Педагогическая деятельность А. Вагановой. Суть и значение методики Вагановой
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогическая деятельность А. Вагановой. Суть и значение методики Вагановой»
по дисциплине: «История хореографии»
2021
45.00 BYN
Педагогическая деятельность А. Вагановой. Суть и значение методики Вагановой
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История хореографии
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Введение
1. Педагогическая деятельность Вагановой А.Я.
1.1 А.Я. Ваганова - первый профессор хореографии
1.2 "Основы классического танца" - итог педагогической деятельности А.Я. Вагановой
2. Суть и значение методики Вагановой
2.1 "Урок-основа методики А.Я. Вагановой"
2.2 Система обучения в настоящее время
2.3 Открытие Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Заключение
Библиографический список
Введение
Методическая часть профессиональной подготовки артистов балета научно разрабатывалась благодаря деятельности первого профессора балетного искусства, народной артистки РСФСР А.Я. Вагановой. В 1934 г. вышла в свет ее книга «Основы классического танца», в которой переосмыслен и систематизирован художественно-исполнительский опыт предшествующих поколений, заложен научный фундамент теории и практики балетного образования.
Творчество такого прославленного педагога как Агриппина Яковлевна Ваганова освещено достаточно емко: и ее танцевальная карьера, и балетмейстерская, и педагогическая деятельность. В. М. Богданов Березовский выпустил монографию «А. Я. Ваганова» уже в 1950 году. В 1958 году были опубликованы личные воспоминания А. Я. Вагановой, воспоминания ее учениц и коллег по искусству в сборнике «Агриппина Яковлевна Ваганова. Статьи, воспоминания, материалы». Многочисленные статьи Вагановой по вопросам педагогики балета, хореографического образования так же были представлены там. В 1981 г. вышла книга Г. Д. Кремшевской «Агриппина Яковлевна Ваганова». 1989 год ознаменовался изданием книги В. М. Красовской «Агриппина Яковлевна Ваганова» (серия «Жизнь в искусстве»). Тем не менее, на сегодняшний день необходимо признать: воспоминания коллег и учениц не отражают пристального аналитического внимания к творческому наследию А. Я. Вагановой в сценической культуре России, а также к сути метода преподавания Агриппины Яковлевны. Таким образом, в освоении наследия Вагановой есть еще лакуны, которые необходимо восполнить. Все это дает мне право сделать заключение об актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Актуальность работы
А.Я. Ваганова - основатель высшего хореографического образования. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века под ее руководством в Ленинградском хореографическом техникуме впервые были созданы педагогическое и балетмейстерское отделения, где оформились черты вузовских специальностей: педагогики хореографии, искусства хореографа, истории и теории хореографического искусства. Однако большая часть идей А.Я. Вагановой реализовались лишь в начале 90-х гг. прошлого века, когда Ленинградское и Московское хореографические училища были преобразованы в высшие учебные заведения, а артисты балета стали получать высшее профессиональное образование. Данная проблема рассматривалась многими педагогами. Поэтому тема курсовой работы «Педагогическая деятельность А. Вагановой.
Суть и значение методики Вагановой», является актуальной в наши дни. Актуальность темы заключается в том, что методика преподавания классического танца А.Я. Вагановой явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижения советской хореографической педагогики.
1. Педагогическая деятельность Вагановой А.Я.
1.1. А.Я. Ваганова - первый профессор хореографии
В годы Войны, а именно19 июня 1943 года, А.Я. Ваганову пригласили в Москву, где ей было присвоено звание профессора по специальности «хореография». 16 августа 1943 года вышел «приказ: «Назначить народную артистку РСФСР Ваганову А.Я. консультантом Большого театра СССР по вопросам балета по совместительству с работой профессора Ленинградского хореографического училища». 24 ноября ее ввели в только что образованную коллегию балета Большого театра».
