Введение
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Финансовая политика государства – основа развития и благополучия экономики страны, она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью. Любому государству для выполнения возложенных на него функций необходимы финансовые ресурсы, которые формируются за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки, т.е. между плательщиками налогов и государством, в лице государственных налоговых органов, устанавливаются налоговые отношения.
Однако возникают ситуации, когда данные налоговые отношения нарушаются в связи с рядом объективных и субъективных причин. Нарушения могут проявляться в виде несвоевременной уплаты или уклонения от уплаты налогов, неправильного исчисления налогов, сознательного искажения отчетных данных предприятия. В итоге это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других
1 Теоретические аспекты бюджетно-финансового контроля
1.1 Необходимость, содержание и задачи бюджетно-финансового контроля
Бюджетно-финансовый контроль является одним из важнейших элементов управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Она создает государству возможность эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Следует подчеркнуть, что для реализации данной функции необходимы общественные отношения, обязательное участие людей и специальные органы контроля. Бюджетно-финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:
– контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления;
– оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов [1, c.127].
Целью бюджетно-финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь
2 Бюджетно-финансовый контроль в Республике Беларусь на современном этапе развития
Оперативный бюджетно-финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляют Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [9, с. 39].
Министерство финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все его структурные подразделения в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Аппарат Министерства финансов, прежде всего, осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное поступление доходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назначению, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства.
Министерство финансов имеет право: требовать и получать от органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов Беларуси методическое руководство
3 Основные направления развития бюджетно-финансового контроля в современных условиях
В развитии бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. Сужается сфера государственного контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой.
Проблемы совершенствования и усиления государственного контроля остаются сегодня не менее актуальными, чем год и даже пять лет тому назад. Нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Однако немало определяющих вопросов остается открытыми.
Пути повышения эффективности и действенности контрольно-экономической работы финансовых органов заключаются не только в увеличении числа ревизий и проверок, но и в усилении взаимодействия и координации своей деятельности с другими контролирующими органами, прежде всего с Комитетом государственного контроля.
Дело не только в том, что в отсутствии координации возможны многократные отвлечения сил контролирующих органов и объектов контроля, а и в том, что имея различные задачи, контролирующие органы на основе одних и тех же исходных данных, с позиции одних и тех же принципов контроля могут сделать разные выводы, которые с разных позиций призваны исключить корни финансовых нарушений. С другой стороны, обеспечить тотальный контроль разрозненными силами невозможно. Только скоординированные действия всех контролирующих органов способны добиться этих целей. Но в этом случае возникают проблемы доверия контрольных органов друг к другу.
Особое внимание следует уделять бюджетно-финансовому контролю в социальной сфере – это контроль за целевым и эффективным использованием средств, направленных на финансирование образование, здравоохранения,
Заключение
Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.
Бюджетно-финансовый контроль представляет собой составную часть единого механизма государственного контроля. Его необходимость вытекает из необходимости реализации контрольной функции финансов. От результативности контроля во многом зависит эффективное функционирование предприятий, организаций и учреждений, которые – в свою очередь – существенно влияют на эффективное функционирование всего национального хозяйства.
Эффективность бюджетно-финансового контроля зависит от его организации. Организация бюджетно-финансового контроля – это группировка финансового контроля по различным признакам.
Оперативный бюджетно-финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляют Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
За 9 месяцев 2015 г. налоговыми органами Беларуси в консолидированный бюджет собрано 101,4 трлн. руб. По состоянию на 1 ноября 2015г. задолженность плательщиков по налоговым обязательствам составила 32,5 млрд. руб., или 0,02 % к годовому плану доходов бюджета. За 6 месяцев 2015 года органами Комитета госконтроля при уменьшении количества проведенных проверок (всего 836) на 4% взыскано в бюджет 1473,8 млрд. руб. денежных средств, что в 1,9 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Сэкономлено (предотвращено необоснованных выплат)
1 Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 351 с.
2 Ковалёв, В.В. Финансы: учеб. пособие / Ковалёв В.В. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2013. – 542 с.
3 Воробьев, М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. – Минск: Издательство МИУ, 2014. – 335 с.
4 Бочаров, В.В. Финансы: учеб. пособие / В.В. Бочаров, В.Е. Радковская, Н.П. Леонтьев. – М.: ПИТЕР, 2014. – 312 с.
5 Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И. Плотницкий. – Мн.: Мисанта, 2011. – 336 с.
6 Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2014. – 512 с.
7 Вишневский, А.А. Финансовый контроль: учеб. пособие / А.А Вишневский, В.В Малахов, И.В. Сауткин. – Мн.: Акад. МВД, 2015. – 168 с.
8 Бровкина, Н.Д. Контроль и ревизия: учеб. пособие / Н.Д. Бровкина, М.В. Мельник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 346 с.
9 Круглов В.А. Финансовое право: учеб. пособие / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. – Мн.: Выш. шк., 2015. – 160 с.
10 Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь: Постановление Совета министров Республики Беларусь № 1585 от 31 октября 2001г.; в ред. от 5 декабря 2014 г. № 1144 [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0. – Дата доступа: 10.01.2016г.
11 Налоговый Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З; с изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 343-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk0200166#load_text_none_1. – Дата доступа: 10.01.2016г.
12 Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З; с изм. и доп. от 4 июня 2015 г. № 268-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=HK0000441#load_text_none_1. – Дата доступа: 10.01.2016г.
13 Шунько, И. Налоговая политика как инструмент либерализации экономики / И. Шунько // Финансы. Учет. Аудит. – 2015. – №1. – С. 3-6.
14 Результаты проверок, проведенных налоговыми органами за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс] / Сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/ news_ministerstva-za-9-mesjatsev-2015-goda-13566/. – Дата доступа: 13.01.2016.
15 Наумов, Ф. О зависимости налоговой нагрузки в 2014 году от уровня рентабельности производства / Ф.О. Наумов // Экономика. Финансы. Управление. – 2015. – №11. – С. 42.
16 Божко, Г. Бюджет 2015. Стратегическая цель – благосостояние / Г. Божко // Финансы. Учет. Аудит. – 2015. – №1. – С. 8-12.
17 Финансовые результаты работы организаций // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 26.08.2014.
18 О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З; в ред. от 11 июля 2014 г. № 177-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx guid=3871&p0=H11000142&p2={NRPA}. – Дата доступа: 24.01.2016.
19 Итоги работы Комитета государственного контроля за первое полугодие 2015 года [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru/control-deyatelnost-ru/. – Дата доступа: 24.01.2016.
20 О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006г. №165-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=H10600165#load_text_none_1_. – Дата доступа: 25.01.2016.
21 Борьба с коррупцией [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=36246#doc. – Дата доступа: 25.01.2016.
22 Данилевский, А.Е. Финансовый контроль: основные направления развития / А.Е. Данилевский // Бухгалтерский учет. – 2015. – №24. – С. 15-18.
23 Мстиславский, В.А. Ведомственный контроль: состояние и перспективы / В.А. Мстиславский, И.Р. Соколова // Финансы. – 2015. – № 3. – С. 46-48.
24 Есин, С.О. Общетеоретические основы финансового саморегулирования / С.О. Есин // Вестник БГЭУ. – 2015. – № 2. – С. 76-79.
25 Есин, С.О. Внутренний финансовый контроль: эффективность, практика применения / С.О. Есин // Проблемы управления. – 2015. – №3. – С. 153-157.