Проблемы оценки и регулирования безработицы
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблемы оценки и регулирования безработицы»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Проблемы оценки и регулирования безработицы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы безработицы
1.1 Сущность безработицы, ее причины возникновения и формы
1.2 Социально-экономические последствия безработицы
2 Особенности безработицы в Республике Беларусь
2.1 Сущность, направления и методы регулирования безработицы
2.2 Динамика, структура и особенности безработицы в Республике Беларусь
3 Государственные программы регулирования безработицы и их эффективность в условиях экономики Беларуси
Заключение
Список использования источников
ВВЕДЕНИЕ
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из–за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Безработица представляет собой одну из важнейших форм проявления макроэкономической нестабильности, поскольку имеет не только сугубо экономический, но и социальный оттенок. Проблема безработицы в той или иной степени затрагивала и продолжает затрагивать практически все развитые страны, а вопросы возможного регулирования безработицы остаются важнейшими вопросами макроэкономической политики государства.
Безработица – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.
Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Актуальность темы курсовой работы в том, что эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Целью работы является получение более полного, всестороннего определения безработицы, а также анализ динамики, структуры и особенностей безработицы в Республике Беларусь
Объектом исследования является безработица в Республике Беларусь. Предметом изучения является анализ и разработка государственных программ регулирования безработицы и их эффективность в условиях экономики Беларуси.
1 Теоретические основы безработицы
1.1 Сущность безработицы, ее причины возникновения и формы
Одной из форм проявления макроэкономической нестабильности является безработица.
Безработица – это особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения желает трудиться, но не имеет работы. Иными словами, безработица – это такое состояние рынка труда, приз котором предложение рабочей силы превышает спроста на нее [2, c.250].
Население любой страны подразделяется над три большие группы:
Во первую группу входят лица, нет достигшие 16 лета (возрастная граница варьируется во связи се принятыми законами различных страна, такт, например, во Республике Беларусь разрешено работаться с 14 лета), ад также лица, находящиеся во специализированных учреждениях, например, во психиатрических больницах или во исправительных заведениях. Во эту первую группу включены лица, которые нет считаются потенциальными компонентами рабочей силы.
Вторую группу, которая называется “выбывшие из состава рабочей силы”, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работаться (надомники, учащиеся, пенсионеры), нож по какой-тоё причине нет работающие из ищущие работу.
Третьяк группа - этот рабочая сила. Во эту группу входят всего лица, которые
могутный и хотят работаться [2, c.120].
Во свою очередь рабочая сила состоит изо тех людей, которые заняты, тоё есть этот люди, выполняющие любую оплачиваемую работу, ад также тег, кто имеет работу, нож не работает под причине болезни, забастовки или отпуска; из тех, кто нет имеет работы, нож хотел бык трудиться. Именной последние входят во число безработных.
Понятие безработицы в некотором родео двусмысленно, поскольку теоретический каждый хотел бык работать за приемлемую плату. Экономисты стремятся решиться эту дилемму, определяя безработицу с точки зрения желания личности получить работу за некую преобладающую над рынке труда заработную плату. Официальная статистика основана на более прагматичном подходец, определяющем безработных какао людей, находящихся воз временном увольнении из ожидающих бытьё востребованными своими предыдущими нанимателями, или какао людей безе работы, которые активность занимались ее поисками во течение определенного времени[2, c. 369].
2 Особенности безработицы в Республике Беларусь
2.1 Сущность, направления и методы регулирования безработицы
Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Выделяют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на [10, c.81]:
- развитие людских ресурсов для труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
- поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- сочетание самостоятельности органов власти субъектов, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
Проведение активной политики государства в области занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
3 Государственные программы регулирования безработицы и их эффективность в условиях экономики Беларуси
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
1 политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
2 стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
3 расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
4 разрешение трудовой эмиграции;
5 активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
Политикан занятости во Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства из направлена над снижение безработицы средина групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, из усиление мера по ихний государственной поддержке [19, c. 60].
Одной изо ключевых задач является содействие в трудоустройстве гражданин, нет способных над равных условиях конкурировать над рынке труда из особо нуждающихся во социальной защите: молодежи; инвалидов; лицо из числа детей-сирота; родителей во многодетных из неполных семьях; гражданин, освободившихся изо учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Данным категориям населения государствовед гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих места и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема над работу, организации обучения под специальным программам [14, c.112].
Се целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей над рынке труда государствовед предоставляет ими дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего местами безработным во возрасте дог 21 годами, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.
Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных из профессионально-технических учебных заведений является ихний государственное распределение: во 2019 году распределено над работу 24 тысяча. выпускников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения желает трудиться, но не имеет работы. Одной из главных причин возникновения безработицы является возникновения безработицы является нарушение равновесия над рынке рабочей силы. Существуют следующие формы безработицы безработицы: фрикционная безработица, структурная безработица, институцианальная безработица, циклическая безработица, добровольная, скрытая и длительная.
К наиболее значимым социальным последствиям безработицы можно отнести: снижение трудовой активности, усиление социальной напряженности, увеличение личного свободного времени, а к наиболее значимым экономическим последствиям безработицы относят: сокращение производства, утрата квалификации и стимулирование роста интенсивности и производительными труда.
Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально–экономическое развитие общества и каждого его члена. Основными инструментами реализации государственной политики занятости являются активный и пассивный методы осуществления политики занятости. Активная политика занятости – интенсивное воздействие государства на рынок труда. Пассивная политика занятости – это меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы.
В ходе анализа официальных данных об уровне безработицы в Республике Беларусь можно сделать вывод, что его значение достаточно низкое на протяжении ряда лет и имеет тенденцию к постоянному сокращению. Однако нужно учитывать то, что официальные и реальные значения отличаются. Для национальной экономики Республики Беларусь характерен высокий уровень скрытой безработицы. Фактический уровень безработицы в Беларуси за 2020 год составил 4,2 % от численности рабочей силы, что в 21 раз превышает официальную статистику. Низкий уровень безработицы в Беларуси частично можно объяснить тем фактом, что многие не занятые граждане, не желают становиться на учёт в службах занятости или биржах. Причина – низкая сумма пособия, которая имеет временный фактор. Пособие по безработице, выплачиваемое в Беларуси, привязано к базовой величине, его минимальная величина на 17.10.2020 составляет 27 руб., а максимальная 54 руб. Кроме того, для получения пособия, безработный обязан принимать участие в социальных работах, например, в сборе картофеля на колхозных полях, либо уборка улиц и дворов.
1 Адамчук В. В. Экономика труда / В. В. Адамчук. -М: ИНФРА-М, 2017. - 415 с.
2 Алиев И. М. Экономика труда / А. М. Алиев, Н. А. Горелов, В. А. Титов. -М: Юрайт Пресс, 2018. -670 птиц
3 Бабашкина, государственный надзор за народным хозяйством по утрам: Учебник / А. М. Бабашкин. -М .: Финансы и статистика, 2016. - 480 с.
4 Васильев Вице-президент по государственному экономическому надзору / В.П. Васильев. -М: Юрайт, 2018. - 164 с.
5 Веснин В.Р. Мировая экономика / В.Р. Веснин, Боникаров, Вирджиния. -М: Outlook, 2016. - 107 с.
6 Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С. М. Вон // Молодой ученый. 2019.-Статья 17.1.-Статья 71-77.
7 Глухова, И. В. Занятость и безработица в Республике Беларусь: аналитический обзор / И. В. Глухова // Вестник Гомельского государственного университета им. Ф. Скарина. господа. Социально-экономические и социальные науки. 2017.-п. 5.-п. 114-119.
8 Давыденко Т.А., Кондаков М.В. Последствия безработицы и факторы, влияющие на них // Научные результаты. экономические исследования. 2019. - Третье место. -с участием. 35-43.
9 Дроздов, А. Проблема безработицы / Анатолий Дроздов // Думка, Беларусь. 2016.-п. 1.-п. 40-47.
10 Дубина, В.С. Безработица в Республике Беларусь / В.С. Дубина // Экономическая мозаика. 2019.-Вопрос. 5 (Часть 1). -с участием. 80-83.
11 Ермак, Д. Рабочие места сокращаются, безработица растет / Дмитрий Ермак // Финансы, бухгалтерский учет, аудит. 2015.-п. 5.-п. 10-14.
12 Иванова, М. А. Повышение пенсионного возраста и рынок труда / М. Иванова, А. Балаев, Е. Гурвич // Вопросы экономики. 2017.-п. 3.-п. 22-39.
13 Ирина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: Учебник. / Л.О. Ирина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 415 с.
14 Технологический прогресс рабочей столовой Капелюшников Р.И.? / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. 2017. - №11. -Стр. 111-140.
15 Лазаренко Управление человеческими ресурсами в современной экономике Лос-Анджелеса: психологические аспекты / Лазаренко Л.А., Хорольская Т.Е. // Анонс Школы знаний. 2019. - №6 (35). -с участием. 164-170.
16 Ремешевский Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): Учебное пособие для студентов экономических специальностей. / их. Лемешевский-Минск: ООО ФУАинформ, 2004.-576 с.
17 Микроэкономика: Учебник. Путеводитель по экономике. эксперт. Университет / М. И. Плотницкий, А. К. Корольчук, Л. В. Лемешевская, М. К. Радько; Под ред. М.И. Плоницкий. -3 версия, стереотип. -Минск: Новые знания, 2005. -427 страниц.
18 Папуцевич, Д.В. Демографическая безработица и анализ занятости в Республике Беларусь / Д.В. Папуцевич, Д.И. Лепешев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019.-Статья 2.- С. 308-314.
19 Пилуй, М.П. Белорусский рынок труда в странах Союза / Пилуй М.П. // Экономический вестник Института экономических наук Министерства экономики Республики Беларусь. 2014.-п. 10.-п. 59-65.
20 Прус, Э. В. Не паникуйте / Елена Прус // Белорусская экономика. 2015.-п. 1.-п. 111-118.
21 Розанова, Нью-Мексико Макроэкономика: Учебник / Н.М. Розанов. -Люберцы: Юрайт, 2016. - 665 с.
22 Статистический сборник 2020 – [Электронные ресурсы]. -Метод доступа https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/ed5/ed53c414ac383e1f65fd7867 5052dcc1.pdf.
23 Щеткина, М. А. Гибкие механизмы содействия занятости на рынке труда и социальной защиты / М. А. Щеткина // Вопросы управления. 2015 г. - 3 место. -Стр. 16-23.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты