2.2 Анализ состава и структуры налогов, уплачиваемых физическими лицами
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Недостатки в системе налогообложения физических лиц
3.2 Пути совершенствования налогообложения физических лиц
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.2 Анализ состава и структуры налогов, уплачиваемых физическими лицами
Инспекция МНС по г. Пинску подчинена (подконтрольна) инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области (далее – инспекция МНС по Брестской области), МНС.
Инспекция МНС по г. Пинску по вопросам, отнесенным к ее компетенции, взаимодействует с иными государственными органами, координирует свою деятельность с другими контролирующими, а также правоохранительными органами [1].
Каждое структурное подразделение инспекции, как и каждый её работник, в соответствии с поставленными целями и задачами имеют свои функции и обязанности. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц прописаны в Налоговом кодексе Республики Беларусь.
На конец каждого года налоговые органы составляют сведения о составе налогоплательщиков и структуре налоговых платежей. Приведённые данные в таблице 2.2 свидетельствуют об увеличении числа плательщиков в 2020 году, по сравнению с 2019 годом. В инспекции МНС по г. Пинску в 2020 году состояли на налоговом учете 35 869 налогоплательщика. Из них: государственный сектор- 160, негосударственный сектор- 4 939, физических лиц – 30 770. По сравнению с соответствующим периодом 2018 года количество налогоплательщиков уменьшилось на 1 762 субъекта, в большей степени за счет уменьшения физических лиц на 1 696 единиц.
На основании предоставленных данных инспекцией по налогам и сборам по г. Пинску можно провести анализ состава и структуры налогоплательщиков физических лиц и проследить динамику изменения их количества за 2018-2019 гг.
В таблице 2.1 представлен состав и динамика плательщиков, а также налогов и других платежей, уплачиваемых физическими лицами в консолидированный бюджет по г. Пинску за 2018-2020 гг.
Согласно данным таблицы 2.1 за анализируемый период наблюдается рост физических лиц, уплачивающих налоги в бюджет по г. Пинску. В 2019 г. количество плательщиков увеличилось на 3666 ед. или на 14,43 % по сравнению с 2018 г., а в 2020 г. плательщиков увеличилось на 1696 ед. или на 5,83 %. Таким образом. заметно замедление темпов роста плательщиков налогов.
По налоговым и другим платящем в бюджет г. Пинска не наблюдалось четкой динамики. Так в 2019 г. платежи с физических лиц увеличились на 224,9 тыс. руб. или на 3,62 %.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Недостатки в системе налогообложения физических лиц
Налогообложение является одним из основных источников финансирования расходов государственного бюджета и инструментом управления экономическими процессами со стороны государства. Размер ставок подоходного налога, определение налоговой базы, налоговые вычеты и налоговые льготы оказывают влияние на размер чистого дохода, который все еще находится в распоряжении налогоплательщиков. В зависимости от ставки подоходного налога стимулируется или ограничивается корпоративная деятельность и инвестиционные инициативы.
Важность подоходного налога характеризуется его довольно высокой долей налоговых поступлений в бюджет и выгодами для всего трудоспособного населения страны. В соответствии с системой подоходного налога повышается или снижается заинтересованность населения в трудоустройстве, а также реальные доходы населения, что влияет на социально-экономическое развитие всей страны.
Сегодня в мире существуют две шкалы налогообложения (включая подоходный налог) – прогрессивная и единая (плоская). Прогрессивная налоговая ставка – это налоговая система, основанная на увеличении налогооблагаемого дохода налогоплательщиков и основанная на принципе увеличения налоговых ставок. Единая (единая) налоговая ставка относится к налоговой ставке, взимаемой по единой налоговой ставке при любом уровне дохода - единой ставке подоходного налога. Эта налоговая система часто обсуждается как альтернатива прогрессивному налогообложению.
В последние годы значительную часть совокупных доходов бюджета Республики Беларусь составляет подоходный налог. Это второй по величине доход после налога на добавленную стоимость (на него приходится около 30 % всех доходов). В то же время в более экономически развитых европейских странах доля подоходного налога в бюджете во много раз выше. До сих пор взимание подоходного налога в Республике Беларусь регулируется налоговым законодательством Республики Беларусь, которое предусматривает единую шкалу взимания подоходного налога. Основная процентная ставка на сегодняшний день составляет 13 %.
1. Аксенова А.А. Налогообложение доходов физических лиц: индивидуальное или семейное? // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. - №6. – 129–134
2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Боратор-Пресс, 2018. – 192 с
3. Вахтина М.А. Прогрессивное налогообложение как инструмент обеспечения стабильности бюджетной системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2 (38). С. 68-79
4. Гражданкина О.А., Гражданкин В.А., Шапошникова С.В. Сравнительный анализ потенциалов НДФЛ в различных странах // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 4. С. 30-32.
5. Изотова О.И. Налогообложение физических лиц в зарубежных государствах: перспективы применения в России // Вопросы экономики и права. -2016. - № 4. - С. 355-359
6. Калинина О.В. Методологические инновационные аспекты перехода на прогрессивное налогообложение граждан // Финансы и кредит. 2016. № 25 (697). С. 19-32.
7. Кораблева О.В. Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах. // Проблемы современной науки и образования. – 2016. - №26(68). – С. 44- 49.
8. Осипова Е.С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости / Е.С. Осипова // "Налоги" (журнал). – 2016. - №1.
9. Смирнова Е.Е. Особенности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц // Налоговый Вестник. – 2018. – № 11. – С. 114-117.
10. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019.