Себестоимость продукции ее виды. факторы определяющие величину себестоимость продукции
БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Себестоимость продукции ее виды. факторы определяющие величину себестоимость продукции»
по дисциплине: «Финансы организации транспорта»
2021
45.00 BYN
Себестоимость продукции ее виды. факторы определяющие величину себестоимость продукции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы организации транспорта
Организация: СветлогорскХимволокно, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о затратах за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о затратах за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о затратах за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости
1.2 Калькулирование себестоимости
2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ
3 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ВЕЛИЧИНУ СЕБЕСТОИМОСТИ
3.1 Факторы влияющие на величину себестоимости
3.2 Факторный анализ себестоимости продукции на примере ОАО «СветлогорскХимволокно»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике основной функцией организаций является производство товаров и услуг, необходимых потребителям. Производственная функция выражает корреляцию, существующую в каждой организации между выпуском и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любой организации во многом зависит от постоянного мониторинга использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и поиска резервов для снижения их стоимости.
Одной из основных задач промышленной организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов собственника организации. Удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах регулируется государством экономическими методами. Успех организации в выполнении основной задачи зависит от того, насколько тщательно изучен спрос, тенденция его изменения, требования к качеству продукции.
Удовлетворение потребностей организации в материальных ресурсах может быть обеспечено двумя способами: экстенсивным и интенсивным. Обширный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Кроме того, увеличение производства с использованием существующих технологических систем привело к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности организации в материальных ресурсах должен осуществляться за счет их более экономного использования в производственном процессе или интенсивного.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных организаций, является себестоимость продукции. Финансовые результаты организаций, степень расширенного воспроизводства и финансовое состояние субъектов хозяйствования зависят от их уровня.
Анализ затрат на производство продукции, работ и услуг чрезвычайно важен. Это позволяет выяснить тенденции по этому показателю выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его рост и на этой основе оценить работу организации по использованию возможностей и создать резервы для снижения себестоимости продукции. Получение наибольшего эффекта при наименьших затратах, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как компания решит снизить себестоимость продукции.
Непосредственной задачей анализа является: проверка достоверности плана по себестоимости, прогрессивных стандартов затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов для снижения затрат; найти способы их мобилизации.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости
Одна из основных целей предприятия, ведущего свою экономическую деятельность в рыночных условиях, – получение максимально возможной прибыли. Возможности достижения этой стратегической цели ограничены затратами производства и реализации, а также рыночным спросом на продукцию предприятия. Затраты, таким образом, являются фактором, определяющим величину предложения и размеры прибыли, а принятие управленческих решений невозможно без анализа уже существующих затрат на производство и реализацию продукции и затрат, которые возникнут в ходе реализации вновь разрабатываемых проектов и бизнес-планов.
Совокупность затрат на производство продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости продукции (работ, услуг). Таким образом, предметом анализа затрат по производству и реализации является в первую очередь себестоимость произведенной и реализованной продукции. Именно поэтому для отображения сущности анализа затрат по производству и реализации продукции необходимо охарактеризовать сущность понятия себестоимость, т.к. именно данная категория выступает основой рассматриваемого анализа.
В научной литературе приводится большое количество различных определений себестоимости, затрат на производство, сформулированных с экономической, финансовой, управленческой и других точек зрения. Некоторые экономисты считают, что себестоимость не только обособившаяся часть стоимости, но и часть цены – «себестоимость есть непосредственно часть цены».
Палицын под себестоимостью продукции, работ, услуг понимает выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных средств, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнение работ, а так же для сохранения и улучшения условие производства и его совершенствования [11, с. 110].
Стражев В. И. считает, что себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство [13, с. 127].
Таким образом, себестоимость продукции – это совокупность затрат организации на производство и реализацию продукции. В себестоимости продукции находят отражение все произведенные организацией затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства [14].
2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ
В управлении затратами предприятия важная роль отводится способам калькулирования себестоимости продукции. Их существует несколько:
- нормативный способ калькулирования;
- способ прямого расчета;
- способ суммирования затрат;
- способ исключения затрат на побочную продукцию;
- способ пропорционального распределения затрат;
- комбинированный способ калькулирования [14, с. 128].
Нормативный метод расчета является неотъемлемой частью стандартного метода учета затрат и расчета себестоимости продукции. Предпосылками для применения данного подхода являются: наличие стоимостных спецификаций и стандартов; разработка типовых расчетов удельной себестоимости выпускаемой продукции; а также достоверный учет и учет затрат на основе существующих стандартов и отклонений.
Метод прямого расчета заключается в определении себестоимости продукции на основе Директ-костинга, себестоимость единицы продукции рассчитывается путем деления общей себестоимости продукции на ее количество.
Калькуляция себестоимости используется таким образом, когда объект учета затрат согласуется с объектом калькуляции [15, с. 139].
Способ суммирования затрат заключается в том, что себестоимость продукции определяется путем суммирования затрат по отдельным частям изделия или процессам его изготовления. Этот способ, как правило, применяется в производствах, где для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется попередельный (попроцессный) метод.
Чтобы исключить затраты на побочные продукты, необходимо разделить продукт на основные продукты, побочные продукты и отходы. Для определения себестоимости основного продукта побочные продукты и отходы исключаются из общей себестоимости по заранее установленной цене.
Метод пропорционального распределения затрат применяется для расчета себестоимости продукции в условиях одновременного производства нескольких видов продукции, прямое отнесение затрат не представляется возможным. Когда в техническом цикле одновременно получают несколько видов продукции, этот способ является наиболее приемлемым при производстве сопряженных продуктов. Сводная калькуляция затрат организована по группам товаров, и затраты внутри группы пропорционально распределяются по каждому виду продукции на экономически обоснованной основе [16, с. 113].
3 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ВЕЛИЧИНУ СЕБЕСТОИМОСТИ
3.1 Факторы влияющие на величину себестоимости
Факторы – количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятия, влияющие на уровень издержек в сторону их снижения или повышения.
Источники показывают, на каком виде затрат надо сэкономить, чтобы снизить издержки предприятия. Факторы – это действия, позволяющие управлять себестоимостью.
Внутрипроизводственные факторы – те, которые зависят от деятельности предприятия:
– технические;
– организационные;
– структурные (изменение структуры и объема производства).
Внепроизводственные (внешние) факторы – те, изменение которых не зависит от деятельности предприятия:
– устанавливаемые нормы амортизационных отчислений;
– изменение цен на получаемые от поставщиков сырье и материалы;
– изменение тарифной системы и устанавливаемой минимальной величины заработной платы;
– изменение налоговых ставок и нормативов отчислений в бюджет и внебюджетные фонды [6, c. 48].
К техническим факторам относят механизацию и автоматизацию производства, внедрение новых технологий, видов сырья, энергии, повышение качества продукции и др.
Организационные факторы включают в себя углубление специализации производства, улучшение организации производства и труда, управления и обслуживания производства, материально-технического обеспечения и др.
Нередко при управлении издержками предприятие стремится минимизировать их любым способом, даже отказываясь от увеличения расходов на рекламу, расходов, связанных с повышением квалификации работников и т. д. Результатом такой позиции является сужение возможностей для расширения доли предприятия на рынке и, как следствие, замедление темпов реализации продукции. Учитывая это, для производственных предприятий рекомендуется оптимальная величина издержек, при которой допускается увеличение дополнительных затрат для привлечения новых покупателей, поставщиков, создания привлекательного имиджа предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе создания новых продуктов потребляются живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого и прошлого, овеществленного в предметах и средствах труда образуют расходы производства, а воплощенный в товаре общественный труд – его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные расходы производства в организации.
Главная особенность себестоимости состоит в том, что расходы производства в ней выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат организации на израсходованные средства производства и оплату труда.
Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.
Себестоимость продукции является одним из наиболее важных показателей экономической эффективности производства. Она показывает, во что обходится производство продукции конкретной организации.
Показатель себестоимости продукции необходим для обоснования рационализации и специализации производства, определение его экономической эффективности, установление уровня цен на продукцию и услуги организации.
Объектом анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных изделий, отдельных технологических процессов и операций.
Основными объектами анализа себестоимости продукции являются:
– полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
– уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
– себестоимость отдельных изделий;
– отдельные статьи затрат;
– центры ответственности.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:
– объема производства продукции;
– структуры продукции;
– уровня переменных затрат на единицу продукции;
– суммы постоянных расходов.
1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / И.Т. Абдукарнмов, М.В. Беспалой. – ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
2. Адаменкова, С.И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск : Регистр, 2015. – 384 с.
3. Акулич, В.В. Экономический анализ материальных затрат / В.В. Акулич//Планово-экономический отдел. – 2015. – № 8. – С.45-50.
4. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебное пособие для вузов / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2015. – 463 с.
5. Александров, О.А. Экономический анализ : учеб. пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
6. Бажанова, А.А. Факторы, влияющие на себестоимость продукции / А. А. Бажанова // Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том третий. Экономика. − Ставрополь: СевКавГТУ, 2017. − 217 с.
7. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.:Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. – 908 с.
8. Блохина, Т.К. Экономика и управление инновационной организацией : учеб. для бакалавров и магистров / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолаева. - М. : Проспект, 2015. - 432 с.
9. Буняк, И.П. Оптимизация финансовых затрат на управление товарными запасами / И. П. Буняк, Ю. А. Соловьева / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-6. – С. 89-92.
10. Володько, О.В. Экономика организации (предприятия). Практикум : учеб. пособие для вузов / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй ; под ред. О.В. Володько. - Минск : Выш. шк., 2015. - 271 с.
11. Гилеровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л. Т. Гилеровская, Д. В. Лысенко. – Минск: Велби, 2015. – 360 с.
12. Глухова, И.М. Этапы управления затратами на предприятии / И. М. Глухова, О. Н. Кушнерова / Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. – 2015. – Т. 6, № 2. – С. 47-51.
13. Головачёв, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие / А. С. Головачев. - Минск : РИВШ, 2018. - 395 с.
14. Гусева, И.Б. Управление затратами методом сравнения с лучшими показателями конкурентов / И. Б. Гусева // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. - № 14. – С. 27 – 34.
15. Ильин, А.И. Экономика организации: краткий курс / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2015. – 236 с.
16. Исаева, Н.И. Механизм управления затратами на промышленных предприятиях / Н. И. Исаева / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 5 (49). – С. 112-116.
17. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. - М. : КНОРУС, 2016. - 720 с.
18. Криворотько, Ю.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.метод. рекомендации / Ю.В. Криворотько, К.А. Шиманский; БИП – Институт правоведения. – Минск : БИП – Институт правоведения, 2016. – 46 с.
19. Лесных, О.В. Методика факторного анализа затрат на производство и реализацию продукции / О. В. Лесных // Молочная промышленность. - 2015. – № 3 — С. 18—20.
20. Литовченко, В.П. Финансовый анализ : учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. - М. : Дашков и К, 2016. - 214 с.
21. Мазаева, П.С. Организация системы управления затратами / П. С. Мазаева, Е. А. Боргардт / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 1 (20). – С. 57-60.
22. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия : учеб. для вузов / Л.В. Прыкина. - М. : Дашков и К, 2016. - 256 с.
23. Русель, А.Л. Анализ комплексных статей себестоимости / А. Л. Русель // ЭФУ. – 2016. – №1. – С. 74-77.
24. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 608 с.
25. Свидло, А.И. Последовательность этапов управления затратами предприятия в нестабильных рыночных условиях / А. И. Свидло / Современные технологии управления. – 2015. – № 6 (54). – С. 55-60.
26. Смольский, А.П. Управление материальными ресурсами / А.П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 10. – С. 13 – 15.
27. Щербатюк, С.Ю. Оценка эффективности использования материальных ресурсов / Светлана Щербатюк // Моя бухгалтерия. Промышленность. – 2015 – № 3. – С. 42-50.
28. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – Москва: КУРС: Инфра-М, 2015. – 445 с.
29. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – Москва: Юрайт, 2015. – 510 с.
30. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Торговое дело" / А. Ф. Зимин, В. М. Тимирьянова. - Москва : Форум, Инфра-М, 2018. – 286 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о затратах за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о затратах за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о затратах за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты