Финансовые инструменты стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь и их совершенствование
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Финансовые инструменты стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь и их совершенствование»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Финансовые инструменты стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь и их совершенствование
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические исследования стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь
1.1 Роль и значение малого бизнеса и предпринимательства для экономики страны
1.2 Основные источники финансирования малого бизнеса и предпринимательства
1.3 Проблемы использования финансовых инструментов стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства
2 Анализ и оценка финансового стимулирования малого бизнеса и предпринимательства
2.1 Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса и предпринимательства
2.1.1 Фискально-налоговое регулирование малого бизнеса и предпринимательства
2.1.2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства
2.1.3 Венчурное финансирование малого бизнеса и предпринимательства
2.2 Негосударственное финансирование малого бизнеса
2.3 Лизинг как эффективный инструмент поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства
3 Перспективы развития и новые способы финансирования малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь
3.1 Зарубежный опыт использования финансовых инструментов стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства
3.2 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь на период до 2030 и возможности достижения целей, с учетом внешних и внутренних корректирующих факторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие малых и средних предприятий в Беларуси является одной из приоритетных задач. В стране многое сделано для улучшения делового климата и улучшения деловой среды. Это связано с его следующими характеристиками:
– малые компании могут сделать экономику Республики Беларусь более гибкой, быстро реагируя на изменения рыночных условий;
– субъекты малого предпринимательства мобилизуют значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы населения, которые недостаточно используются в сфере деятельности крупных и средних компаний;
– малый бизнес активно участвует в формировании конкурентной среды;
– в связи с тем, что малые предприятия являются фундаментальной основой для формирования «среднего класса», они могут снизить социальную напряженность, присущую рыночной экономике, из-за тенденции к социальной дифференциации.
Перечисленные выше свойства показывают, что в процессе развития рыночных отношений малые предприятия могут играть важную роль в формировании регулируемого и социально ориентированного рыночного механизма и в стабилизации экономики страны, что в конечном итоге это приводит к повышению уровня и качества жизни населения. Кроме того, малые предприятия могут обеспечить предпосылки для быстрого и устойчивого экономического роста в будущем.
В то же время малые предприятия в Республике Беларусь по-прежнему характеризуются нестабильностью и слабым развитием. Поэтому становится актуальным изучение важности малых компаний для экономики страны, а также механизмов регулирования и инструкций по улучшению в сфере малых компаний.
Объект исследования – малое предпринимательство Республики Беларусь.
Предмет исследования – финансовые инструменты стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь.
Цель исследования – оценить состояние и перспективы развития малого предпринимательства Республики Беларусь.
В связи с этим задачами курсового исследования являются:
– рассмотреть теоретические исследования стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь;
– провести анализ и оценка финансового стимулирования малого бизнеса и предпринимательства;
– исследовать перспективы развития и новые способы финансирования малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь.
Методологической основой для написания курсовой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, общеотраслевые методические указания и рекомендации, другой инструктивный материал, а также труды ведущих специалистов по изучаемой проблеме. В работе использованы разработки авторов относительно вопросов состояния и развития малого бизнеса Республики Беларусь, опубликованные в периодической печати и учебниках. При выполнении работы также были использованы электронные публикации в сети Интернет.
Информационной основой для написания курсовой работы послужила статистическая отчетность Национального статистического комитета Республики Беларусь.
1 Теоретические исследования стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь
1.1 Роль и значение малого бизнеса и предпринимательства для экономики страны
Малое предпринимательство является одним из основных и необходимых элементов любой развитой экономической системы, без которого эта система не имеет возможности существовать и развиваться. При том, что основой любого развитого государства являются крупные предприятия, а концентрация крупного капитала в масштабах одного предприятия в значительной степени определяет состояние научно-технической и производственной базы, все же основной движущей силой экономического развития стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, гибкая и динамичная предпринимательская структура. Именно в сфере малого предпринимательства сконцентрирована основная масса ресурсов страны, которые, в свою очередь, являются источником развития для среднего и крупного предпринимательства.
Социальная значимость малого предпринимательства выражается в массовости группы мелких собственников-владельцев малого бизнеса и их наемных работников.
При этом общая численность работников сферы малого предпринимательства является важнейшей составляющей любой экономической системы, так как она обслуживает основную массу потребителей, быстро реагируя изменяющиеся требования рынка.
Малое предпринимательство характеризуется следующими социально-психологическими аспектами:
– развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), которые самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
– малое предпринимательство является не только источником финансирования существования человека, но и способом раскрытия его внутреннего потенциала;
– неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее количество граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
– малое предпринимательство способно создавать новые рабочие места, следствием чего является обеспечение снижения уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
– массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.
2 Анализ и оценка финансового стимулирования малого бизнеса и предпринимательства
2.1 Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса и предпринимательства
2.1.1 Фискально-налоговое регулирование малого бизнеса и предпринимательства
Законодательством большинства развитых стран малый бизнес в связи с его спецификой (социальная значимость, массовость) определен в качестве особого субъекта государственного регулирования.
Происходящие изменения в мировой экономики обусловили потребность стимулировать новые организационные формы частного бизнеса, способные быстро осуществлять и реализовывать современные разработки на стыке различных сфер производства. В качестве таких организационных структур стали все чаще выступать малые предприятия.
Это в конечном итоге и явилось предпосылкой обязательного применения механизма экономического стимулирования через введение налоговых льгот, поощряющих определенные виды деятельности и снижающих налоговую нагрузку.
B современной экономике основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, снижению расходов на налоговое администрирование, как для государства, так и налогоплательщика.
Существует ряд специфических задач, которые возможно решать силами малого бизнеса:
1. Повышение уровня занятости населения, создание новых рабочих мест, в особенности в малых городах и сельских населенных пунктах;
2. Развитие сферы специфических услуг;
3. Обеспечение решения демографических проблем, включая вопросы создания рабочих мест для молодежи, решение гендерных проблем в регионах с преобладанием определенных типов производств;
4. Активное предложение и быстрое освоение инновационных продуктов.
В перечисленных случаях отдельные налоговые льготы могут быть связаны с приростом численности, либо представляться при условии выполнения определенных показателей по созданию дополнительных рабочих мест, увеличению объема оказываемых услуг.
3 Перспективы развития и новые способы финансирования малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь
3.1 Зарубежный опыт использования финансовых инструментов стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства
Как демонстрирует опыт развитых государств, малый бизнес выполняет очень большую роль в экономике, его совершенствование оказывает большое влияние на экономический рост, на ускорение научно-технологического прогресса, на наполнение рынка товарами требуемого качества, на формирование новых дополнительных рабочих мест, то есть находить решение многим актуальным экономическим, социальным и другим проблемам.
Во всех экономически развитых государствах страна оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому характерны цивилизованные черты. Работоспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых организаций фактически является главным фактором увеличения ее гибкости. По уровню становления малого бизнеса профессионалы определяют о способности государства адаптироваться к меняющейся экономической обстановке.
В Европе малые предприятия составляют основу социального и экономического развития ЕС. В Европейском Союзе насчитывается более 20 миллионов малых и средних предприятий, которые обеспечивают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятых в малом бизнесе Европы составляет около 70%. Наибольшее количество малых предприятий было создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «заставляет» крупные компании внедрять новые технологии и повышать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной работы малого и среднего бизнеса. Поэтому в рамках Европейского Союза реализуется политика поддержки малого бизнеса, главная цель которой - сбалансировать интересы государства и бизнеса, обеспечить оптимальные условия для предпринимательства и повысить конкурентоспособность малого бизнеса.
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала формироваться в 70-х годах прошлого века. Чтобы максимально стимулировать малый и средний бизнес, в Европе были предприняты меры по устранению административных препятствий для малого бизнеса. Прежде всего, были внесены изменения в отношении налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения социальной политики государств [27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство является одним из основных и необходимых элементов любой развитой экономической системы, без которого эта система не имеет возможности существовать и развиваться. При том, что основой любого развитого государства являются крупные предприятия, а концентрация крупного капитала в масштабах одного предприятия в значительной степени определяет состояние научно-технической и производственной базы, все же основной движущей силой экономического развития стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, гибкая и динамичная предпринимательская структура. Именно в сфере малого предпринимательства сконцентрирована основная масса ресурсов страны, которые, в свою очередь, являются источником развития для среднего и крупного предпринимательства.
Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, снижению динамики его развития, а возможно, и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране. Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону.
Законодательством большинства развитых стран малый бизнес в связи с его спецификой (социальная значимость, массовость) определен в качестве особого субъекта государственного регулирования.
Происходящие изменения в мировой экономики обусловили потребность стимулировать новые организационные формы частного бизнеса, способные быстро осуществлять и реализовывать современные разработки на стыке различных сфер производства. В качестве таких организационных структур стали все чаще выступать малые предприятия.
Это в конечном итоге и явилось предпосылкой обязательного применения механизма экономического стимулирования через введение налоговых льгот, поощряющих определенные виды деятельности и снижающих налоговую нагрузку.
B современной экономике основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, снижению расходов на налоговое администрирование, как для государства, так и налогоплательщика.
1. Doing Business. Measuring Business Regulations. Belarus [Electronic resourse]/ World Bank Group – Mode of access: http://www.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/belarus.
2. Андрос, И. Современное белорусское предпринимательство / И. Андрос // Общество и экономика. – 2012. – №6. – с.13-28.
3. Богданова, Е. В., Нижникова, Е. А., Чугулькова, Л. М. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь [Электронный ресурс] Электронный научно-технический журнал «Студенческий вестник» – Режим доступа: http://studvest.bru.by/Papers2015/03.pdf.
4. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 218-З от 7.12.1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Динамика количества микроорганизаций и малых организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/maloe-predprinimatelstvo/graficheskii-material-grafiki-diagrammy_9/dinamika-kolichestva-mikroorganizatsii-i-malyh-organizatsii.
6. Иванов, С. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности внешней среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук/ С. А. Иванов. – СПб, 2013. – 48 с.
7. Ковалёв, М. Условия для развития малого предпринимательства в Беларуси / М. Ковалёв, Е. Ракова// Инновации. – 2013. – №1(2). – с. 23-25.
8. Количество микроорганизаций и малых организаций по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/maloe-predprinimatelstvo/godovye/kolichestvo-mikroorganizatsii-i-malyh-organizatsii-po-vidam-ekonomicheskoi-deyatelnosti.
9. Кривда, С.В. Сильные и слабые стороны малого бизнеса/С.В. Кривда// Российское предпринимательство. – 2013. – №12 (2). – С. 32-36.
10. Макарук, О. Е. Проблемы развития инновационной инфраструктуры Республики Беларусь / О. Е. Макарук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uctopuk.info/article/problemy-razvitiya-innovacionnoy-infrastruktury-respubliki-belarus.
11. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 480 с.
12. Мальгина, И.В. Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / И. В. Мальгина. – Минск, 2015. – 221 c.
13. Малый бизнес предвидит большие проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2007/09/27/ic_articles_113_ 153048.
14. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 17 окт. 2018 № 743 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь № 15 янв. 2016 г. № 255 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь от 1 июл. 2010 № 148-3 (в редакции закона от 30 декабря 2015 г. № 344-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Попков, М.В. Отличия форм предпринимательства в Республике Беларусь и за рубежом / М. В. Попков // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Попов, В. М. Малый бизнес: практическое пособие / В. М. Попов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2013. – 511 с.
19. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 687 с.
20. Рогова, Е. М., Ткаченко, Е. А., Фияксель Э. А. Венчурный менеджмент. Учебное пособие/ Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко, Э. А. Фияксель –
М.: Издательство: Высшая Школа Экономики, 2012 г. – 500 с.
21. Сигаева, Т. А. Хозяйственное право: учебное пособие / Т. А. Сигаева. – Минск: БГЭУ, 2013. – 508 с.
22. Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/1762574/ ekonomika/sovershenstvovanie_infrastruktury_normativno_pravovogo_obespecheniya_gosudarstvennoy_podderzhki_predprinimatelstva.
23. Экономика. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси [Электронный ресурс] / Google Data. Режим доступа: http://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi/.
24. Электронный портал Национального института статистики и экономических исследований Франции [Электронный ресурс] / Insee. Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты