Режимы монетарной политики: теоретические основы и практика применения в Швеции
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Режимы монетарной политики: теоретические основы и практика применения в Швеции»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Режимы монетарной политики: теоретические основы и практика применения в Швеции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы режимов монетарной политики
1.1 Понятие монетарной политики, её цели, задачи, виды
1.2 Понятие и виды режимов монетарной политики
2 Практика применения режимов монетарной политики в Швеции
3 Направления развития режима монетарной политики Швеции
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Режим монетарной политики представляет собой совокупность правил и процедур проведения центральным банком монетарной политики. Ключевой характеристикой режима является выбор промежуточного целевого ориентира – номинального монетарного показателя, занимающего промежуточное место между операционной и конечной целями монетарной политики. Основное предназначение промежуточного ориентира – облегчить процедуру выработки и принятия решений по монетарной политике, сделать её более прозрачной и понятной. Это обусловлено тем, что взаимосвязь между операционной и конечной целями монетарной политики очень сложна и не всегда до конца понимаема. Импульсы монетарной политики, посылаемые экономике через операции и инструменты центрального банка, проявляются на динамике общего уровня цен с лагом.
Задача выбора целевого ориентира монетарной политики осложняется тем, что среди экономистов до сих пор отсутствует консенсус по поводу того, как этот выбор сказывается на долгосрочных темпах экономического роста. Определение условий, при которых тот или иной режим монетарной политики является оптимальным с точки зрения долгосрочного роста экономики выступает актуальной проблемой.
Целью данной работы является анализ режима монетарной политики Швеции.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы режимов монетарной политики;
- рассмотреть практику применения режимов монетарной политики в Швеции;
- рассмотреть направления развития режима монетарной политики Швеции.
Объект исследования – режим монетарной политики.
Предмет исследования – реализация режима монетарной политики в Швеции.
Источниками для написания курсовой работы явились труды отечественных учёных-экономистов, материалы научной периодики, отчётность государственных статистических органов Беларуси, средства сети Интернет.
При написании курсовой работы использованы следующие теоретические методы: индукции и дедукции; анализа и синтеза; сравнительного анализа; логического и исторического познания и другие.
1 Теоретические основы режимов монетарной политики
1.1 Понятие монетарной политики, её цели, задачи, виды
На протяжении десятилетий ведущие экономисты мира уделяли большое внимание вопросам монетарной политики. В последнее время в качестве основной ее цели в большинстве стран признается удержание темпов инфляции на стабильно низком уровне.
Монетарная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Монетарная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть, вписана в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. Государство должно эффективно управлять функционированием экономических процессов. Для этого необходимо четко формулировать определенные цели и конкретизировать соответствующие задачи [5, c. 94].
В настоящее время не существует единой идеальной системы формирования монетарной политики, в связи с тем, что инструменты регулирования значительно различаются в зависимости от различных условий, например, от стадии развития экономики, степени развития банковской системы и т.д. При этом в каждом государстве монетарный инструментарий со временем совершенствуется и изменяется. Однако, несмотря на различие условий проведения монетарной политики, существуют общие фундаментальные принципы построения конкретных национальных систем управления. Одним из таких принципов является выбор основной цели проведения монетарной политики. В экономической политике проблема целей является центральной, поскольку является самым важным этапом организации развития экономических процессов.
Целевая направленность монетарной политики представляет собой постановку реальных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств, исходя из ориентиров, данных публичной властью. Впервые понятие «цель монетарной политики» ввел Ян Тинберген, определяя её как фиксированный количественный показатель, к достижению которого должны стремиться монетарные власти путем выбора значений инструментов [7, c. 115]. Кроме того, он составил структуру целевых переменных монетарной политики (рисунок 1.1).
Таким образом, цели составляют определенную иерархическую структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и соподчинении. На каждом определенном уровне этой ступени происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи высшего порядка. При этом было сформулировано основное правило экономической политики, согласно которому правительство должно иметь в своем распоряжении хотя бы столько различных средств (инструментов) экономической политики, сколько у нее
2 Практика применения режимов монетарной политики в Швеции
Риксбанк – центральный банк Швеции и государственный орган при Риксдаге (шведском парламенте). Риксбанк отвечает за проведение денежно-кредитной политики Швеции с целью поддержания стабильности цен. Перед Риксбанком также стоит задача по продвижению безопасной и эффективной платежной системы.
