Налогообложение иностранных организаций на территории Республики Беларусь
МФЭК (Минский финансово-экономический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Налогообложение иностранных организаций на территории Республики Беларусь»
по дисциплине: «Налогообложение организаций»
2021
45.00 BYN
Налогообложение иностранных организаций на территории Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Налогообложение организаций
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1 Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь
1.1 Формы деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь
1.2 Общие принципы и методы устранения международного двойного налогообложения
2 Иностранные юридические лица как плательщики налогов и сборов в Республике Беларусь
2.1 Теоретические аспекты налогообложения иностранных юридических лиц
2.2 Особенности определения валовой прибыли иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
2.3 Анализ особенностей налогообложения иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
3 Проблемы налогообложения иностранных юридических лиц в Республике Беларусь и направления их решения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, основным источником доходов государства и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Законодательно налогообложение в Республике Беларусь исходит из конституционного положения о том, что каждое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Налоги, как и вся налоговая система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового менеджмента и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмент и, соответственно, анализа расчетов организации по налогам и сборам.
В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с внедрением мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, расходов по налоговому администрированию, времени на расчет и уплату налогов, в частности, за счет электронного декларирования. Все эти налоговые реформы направлены на совершенствование процесса управления налогами. Вся вышеизложенная информация подтверждает актуальность темы курсовой работы «Налогообложение юридических лиц и направления его совершенствования».
Цель курсовой работы: рассмотреть текущее состояние налогообложения иностранных юридических лиц в Республике Беларусь и определить пути его оптимизации.
1 Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь
1.1 Формы деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь
Основным источником правового регулирования деятельности субъектов хозяйствования является Конституция Республики Беларусь, нормы которой закрепляют принципы правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь [5]. Статья 8 Конституции Республики Беларусь гласит, что РБ признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Заключение международных договоров, которые противоречат Конституции РБ не допускается [5]. Свою деятельность (регулирующую и контролирующую) в отношении юридических лиц Республика Беларусь проводит в соответствии с Хартией экономических прав и обязанностей государств (подписана 12.12. 1974 г) в пределах действия своей национальной юрисдикции и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами [6, с.137–138]. Согласно гл. I Хартии экономических прав и обязанностей государств 12 декабря 1974г. экономические, а также политические и другие отношения между государствами регулируются, среди прочего, следующими принципами:
- суверенитета, территориальной целостности и политической независимости;
- суверенного равенства всех государств;
- ненападения;
- невмешательства;
- взаимной и равной выгоды;
- мирного сосуществования;
- равноправия и самоопределения народов;
- мирного урегулирования споров;
- устранения несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают какую-либо нацию естественных средств, необходимых для её нормального развития;
- добросовестное выполнение международных обязательств;
- уважения прав человека и основных свобод;
- отсутствия стремления к гегемонии и сферам влияния;
- содействия международной социальной справедливости;
- международного сотрудничества в целях развития;
- свободного доступа к морю и из него для стран, не имеющих выхода к морю, в рамках вышеуказанных принципов [6, с.136–137].
2 Иностранные юридические лица как плательщики налогов и сборов в Республике Беларусь
2.1 Теоретические аспекты налогообложения иностранных юридических лиц
Согласно ст. 1 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» иностранные юридические лица являются плательщиками налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязательства по уплате тех или иных платежей устанавливаются отдельными законами.
Объем налоговых обязательств иностранного юридического лица определяется в зависимости от деятельности, которую оно проводит на территории Республики Беларусь.
Иностранное юридическое лицо вправе получать доходы из источников в Республике Беларусь, не занимаясь при этом на ее территории каким-либо видом деятельности, в т.ч. предпринимательской (коммерческой). К таким доходам относятся дивиденды на вложенные инвестиции, доходы от авторских прав, проценты за предоставленные кредиты, доходы от осуществления международных перевозок, от аренды имущества и др. Их налогообложение регулируется ст.10 Закона «О налогах на доходы и прибыль». Налог на доходы из источников в РБ исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет РБ источником, начисляющим доходы нерезиденту [14].
Иностранные предприятия могут вести деятельность на территории республики через представительства, осуществляя представительские функции зарубежных коммерческих и некоммерческих фирм и организаций, а также могут заниматься предпринимательской деятельностью.
При осуществлении предпринимательской (коммерческой) деятельности иностранной компанией на территории Республики Беларусь в налоговых целях считается, что она осуществляет деятельность через постоянное представительство. Представительства (постоянные представительства) нерезидентов не имеют статуса юридического лица.
Ведение деятельности нерезидентом на территории нашей страны через представительство (постоянное представительство) приводит к необходимости исполнять обязательства по уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет Республики Беларусь. Названные платежи уплачиваются через структурное подразделение (представительство, постоянное представительство) нерезидента в Республике Беларусь, а в случае осуществления деятельности через «зависимого агента» платежи в бюджет начисляются и вносятся этим агентом.
3 Проблемы налогообложения иностранных юридических лиц в Республике Беларусь и направления их решения
В Республике Беларусь задача оптимизации налоговой системы не может иметь однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленным изменениями экономических ситуаций. Стабильными и неизменными остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются воплощением налоговой политики государств, которая проводиться в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной [18].
В целом, проблемы налогообложения иностранных юридических лиц в Республике Беларусь схожи с проблемами всей системы налогообложения нашей страны.
К ним относятся следующие:
1) Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.
2) Неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий;
3) Неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно удорожает цену товара. В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %, а в Беларуси – 55–60 %.
4) В белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования следует сделать выводы.
Плательщики налогов и сборов являются основными субъектами в структуре налоговых правоотношений. Не случайно главная юридическая обязанность этой категории участников правовых отношений в налоговой сфере в виде обязанности по уплате налогов, пошлин и иных платежей имеет конституционное закрепление (ст. 56 Конституции Республики Беларусь).
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплатить налоги, сборы (пошлины) (п. 1 ст. 13 НК). При этом под организациями понимаются: юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы (п. 2 ст. 13 НК).
На налогообложение иностранных организаций оказывает влияние не только внутреннее законодательство, но и международные правила и принципы. С учетом обширной международной практики и на основании документов, выработанных авторитетными международными организациями – Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международным валютным Фондом (МВФ) и другими – сложились определенные правила проникновения иностранного предпринимательского капитала в национальную экономику.
При обложении налогом на прибыль иностранных организаций важное значение имеет налоговая юрисдикция того или иного государства. Этот вопрос решается на основе двух критериев: резидентства и территориальности. Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. Например, в Великобритании корпорационным налогом облагается прибыль нерезидентов в случае, если они осуществляют торговлю в Великобритании через свои филиалы или отделения.
Налогообложение иностранных организаций должно осуществляться на основе международных правил и принципов, но с учетом белорусской специфики. Международная практика свидетельствует, что в государствах с развитой рыночной экономикой налогообложение таких предприятий осуществляется на основе внутреннего законодательства без каких-либо привилегий. Республика Беларусь следует примеру развитых стран мира. Однако эти примерно равные налоговые ставки накладываются на абсолютно разные экономические условия. Во-первых, применяемые на западе налоговые ставки применяются в условиях стабильного роста производства. Республика Беларусь, наоборот, переживает небольшой, но спад в производстве и нуждается в стимулирующем воздействии налогов. Во-вторых, Республика Беларусь не является страной, способной выступать на равных условиях с развитыми странами. По многим товарным позициям она выходит на уже «занятые» рынки.
1. Балихина, Н. В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н. В. Балихина, М. Е. Косов. – М. : Юнити, 2018. – 400 c.
2. Власова, М. С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М. С. Власова, О. В. Суханов. – М. : КноРус, 2018. – 256 c.
3. Ворожбит, О. Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ: Учебное пособие / О. Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. – М. : Риор, 2016. – 160 c.
4. Дашкевич, Е. Позиции Беларуси в налоговом рейтинге / Е. Дашкевич // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 1. – С. 41–42.
5. Деева, А.И. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. – М. : КНОРУС, 2015. – 536 с.
6. Декрет Президента Республики Беларусь 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
7. Дорофеева Е. А. Налог на добавленную стоимость: различные пути реформирования в Китае и России // Colloquium-journal. – 2019. – №14 (38). – с. 76–78.
8. Закон Республики Беларусь 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
9. Какой быть налоговой политике: бизнес-ориентиры на 2016—2019 годы // Финансы. – 2015. – № 8. – С. 36–40.
10. Кашин, В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В. А. Кашин. – М.: Магистр, 2015. – 365 с.
11. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 84–98.
12. Макконел, К. Р. Экономикс / К. Р. Макконел, С. Л. Брю. – М. : ИНФРА-М. – 2013. – 589 с.
13. Налоговая нагрузка на организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-na-organizacii-ru/
14. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
15. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
16. Селигман, Э. Этюды по теории обложения / Э. Селигман, Р. Стурм. – СПб.: Правда, 2012. – 292 с.
17. Слепцов, В. В. Оптимизация налогообложения // Эпоха науки. – 2018. – №13 – С. 59–60.
18. Совершенствование налоговой системы: стоит ли Беларуси использовать грузинский опыт [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/publication_ru/view/sovershenstvovanie-nalogovoj-sistemy-stoit-li-belarusi-ispolzovat-gruzinskij-opyt-13060/
19. Сяо Л., Полоник И. С. Сравнительный анализ реформирования налогообложения прибыли и доходов предприятий КНР и Беларуси // Universum: экономика и юриспруденция. – 2017. – №4 (37). С. – 14–19.
20. Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. – 3-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2018. – 494 с.
21. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г. А. Якубенко, Т. П. [и др.]; под ред. Г. А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – 275 с.
22. Финансы и финансовый рынок : учебник / О. А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск : БГЭУ, 2016. – 415 с.
23. Худяков, А. И. Основы налогообложения / А. И. Худяков, М. Н. Бродский, Г. М. Бродский. – М.: Европейский дом, 2015. – 432 с.
24. Янжул, И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах / И. И. Янжул. – М. : Статут, 2012. – 367 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты