Введение
Налоги являются основным источником пополнения доходной части бюджета большинства стран мира. Позволить себе обходится без взимания налогов для финансирования общегосударственных расходов могут позволить себе только государства богатые на дорогостоящие и востребованные сырьевые ресурсы, такие как ОАЭ. У них закреплена к уплате ставка налога на прибыль 55%, которая в виду отсутствия необходимости, по факту не уплачивается. ОАЭ для формирования доходной части бюджета достаточно денежных средств, получаемых от продажи нефти.
Налоги являются одним из инструментов регулирования фискальной политики посредством изменения налоговых доходов и расходов государственного бюджета, основным источником пополнения доходной части бюджета большинства стран. Это означает, что налоги являются составным элементом социально-экономических отношений государства. Законодательно налогообложение в Республике Беларусь исходит из конституционного положения о том, что каждое лицо должно участвовать в формировании государственных доходов, необходимых для покрытия государственных расходов при выполнении государством своих функций (оборона, образование, медицина, социальное обеспечение и т.п.). Данное обязательство каждого гражданина Республики Беларусь закреплено в статья 56 Конституции Республики Беларусь.
Роль налогов определяет результативность налоговой системы. положительной роль налоговой системы будет в случае максимальной реализации потенциала налогообложения в практической деятельности посредством достижения равновесия между функциями. Это означает, оптимизация налоговой нагрузки на экономику достигается формированием бюджета не в ущерб интересам плательщиков. Положительное влияние налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования является сложной задачей, так как государству важна максимизация налоговых доходов, а для плательщика – минимизация налоговых изъятий. Факторы оптимизации налогообложения могут быть объективные и субъективные, поскольку находятся под влиянием экономики и политики.
В части обязательства уплатить налоги сталкиваются интересы физических и юридических лиц и государственной власти Республики Беларусь. Следовательно, с целью создания эффективной рыночной экономики, где обеспечен рост предпринимательской и инвестиционной активности субъектов хозяйствования Республики Беларусь важным условием является построение эффективной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее стабильности, ясности и предсказуемости как основного инструмента фискальной политики. Как показал мировой опыт, это является достаточно сложной задачей, так как требует сочетать и учитывать двух противоположных задач: во-первых, увеличения поступлений в бюджет и во-вторых, уменьшения налоговой нагрузки товаропроизводителей для сохранения возможностей и желания у них осуществлять инвестирование.
[...]
1 Теоретические основы доходов государственного бюджета
1.1 Сущность и значение государственного бюджета
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание) [12, c. 22].
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета:
1.По форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год;
2.По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов, которых выступает государство, вторым – предприятия и население;
3.По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
Роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественных процессов.
С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды [2].
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением в части формирования и использования средств государственного бюджета, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти).
[...]
2 Налоги государственного бюджета Республики Беларусь
2.1 Сущность налогов, классификация, функции
Налоги, являясь основным источником доходов государства и инструментом регулирования финансово-экономических отношений в нем, представляют собой отдельный финансовый институт, связанный с перераспределением национального дохода. Налоги формируют доходную часть для покрытия государственных расходов и удовлетворения социальных нужд.
Налоги – это общеустановленное явление, продиктованное необходимостью поиска гарантированных источников финансирования выполняемых государством функций. Налоги уплачивают граждане и субъекты хозяйствования с получаемых на территории конкретного государства доходов, владении имуществом и недвижимостью по установленным в данном государстве ставкам и с установленной периодичностью. Тема определения налога является дискуссионной и достаточно освещенной в экономических источниках, так как появление налога берет свое начало с древних времен. В частности Ф. Аквинский (1225-1274 г.г.) считал, что налог – это дозволенная форма грабежа. По мнению Шарля Монтескье считал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им 24, с. 108].
У современных авторов также нет единого мнения на категорию налог, что вытекает из ее сущности, в которой объединяются и характеристики налогов как экономического понятия, так и понятия налог как юридического термина. Вместе с тем, несмотря на различность взглядов, большинство налоговедов выделяют следующие, характерные для налогов признаки: принудительный характер взимания, обязательность, безвозмездность для плательщика, законность установления, адресность [25, с.285].
В экономических источниках определения понятия налог является дискуссионным. Вместе с тем, несмотря на различность взглядов, большинство налоговедов выделяют следующие, характерные для налогов признаки: принудительный характер взимания, обязательность, безвозмездность для плательщика, законность установления, адресность.
В Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь в ст. 6 определено, что налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
[...]
Заключение
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Доходы государственного бюджета Республики Беларусь представлены следующими элементами: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов.
Увеличение доходной части бюджета страны является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу. В этой связи повышение эффективности народнохозяйственного комплекса страны и как следствие этого – рост объемов производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке, совершенствование бюджетно-налоговой политики и, в частности, сокращение количества налогов и установление оптимальных значений их ставок в конечном итоге приведут к расширению налогооблагаемой базы, росту собираемости налогов и сборов, наполняемости бюджета республики.
Налоги как основной источник доходов бюджета государства для покрытия общегосударственных расходов являются объективной необходимостью самой сути функционирования государства.
Налоги в Республике Беларусь, как и в большинстве стран мира являются основным источником формирования доходов бюджета. Совокупность всех налогов, сборов, пошлин государства составляют его налоговую систему.
В 2022 г. доходы консолидированного бюджета составили 46811 млн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 29,4 % в номинальном выражении (в реальном выражении – на 4,1 %). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 27 %.
В 2020 г. консолидированный бюджет характеризовался наличием профицита, показатель равнялся 3142 млн. р. Начиная с 2021 г. наблюдается дефицит бюджета в размере 2689 млн. р., поскольку расходы составили 41980 млн. р. против доходов в размере 39290 млн. р. В 2022 г. также отмечается дефицит бюджета, который сократился до 51 млн. р.
[...]
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: в ред. Закона от 16.12.2019 № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Басовский, Л. Е. Макроэкономика : учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 202 c.
3. Бабич, Д. С. Налоговая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования / Д. С. Бабич // Актуальные проблемы налоговой политики. – 2020. – С. 8-10.
4. Бюджетная система Республики Беларусь / Пособие о государственном бюджете и закупках Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belhelcom.org/sites/default/files/posobie_biudzet-sistema_rb.pdf.
5. Бюджетная система Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belhelcom.org/sites/default/files/posobie_biudzet-sistema_rb.pdf.
6. Бюллетень об исполнении бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/budgetary_policy/bulletin/ – Дата доступа: 11.01.2024.
7. Галухин, А. В. Сбалансированность бюджета как условие обеспечения его устойчивости / А. В. Галухин // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 1(21). – С. 1.
8. Государственные доходы и расходы стран в 2012-2022 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://svspb.net/danmark/dohody-rashody.php– Дата доступа: 11.01.2024.
9. Дядюк, Е. Ю. Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Тенденции развития науки, образования и экономики в эпоху цифровизации. – 2022. – №1. – С. 68-71.
10. Дядюк, Е. Ю. Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Тенденции развития науки, образования и экономики в эпоху цифровизации. – 2022. – №1. – С. 68-71.
11. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
12. Леонова, Е. И. Бюджетная политика Республики Беларусь в современных условиях: особенности и тенденции / Леонова Е. И., Тарасова Л. С., Цветкова М. А. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. – 2022. – Т. 12. – № 2. – С. 22-33.
13. Макроэкономика: учеб. для студентов учреждений высш. образования по эконом. специальностям / А. В. Бондарь [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск : БГЭУ, 2020. – 365 с.
14. Манжула, Т. Ю. Роль Государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства / Т. Ю. Манжула // Вестник евразийской науки. – 2020. – Т. 12, № 5. – С. 43.
15. Матвеева, Т. Ю. Макроэкономика : учеб. для вузов : в 2 ч. / Т. Ю. Матвеева// Нац. исслед. ун-т высш. шк. экономики. – 2-е изд., испр. – Ч. 1. –М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. – 438 с.
16. Мамедова, Э. Р. Государственный бюджет: понятие, структура / Мамедова Э. Р. // В сборнике: НАУКА: СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. материалы II международной студенческой научно-практической конференции. Институт управления и социально-экономического развития; Саратовский государственный технический университет. 2019. С. 52-53.
17. Моисеенко, Е. Е. К вопросу о сбалансированности бюджетной системы / Е. Е. Моисеенко // E-Scio. – 2021. – № 6(57). – С. 453-457.
18. Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / С.С. Носова. – М.: Юрайт, 2020. – 350 c.
19. Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330598158_Osnovnye_napravlenia_soversenstvovania_budzetnoj_i_nalogovoj_politiki_v_Respublike_Belarus
20. Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник для магистров / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2021. - 813 c.
21. Семенова, А. В. Бюджетные отношения, их сущность и специфика / Семенова, А. В., Политаева К. В., Буранбаева Л. З. // В сборнике: МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 51-55.
22. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2018. – 220 с.
23. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. [Электронный ресурс] / Электронная книга. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m202/16_2.htm. Дата доступа: 11.01.2024.
24. Шайхетдинова, А. Р. Государственный бюджет как один из важнейших составляющих категории экономики / А. Р. Шайхетдинова // ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ и НАПРАВЛЕНИЯ их РЕШЕНИЯ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Калуга, 01 августа 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. – С. 108-111.
25. Шумаева, Е. А. Функции и принципы формирования государственного бюджета / Е. А. Шумаева, И. А. Хоменко // Современное государственное и муниципальное управление: проблемы, технологии, перспективы : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Донецк, 20 апреля 2023 года. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2023. – С. 285-291.