В каждом виде спорта есть свои риски травматизма. Угроза возникновения рисков есть всегда. Определение специфических факторов рисков в отдельных видах спорта является основополагающим моментом в разработке конкретных мер профилактики травматизма. К основным специфическим факторам рисков, характерных для всех видов спорта, относятся: несоответствие спортивной техники возможностям спортсмена; недостаточность ранней специальной физической подготовки; погрешности в разминке; неумение правильно выполнять страховку и самостраховку; несоответствие обуви и одежды спортсмена условиям тренировок и соревнований; дефекты в использовании индивидуальных средств защиты; изготовление и наличие спортивного инвентаря без учета обеспечения безопасности; несовершенство правил соревнований и необъективное судейство; неподготовленность мест проведения тренировок и соревнований; особенности психоэмоциональных проявлений; нарушение дисциплины; несоблюдение правил самоконтроля.
Таким образом, для предотвращения спортивного травматизма необходимо знать причины и механизм возникновения травм, а также действенные способы их предотвращения. Это сохранит полноценную профессиональную и спортивную работоспособность каждого спортсмена и того, кто любит спорт.
Проблематику в своих исследованиях поднимали специалисты по технике охраны труда, спортсмены и тренера, каждая из категорий специалистов разрабатывает отдельные аспекты организационно-педагогических условий техники безопасности при проведении тренировок и спортивных соревнований.
Актуальность работы обусловлена тем, что несмотря на разработку темы травматизм при занятиях спортом до сих пор имеет неутешительную статистику, меры для обеспечения безопасности применяются формально,
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводят к травмам.
На занятиях по физическому воспитанию учителя используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит прежде всего от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки [5, с.23-27].
Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:
– все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;
– по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.
Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся.
Государство на законодательном уровне беспокоится о здоровье нации и спортсменах, так Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» в редакции от 29 ноября 2003 года и Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом» от 21 декабря 2004 г. определены правовые основания обеспечения техники безопасности при организации учебно-тренировочного процесса и проведении соревнований [1, 2].
Проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований разрешается:
- на постоянных спортивных базах, принятых в эксплуатацию согласно акту государственной приемной комиссии;
- на временных спортивных базах при наличии разрешения дирекции спортивной базы, согласованного с местными организациями ОСВОДа, ГАИ, горно-спасательной службы, санитарно-эпидемической службы, в зависимости от характера территории.
Разрешение (приказ) на проведение конкретного учебно-тренировочного или спортивного мероприятия может дать (в письменном виде) только директор сооружений (в его отсутствие - заместитель) при условии:
- обеспечения мер по профилактике спортивного травматизма, безопасности проведения мероприятий в целом;
- наличия у лиц, ответственных за проведение данного мероприятия (начальник сбора, старший тренер, врач), утвержденного плана работы, распорядка дня, графика дежурств;
Таким образом, в разделе 1 были рассмотрены общие рекомендации профилактики спортивного травматизма. Для эффективного обеспечения безопасности при занятиях спортивно-тренировочным процессом и проведении соревнований необходимо применять специальные меры безопасности, присущие данному виду спорта.
Требования для проведений соревнований по баскетболу предусматривают следующее (Приложение 5): к спортивным соревнованиям допускаются учащиеся только основной медицинской группы, прошедшие дополнительно медицинский осмотр накануне соревнований и ознакомленные с мерами безопасности. Присутствие врача или медсестры на соревнованиях обязательно. Должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи [11, с. 78-84].
Наиболее типичные спортивные травмы при тренировках по баскетболу: вывихи, переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения коленного и голеностопного суставов. Чтобы исключить травмы, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- соревнования проводить на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры;
- все участники должны быть в спортивной форме;
- перед игрой необходимо снять все украшения (браслеты, серьги, кольца и др.);
- ногти на руках должны быть коротко острижены;
- очки должны быть закреплены резинкой и иметь роговую оправу;
- в процессе игры следует соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды;
- игра должна проходить на сухой площадке;
На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод.
Многообразие причин спортивного травматизма можно свести к 5 основным группам:
1) неправильная организация учебно-тренировочных занятий и соревнований и недостатки в методике их проведения;
2) неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия проведения занятий;
3) неудовлетворительное состояние оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсмена;
4) нарушение правил врачебного контроля;
5) нарушение спортсменами дисциплины во время тренировок и занятий.
В независимости от вида спорта, существует общая профилактика травматизма, то есть правила, не соблюдение которых значительно повышает риск получить травму: внимательность и собранность, знание техники безопасности, качественный инвентарь и покрытия зала, правильная форма и обувь, соблюдение правил личной гигиены, хорошая разминка и разогрев мышц, правильное выполнение техники движений и приемов, адекватный расчет своих сил и возможностей организма, а также соблюдение режима дня, старые травмы нужно долечивать до конца, профессионально подготовленный тренерский состав, нарушение методики тренировок, врачебный контроль, баланс между силой и гибкостью.
Каждый вид спорта имеет свои специфические условия тренировок и соревнований, при которых могут случиться травмы. Чтобы их избежать, спортсмен должен хорошо знать эти условия. При игре в баскетбол чаще всего происходят повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного суставов (вследствие резких поворотов туловища при
1. Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте" в редакции Закона Республики Беларусь от 29 ноября 2003 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 25).
2. Постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом» от 21 декабря 2004 г. № 10.
3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь "О делегировании Министерству спорта и туризма полномочий на принятие отдельных нормативных правовых актов" от 7 марта 2004 г. N 246 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 42, 5/13940).
4. Àндрющенко Л.Б., Новокрещенов À.П., Орлан И.В.,Гольберг À.Г. Организация, проведение соревнований по баскетболу и подготовка судейских кадров. Волгоград, 2001.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006. – 526 с.
6. Баскетбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. Н.В. Семашко. - М: ФиС, 2006. – 321с.
7. Баскетбол: учебник для ВУЗов физической культуры / под ред. Ю.М. Портного. - М: ФиС, 2007. – 279с.
8. Баскетбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. Н.В. Семашко. - М: ФиС, 2006. – 215с.
9. Блеер, А.Н. Терминология спорта: толковый слов.- справ.: более 10000 терминов. – М.: Академия, 2010. – 459 с.
10. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика. - М.: ЛИБРОКОМ. – 254с.
11. Величко, В.К. Физкультура без травм. - Просвещение, 2013.- 146с.
12. Гилев, Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. образования. – М.: МГИУ, 2007. – 375 с.
13. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства.- М.: Агентство «ФАИР», 2011. – 278с.
14. Гзовский, Б.М., Студенческий баскетбол / Анализ и упражнения / Гзовский Б.М., Кудряшов В.А. - М.: Вышейшая школа, 2006. – 218с.
15. Горадилин, С.К. Техника безопасности и профилактика травматизма студентов на занятиях физической культурой и спортом / С.К. Горадилин,О.В. Котова, С.И. Гурин. – М.:ФиС, 2010. – 197с.
16. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Советский спорт, 2008. – 204 с.
17. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход : научно-метод. пособие. – М.: Сов. спорт, 2012. – 382 с.
18. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013. – 154с.
19. Квартовкин, К.К. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. - Волгоград: ВМА, 1997. – 216с.
20. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для завершающего уровня высшего физкультурн. образования. - СПб.; Москва; Краснодар: Лань, 2005. – 378 с.
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.Введение в предмет: Учебник для высш.спец.физкульт.учеб.завед. - 3-е изд.. – СПб.: Лань, 2003. – 159 с.
22. Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.- 168 с.
23. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2016. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/ (дата обращения: 23.02.2016)
24. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 863 с.
25. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. – М.: Сов. спорт, 2006. – 215 с.
26. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта. – Киев: Олимп. лит., 2004. – 807 с.
27. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для вузов / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2012. – 285с.
28. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2007. – 463 с.
29. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с.
30. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2008. – 479 с.
31. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033100 - "Физ. культура". – М.: Сов. спорт, 2005. – 270 с.