Риксбанк должен поддерживать стабильность цен, что означает, что инфляция должна быть низкой и стабильной. Риксбанк определил целевой показатель инфляции, согласно которому годовое изменение индекса потребительских цен с фиксированной процентной ставкой (CPIF) должно составлять 2 процента. Денежно-кредитная политика Риксбанка направлена на достижение целевого показателя инфляции и, в то же время, на поддержку целей общей экономической политики, целью которой является достижение устойчивого роста и высокой занятости. Таким образом, в дополнение к стабилизации инфляции около целевого показателя инфляции, Риксбанк также стремится стабилизировать производство и занятость на устойчивых в долгосрочной перспективе траекториях. Однако целевой показатель инфляции имеет приоритет. Риксбанк определяет уровень своей учетной ставки, ставку РЕПО, чтобы влиять на инфляцию и экономическое развитие. Кроме того, после каждого заседания по денежно-кредитной политике Риксбанк публикует свой прогноз ставки репо, известный как «траектория ставки репо». Ставка репо и траектория ставки репо влияют на другие процентные ставки в экономике и, следовательно, на экономическую активность и инфляцию. Риксбанк также может влиять на процентные ставки другими способами, например, покупая различные ценные бумаги.
Таким образом, Риксбанк проводит так называемое гибкое таргетирование инфляции. Предварительным условием для принятия во внимание других факторов, помимо инфляции, является поддержание уверенности в целевом показателе инфляции. При оценке выполнения целей денежно-кредитной политики необходимо учитывать не только развитие инфляции, но и изменения в экономике. Однако, как инфляция, так и экономика постоянно подвергаются воздействию неожиданных потрясений, а это означает, что отклонения от целевого показателя инфляции являются скорее правилом, чем исключением.
Развитие экономики в 2020 году характеризовалось последствиями пандемии коронавируса. В середине марта по всему миру начали вводить обширные ограничения, чтобы ограничить распространение нового коронавируса. Ограничения и обеспокоенность людей по поводу вируса подорвали большую часть экономической деятельности, что привело к резкому падению производства в Швеции и за рубежом. Однако падение ВВП в Швеции было немного меньше, чем за рубежом (рисунок 2.1).
3 Направления развития режима монетарной политики Швеции
В динамичной и производительной рыночной экономике макроэкономическая среда постоянно меняется. В паре статей в Sveriges Riksbank Economic Review обсуждались некоторые изменения, которые уже наблюдались до пандемии:
- более слабый рост производительности;
- более низкая долгосрочная реальная процентная ставка;
- растущие долги среди населения и государства;
- более слабая связь между инфляцией и использованием ресурсов;
- более быстрая цифровизация экономики вместе со сдвигом в сторону услуг.
Денежно-кредитная политика должна учитывать эти изменения независимо от пандемии. Кроме того, некоторые изменения – например, государственная задолженность и ускорение цифровизации – могут усилиться вследствие пандемии.
Одним из изменений, которое может повлиять на экономическое развитие, является глобальное потепление в результате изменения климата. Риксбанку необходимо учитывать это, чтобы иметь возможность поддерживать стабильность цен и безопасную и эффективную платежную систему. Риксбанку также необходимо принять участие в обсуждении того, как центральные банки могут способствовать уменьшению изменения климата. Среди прочего, Риксбанк вносит свой вклад в эту дискуссию, представляя исследования и другие анализы, касающиеся воздействия изменения климата на экономику. Например, в статье в Sveriges Riksbank Economic Review был проведен анализ наиболее эффективных мер по сокращению выбросов углерода, а в «Экономическом комментарии» обсуждалось, как изменение климата может повлиять на долгосрочную реальную процентную ставку. В рамках адаптации анализа денежно-кредитной политики к новым условиям и учета результатов исследований в течение года была введена в действие новая макроэкономическая модель MAJA. По сравнению с предыдущей моделью улучшен, прежде всего, международный анализ. Статьи, посвященные денежно-кредитной политике, и статьи в Отчете о денежно-кредитной политике публикуются на веб-сайте Riksbank вместе с другими исследованиями других отделов Riksbank.
8 июля 2021 года ЕЦБ опубликовал результаты своего обзора стратегии денежно-кредитной политики. Целевой показатель инфляции, ранее сформулированный как уровень инфляции ниже, но близкий к 2 процентам, теперь симметричен и установлен на уровне 2 процентов. Цель изменения – уточнить, к какому уровню инфляции стремится ЕЦБ. Новая стратегия также предполагает небольшое повышение целевого показателя инфляции. Одним из следствий этого изменения является то, что целевой показатель инфляции ЕЦБ будет больше похож на целевой показатель, установленный Риксбанком. Симметрия означает, что как отрицательные, так и положительные отклонения от цели в среднесрочной перспективе одинаково нежелательны. Однако в краткосрочной перспективе инфляция будет варьироваться, поскольку экономика постоянно подвергается воздействию различных неожиданных потрясений, которым не в полной мере противодействует денежно-кредитная политика [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монетарная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть, вписана в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. Задачами монетарной политики являются: борьба с инфляцией; поддержка курса национальной валюты; создание положительного платежного баланса страны. Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Инструменты монетарной политики – это совокупность конкретных мероприятий и методов государственного регулирования экономики, направленных на изменение параметров денежной массы и объемов кредитных вложений в экономику. Основные инструменты, которыми располагает современный центральный банк, включают в себя: установление прямых лимитов кредитования; прямое регулирование депозитных и кредитных процентных ставок; интервенции на валютном рынке; регулирование официальных резервных требований; регулирование официальной учетной ставкой процента; операции на открытом рынке.
Существующие режимы монетарной политики достаточно разнообразны. Целью любого режима является стабилизация уровня инфляции и реального выпуска. Для нестабильно развивающихся стран более приемлемыми режимами являются таргетирование обменного курса и денежных агрегатов, для развитых экономик со стабильными уровнями инфляции – режим целевой инфляции. Сам по себе переход на этот режим вовсе не означает успех в достижении целевой инфляции. Более того, невыполнение целевых уровней инфляции грозит потерей доверия к денежно-кредитным органам и завышением инфляционных ожиданий. Поэтому некоторые страны (например, США) используют политику без номинального якоря, которая также может быть успешна.
Успех монетарной политики определяется не только режимом, но и используемыми инструментами. Косвенные инструменты более эффективны в условиях развитых финансовых рынков (операции на открытых рынках, процентные ставки и резервные требования). Для развивающихся стран оптимальным является совмещение косвенных и прямых инструментов.
Денежно-кредитная политика Риксбанка направлена на достижение целевого показателя инфляции и, в то же время, на поддержку целей общей экономической политики, целью которой является достижение устойчивого роста и высокой занятости. Таким образом, в дополнение к стабилизации инфляции около целевого показателя инфляции, Риксбанк также стремится стабилизировать производство и занятость на устойчивых в долгосрочной перспективе траекториях. Однако целевой показатель инфляции имеет приоритет. Риксбанк определяет уровень своей учетной ставки, ставку РЕПО, чтобы влиять на инфляцию и экономическое развитие. Риксбанк определил целевой показатель инфляции, согласно которому годовое изменение индекса потребительских цен с фиксированной процентной ставкой (CPIF) должно составлять 2 процента. Таким образом, Риксбанк проводит так называемое гибкое таргетирование инфляции. Предварительным условием для принятия во внимание других факторов, помимо инфляции, является поддержание уверенности в целевом показателе инфляции.
1 Бердышев, А. В. Зарубежный опыт таргетирования инфляции / А. В. Бердышев // Финансовые рынки и банки. – 2020. – №. 2. – С. 54-57.
2 Господарчук, Г. Г., Зеленева, Е. С. Оценка эффективности денежно-кредитной политики центральных банков / Г. Г. Господарчук, Е. С. Зеленева // Финансы: теория и практика. – 2021. – Т. 25. – №. 1. – С. 92-98.
3 Золотарчук, В. В. Режимы таргетирования в монетарной политике / В. В. Золотарчук // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – Т. 9. – №. 3. – С. 1353-1358.
4 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
5 Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
6 Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 385 с.
7 Малова, Т. А. Выбор регулятором монетарной политики в условиях экономической неопределенности / Т. А. Малова // Горизонты экономики. – 2018. – №. 5. – С. 114-119.
8 Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – №. 3. – С. 47-53.
9 Нестерова, К. В. Особенности денежно-кредитной политики в условиях низких ставок / К. В. Нестерова // Социум и власть. – 2020. – №. 2 (82). – С. 86-91.
10 Рашидова, И. А. Монетарная политика как инструмент государственного регулирования экономики / И. А. Рашидова // Московский экономический журнал. – 2021. – №. 6. – С. 101-116.
11 Тавбулатова, З. К. Денежно-кредитная политика и политика по поддержанию финансовой стабильности: поиск баланса / З. К. Тавбулатова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2019. – №. 4. – С. 235-242.
12 Третьякова, С. Н. Анализ практики применения режима инфляционного таргетирования в России и за рубежом / С. Н. Третьякова // Экономика: теория и практика. – 2018. – №. 2. – С. 22-27.
13 Филиппова, Ю. А. Зарубежный опыт денежно-кредитной политики государства / Ю. А. Филиппова // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». – 2020. – №. 4. – С. 222-231.
14 Юрова, Т. Ф., Кот, Е. А. Монетарная политика и ее влияние на экономику страны / Т. Ф. Юрова, Е. А. Кот // Вестник Приднестровского университета. Серия: Физико-математические и технические науки. Экономика и управление. – 2019. – №. 3. – С. 315-321.
15 Monetary Policy Report [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.riksbank.se/en-gb/monetary-policy/monetary-policy-report/.
New monetary policy strategy in the euro area [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.riksbank.se/globalassets/media/rapporter/ppr/fordjupningar/engelska/2021/new-monetary-policy-strategy-in-the-euro-area-article-in-monetary-policy-report-september-2021.pdf
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты