ИЗУЧЕНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ВЫКЛАДКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ МАГАЗИНА «РОСИНКА» ОАО «ТАБАКВИНТОРГ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина
Магазин «Гастроном «Росинка» расположен по адресу: 246010, г. Гомель, ул. Привокзальная, 2/а.
Магазин расположен в Центральном районе г. Гомеля. Данный магазин находится недалеко от вокзала рядом с Центральным рынком г. Гомеля на 1-ом этаже жилого дома и максимально приближен к основным потокам общественного и индивидуального транспорта.
Магазин «Росинка» является одной из торговых точек ОАО «Табаквинторг». Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Общество владеет и распоряжается своим имуществом и денежными средствами в соответствии с Уставом. На осуществление розничной торговли обществу горисполкомом выдано специальное разрешение-лицензия (Приложение А).
Основным видом деятельности магазина является розничная торговля продовольственными товарами.
Основными целями деятельности магазина «Гастроном «Росинка» является:
- удовлетворение потребностей потребителей в необходимых товарах повседневного спроса, продуктах питания;
- увеличение ассортимента продовольственных товаров, а также тех товаров, которые вызывают интерес у потребителей;
- активное внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров для успешного ведения торговой деятельности;
- создание наиболее лучших условий хранения продукции, и предоставление потребителям товаров надлежащего качества;
- повышение культуры обслуживания покупателей;
- извлечение прибыли и дальнейшее ее применение.
Основной задачей магазина «Росинка» является укрепление позиций на рынке розничной торговли продовольственными товарами в г. Гомеле.
Магазин работает с 08.00 до 22.00 без обеда и выходных. Продавцы, контролеры-кассиры работают в две смены, это улучшает и повышает производительность труда, культуру обслуживания, дает право на отдых и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, следует отметить, что в управлении процессами торговли важная роль, отводится организации размещения товаров в торговом зале. Размещение и выкладка товаров в торговом зале розничной торговой сети являются неотъемлемым технологическим процессом. Современные способы и формы торговли предполагают активное использование различных видов и способов размещения и выкладки. Различные товарные группы имеют специфические особенности размещения и выкладки в торговом зале. При этом, осуществляя выкладку товаров, продавцы должны следовать универсальным принципам выкладки, сущность которых будет рассмотрена далее.
Грамотно расставить товар - это искусство, стратегия которого должна быть просчитана и обдумана заранее. Удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка всегда способствует приобретению покупателем товара.
Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований: создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания.
Современный механизм выкладки товаров в торговом зале предполагает следование целому набору принципов и правил, соблюдение которых позволяет продавцам ускорить процесс обслуживания покупателей, а для покупателей – упрощает выбор, стимулирует продажи и спонтанные покупки.
Руководствуясь определенными принципами и правилами выкладки продукции, розничная торговая сеть или отдельно взятый магазин может существенно повысить продажи, наработать базу постоянных клиентов. При этом целесообразно и необходимо постоянно искать новые и использовать современные формы и методы выкладки. Так, на современном этапе развития розничной торговли особое внимание следует уделять таким инструментам, как политика представления товара, мерчендайзинг, составление планограмм, и другим инструментам, повышающим эффективность размещения и выкладки продукции. Необходимо постоянно проводить текущий анализ эффективности
1. Берман, Б. Розничная торговля: стратегический подход / Б. Берман, Дж. Эванс, Р. Джоэл. – М.: Вильямс, 2003. – 1184 с.
2. Бланк, И. А. Торговый менеджмент. – Киев: Ника-Центр, 2006. – 780 с.
3. Варлей, Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. – М.: Проспект, 2014. – 272 с.
4. Великанов, В. Как правильно организовать розничную торговлю / В. Великанов // Современная торговля. – 2012. – N 1. – С. 72-77.
5. Веллхофф, А. Методы мерчандайзинга / А. Веллхофф, Ж.-Э. Массон // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2014. – № 2. – С. 60-70.
6. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность. – Минск. Вышэйшая школа, 2013. – 352 с.
7. Грибанова, И. В. Организация и технология торговли: учеб. пособие / И. В. Грибанова, Н.В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2008. – 204 с.
8. Гурская, Н. А. Повышение качества обслуживания покупателей – важнейшее направление деятельности персонала в розничной торговле / Н. А. Гурская // Управление персоналом. – 2007. – № 8. – С. 14-16.
9. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2000. – 448 с.
10. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 2-е изд. – М.: Экономика, 2000. – 448с.
11. Дион, Дж. Розничная торговля: Как открыть собственный магазин. – М: Альпнна Бизнес Букс, 2013. – 211 с.
12. Евсюкова, Е. Мерчендайзинг кондитерских изделий и способы увеличения продаж / Е. Евсюкова // Маркетинг. Реклама и сбыт. – 2009. – № 6. – С. 15-19.
13. Кондрашова, Е. А. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие / Е.А. Кондрашова, Н.В. Коник, Т.А. Пешкова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.
14. Микулович, Л. С. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Л.С. Микулович. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 416с.
15. Михайлова, Е. А. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе / Е. А. Михайлова // Маркетинг. – 2012. – № 6. – С. 43-45.
16. Николаева, Н. Выкладка товаров: получше положишь – побольше возьмешь / Н. Николаева // Товаровед. – № 8. – 2009. – С. 25-29.
17. Оптимальная планировка продуктового магазина // Товаровед продовольственных товаров. – 2013. – № 4. – С. 23-26.
18. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова и др.; под общей редакцией С.Н. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Выш. школа, 2009. – 479 с.
19. Организация коммерческой деятельности: справ. пособие / С.Н. Виноградова [и др.]; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Выш. школа, 2000. – 464 с.
20. Организация торговли продовольственными товарами: учеб. для торг. вузов / П. Г. Гончаров и др.; Под общ. ред. П. Г. Гончарова. – М.: Экономика, 2009. – 384с.
21. Парамонова, Т. Н. Маркетинг в розничной торговле. – М.: ФБК-Пресс, 2014. – 224 с.
22. Парамонова, Т. Н. Мерчандайзинг: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Парамонова, И. А. Рамазанов. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2012. – 144 с.
23. Парфентьева, Т. Р. Оборудование торговых предприятий: учебник / Т.Р. Парфентьева. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
24. Серов, Г. Правильно оборудованный торговый зал / Г. Серов // Современная торговля. – 2012. - № 7. – С. 35-38.
25. Степанов, Н. Н. Расширение ассортимента кондитерских изделий как средство повышения продаж / Н. Н. Степанов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 10. – С. 32-36.
26. Тимофеева, В. А. Товароведение продовольственных товаров: учебник / В.А. Тимофеева. – 5-е изд., доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 414 с.