Агриппине Яковлевне поступило предложение преподавать московским балеринам. Без колебаний предложение было принято, и уже 25 августа 1943 года прошел первый урок А.Я. Вагановой в Москве. Следует отметить, что Агриппина Яковлевна Ваганова является не только первым профессором хореографии, но и является солисткой императорского Мариинского театра, народной артисткой РСФСР.А.Я. Ваганова - это своего рода источник педагогической системы русской школы классического балета. Агриппина Яковлевна была не только методистом-практиком, она также и основатель высшей школы хореографического искусства. А.Я. Ваганова сумела создать отечественную образовательную систему исполнительского и педагогического мастерства на основе преемственности исполнительских и педагогических традиций итальянской и французской школы. Даже в настоящее время русская балетная школа продолжает развиваться на традициях, заложенных А.Я. Вагановой.
Обучение артистов балета, без сомнения, связывают с именем известной балетной школы России - Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. В первой половине XIX века обучение классическому танцу имело следующие отличительные черты:
- профильное обучение (танцовщик, музыкант, драматический хактер, а впоследствии только танцовщиц);
- дифференциация обучения (классы, программы с учетом способностей обучающихся, углубленное изучение отдельных учебных предметов);
- индивидуальный подход (разделение на группы и проведение дополнительных индивидуальных занятий);
- определение физических данных и способностей воспитанников, их учет и развитие при обучении танцу;
- форма контроля и результат (участие в спектакле).
Несмотря на вышеуказанные пункты, тренировка тела и психофизического состояния будущего артиста также играли первостепенную роль.
2. Суть и значение методики Вагановой
2.1 Урок-основа методики А.Я. Вагановой
В протяжении XVIII-XIX веков значительное число выдающихся представителей европейского балета работало на русской сцене. Их школа творчески усваивалась отечественными исполнителями и применялась в сценической практике. Многие поколения русских хореографов, педагогов, танцовщиков совершенствовали технику и выразительность классического танца. Огромный опыт русского балетного театра, лучших образцов зарубежных мастеров был критически осмыслен и систематизирован в ХХ веке. Эта грандиозная работа была проделана А.Я. Вагановой, первым профессором хореографии, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, носящего сейчас ее имя (ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой).
Система Вагановой - закономерное продолжение и развитие традиций французской, итальянской и русской школ балета. В конце XIX и начале XX веков в императорской балетной школе сосуществовали две системы преподавания: французская и итальянская. Представителем французской был Х.П. Иогансон, ученик А. Бурнонвиля, который, в свою очередь, учился у выдающегося педагога О. Вестриса. Урок французской школы вырабатывал излишне вычурную, декоративную манеру танца.
От этой манеры резко отличалась итальянская школа, получившая расцвет в последней четверти XIX века. Она была представлена в педагогике Энрико Чеккетти, а на сцене Мариинского театра гастролершами П. Леньяни, К. Брианца и другими. Мастера русского балета, начиная с первых шагов освоения "иноземной поступи", всегда творчески осмысливали стили иностранных школ и претворяли их в свой национальный стиль. Так и итальянская школа в России существенно преобразилась. Русские ученицы маэстро Чеккетти сглаживали резкость его манеры и итальянский рисунок движений (например, подгибание ног в прыжках). Русской школы в прямом понимании этого значения еще не существовало, несмотря на значительные успехи некоторых отечественных педагогов. Создание этой школы стало уделом жизни А.Я. Вагановой.Л.Д. Блок писала: "По окончании артистической карьеры она взялась за преподавание и оказалась одаренной исключительными педагогическими способностями". Е. Обоймина, О. Татьковская «Балерины русской сцены" - М.: Эксимо, 2007 с 269 Ваганова помнила уроки Е.О. Вазем, умевшей вырабатывать у подопечных мягкость и силу pliй, прислушивалась к советам и комментариям О.И. Преображенской по поводу итальянского экзерсиса. Пристально наблюдала за творчеством молодого хореографа М.М. Фокина, который добивался в своих спектаклях одухотворенности танца, непринужденной и поэтичной пластики рук, Это позволило Вагановой шаг за шагом отобрать наиболее характерные особенности русской танцевальной манеры. Доведя до совершенства свои природные способности, она стала технически сильной танцовщицей труппы. "Это приобретает еще большую ценность благодаря тому, что Ваганова сумела понять самую сущность форм классического танца" - писала Л.Д. Блок.
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформированы следующие выводы:
В творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой четко выделяются два периода. О первом из них - сценической карьере танцовщицы - она вспоминала с горечью, а второе - преподавательская деятельность после революции - принесло ей всемирное признание. Однако эти периоды взаимосвязаны.
Блестящая педагогическая деятельность Вагановой и ее книги создали ей репутацию великого педагога. Система преподавания классического танца, сформированная в России, во всем мире называется "Методикой Вагановой". Ваганова обобщила сценическую практику Русского театра балета второй половины XIX века, традиции французской школы классического танца, Итальянская школа мастеров искусств инновации, профессор, преподавания Н.Г. Легата и О.И. Преображенской.
С научной точки зрения я изучал школы России, Франции и Италии и со временем начал взаимодействовать и дополнять друг друга. Ваганова, основываясь на школе Петипа и развивая ее, потому что, по ее убеждению, любая школа - это живой организм, а не догма, создала свою собственную систему обучения и создала курсы, чтобы она способствовала максимальному развитию тела танцовщицы. Ее ученики свободно танцевали до пятидесяти лет, что вызвало удивление и восхищение всего балетного мира.
Как высшее учебное заведение в стране, Российская академия балета в России сыграла важную роль в сохранении старейшей российской школы классического танца и сохранении развития традиций прошлого.
- Реализация системы Вагановой, обеспечивающая ее жизнеспособность и устойчивое развитие, является последовательной научной основой для всего образовательного процесса. Строго придерживайтесь индуктивного метода от простого к сложному, от специфического к широкому переходу - это принцип постепенного развития художественного сознания студентов и танцевальных навыков.
- Совершенствуя методы преподавания танца, обогащая словарный запас и эмоциональную выразительность движений, преподаватели, последователи Вагановой, стремятся к тому, чтобы хореографическая школа соответствовала современному уровню русского балетного искусства и приумножала его славу.
Поэтому Ваганова доказала свою пластичную систему аргументации с математической точностью. Ее школа, как главное достояние балетного искусства, всегда была и остается центром внимания и востребованности в то время, потому что она обеспечивала стабильность балетного искусства, прочную основу, на которой можно проводить любой эксперимент, и, овладев ею, танцоры могут исполнять любой вид танца.
1. Педагогические принципы А. Я. Вагановой [Электронный ресурс] Шымкент / 2011 / Student. Режим доступа: https://student.zoomru.ru/pedagog/pedagogicheskie-principy-a-ya-vaganovoj/147044.1127598.s1.html.
2. В. Костровицкая, А. Писарев. «Школа классического танца». Л.: Искусство. 1986. – 240 с.
3. Роль профессора Ваганововой и ее вклад в историю русского классического танца [Электронный ресурс] Библиофонд / 2014. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813184.
4. Вступительное слово ректора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Н. М. Цискаридзе [Электронный ресурс] Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Режим доступа: https://vaganov.elpub.ru/jour/index.
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца А.Я. Ваганова. - СПб: Издательство Лань, 2000. - 192 с.
6. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой [Электронный ресурс] Википедия — свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
7. А.Я. Ваганова - балетмейстер и царица вариаций. [Электронный ресурс] Allbest. Выбери лучшее! / 2013. Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/culture/00326560_0.html.
8. Громова Е.В., Шивринская С.Е. Педагогическое наследие А.Я. Вагановой как основа формирования профессиональной компетенции педагогов по классическому танцу. - Л.-М: Искусство, 2004. - 138-140 с.
9. Романова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет: Энциклопедия. - М: Согласие, 2007. - 365 с.
10. Особенности педагогической деятельности Агриппины Яковлевны Вагановой [Электронный ресурс] Мария Шот / 2019 / Essays.Club. Режим доступа: https://ru.essays.club
11. Мельникова Е.П. Классический танец как процесс развития всестороннего совершенствования участников хореографического коллектива. - М: Исскуство, 2005. - 171-174 с.
12. Основные принципы педагогической системы А.Я. Вагановой [Электронный ресурс] Новикова М.В. / 2020 / Образовательная социальная сеть. Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2020/05/25/osnovnye-printsipy-pedagogicheskoy-sistemy-a-ya.
13. А.Я. Ваганова [Электронный ресурс] Vuzlit. Режим доступа: https://vuzlit.ru/487540/vvedenie.
14. Ваганова, Агриппина Яковлевна [Электронный ресурс] Википедия — свободная энциклопедия. / 2021. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты