Государственная политика поддержки предпринимательского сектора: инструменты и механизмы реализации
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственная политика поддержки предпринимательского сектора: инструменты и механизмы реализации»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Государственная политика поддержки предпринимательского сектора: инструменты и механизмы реализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные нормативно-правовые акты и государственные программы в Республики Беларусь, регулирующие предпринимательский сектор.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Система регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.
Поделиться
Введение
1. Теоретический аспект государственной политики регулирования и поддержки предпринимательства
1.1 Необходимость государственной поддержки предпринимательского сектора в современной экономике
1.2 Понятие, цели, принципы государственной политики регулирования и поддержки предпринимательского сектора
2. Государственная поддержка предпринимательства в развитых странах и в странах с трансформационной экономикой (страны ЕС, Япония, Китай, США)
3. Механизм реализации государственной политики поддержки предпринимательского сектора и направления его развития на перспективу в Республике Беларусь
3.1 Организационно-правовое регулирование предпринимательского сектора в Республике Беларусь
3.2 Анализ основных видов государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь
3.3 Направления реализации государственной политики поддержки предпринимательства на перспективу
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы государственного регулирования предпринимательства широко исследованы в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Классиками экономической науки (А. Смитом, Ж.-Б. Сэйем, П. Самуэльсоном, Ф. Котлером, К.Р. Макконелл, С.Л. Брю) раскрыта социально экономическая сущность предпринимательства и необходимость государственного вмешательства в его развитие.
Теоретические основы предпринимательства и сущность государственного регулирования и поддержки предпринимательского сектора рассмотрены в работах Н.Б. Антоновой, М.И. Балашевича, Т.П. Быковой, О.В. Арашкевич, В.Ф. Догиля, Л.А. Акулич, Л.Н. Нехорошевой, В.Ю. Бурова, Г.Л. Багиева, М.Г. Лапусты и мн.др.
В переходной экономике на пути становления рыночных отношений необходимость государственного регулирования предпринимательства ни у кого не вызывает возражений. Тем не менее объем, формы, направления, цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся к числу тех проблем экономической теории, вокруг которых вот уже более двух столетий не стихают споры. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – изучить инструменты и оценить механизм реализации государственной политики поддержки предпринимательского сектора в Республике Беларусь.
Задачи:
1) уточнить необходимость государственной поддержки предпринимательства;
2) раскрыть сущность основных понятий и категорий политики государственного регулирования предпринимательского сектора;
3) изучить опыт зарубежных стран по государственной поддержке бизнеса;
4) изучить виды государственной поддержки и дать оценку организационно-правовой структуре системы государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь;
5) обобщить основные направления политики Государственной поддержки предпринимательского сектора на перспективу.
Теоретической базой послужили работы отечественных и российских ученых-экономистов, практической базой стали статьи газет и журналов белорусских экономистов, нормативно-правовые акты, государственные программы; статистические данные взяты с официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь, Белорусского Фонда финансовой поддержки предпринимательства.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Необходимость государственной поддержки предпринимательского сектора в современной экономике
В настоящее время в экономической науке общепризнано, что предпринимательская экономика не может функционировать без государственного регулирования.
Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, экономических процессов в условиях рыночной экономики по-разному обосновывается разными экономистами.
Известный автор Ф. Котлер в своей книге «Основы маркетинга» называет три причины появления законодательства по регулированию предпринимательской деятельности:
1) необходимость защищать фирмы друг от друга, предотвращать и пресекать случаи недобросовестной конкуренции;
2) необходимость защищать потребителей от недобросовестной деловой практики. Ф. Котлер пишет, что некоторые фирмы, «оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен». В связи с этим Ф. Котлер отмечает, что многие управляющие приходят в ярость при введении каждого нового закона, защищающего потребителя, но при этом многие признают, что «появление консюмеризма было, пожалуй, лучшим из всего произошедшего…за последние 20 лет»;
3) необходимость «защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей». Поясняя это положение, Ф. Котлер обращает внимание читателя на то, что предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает лучшее качество жизни и по мере ухудшения окружающей среды появляется необходимость в ужесточении соответствующего законодательства [1, с.27].
В наши дни о необходимости ограничения (на основе государственного регулирования) действия стихийных рыночных сил написал один из самых крупных капиталистов мира, Дж. Сорос: «Рыночные силы, если им предоставить полную власть, даже в чисто экономических и финансовых вопросах, вызывают хаос и в конечном итоге могут привести к падению мировой системы капитализма».
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ (СТРАНЫ ЕС, ЯПОНИЯ, КИТАЙ, США)
Мировой опыт показывает, что предпринимательский сектор во всех странах формируется и развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. Государство создает для всех граждан благоприятные условия для частной инициативы, установления взаимоотношений между бизнесом, обществом и государством, обеспечивает экономические, правовые и организационные условия для поддержки и развития малого бизнеса.
Рассматривая опыт государственного регулирования малого и среднего бизнеса в зарубежных странах, важно подчеркнуть, что концепция их поддержки является достаточно четкой. На сегодняшний день на долю малых предприятий, количество которых постоянно увеличивается, в экономике Великобритании приходится 25% всей рабочей силы. В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. В той же Германии и Нидерландах малый и средний бизнес обеспечивает около 40% экспорта, Италии – 25-30%, Франции – 20-25%, Японии – 10-15%. На долю малого и среднего предпринимательства в Китае в 2017 г. приходилось 99,6% от общего количества предприятий и почти 60% ВВП, 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. Именно значительная роль малого и среднего бизнеса в национальных экономиках и объясняет государственное регулирование предпринимательства в большинстве стран мира и направлено на поддержку этого сектора экономики [11, с.48-49].
Признанным европейским лидером в предпринимательском секторе является Италия – с почти 800 тыс. промышленных предприятий страны и долей 99% малых и средних в общем количестве. Около 70% занятости в стране обеспечивают компании с числом персонала меньше 50 человек. Отмечается преобладание в малом предпринимательстве семейного бизнеса (около 30% всех занятых в экономике). Характерной чертой является рассредоточенность по территории страны и производственная разобщенность, обособленность малых предприятий. Ведущая роль малого и среднего предпринимательства в продвижении национальной продукции на внешние рынки, основанная на сетевом производстве. Особенностью итальянской модели является кластерный подход к организации территориальных гнезд малого предпринимательства. В Италии сложились особенно благоприятные условия законодательной поддержки для создания молодежных малых фирм.
Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям является основной организацией, которая курирует вопросы поддержки предпринимательства в Италии.
3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Организационно-правовое регулирование предпринимательского сектора в Республике Беларусь
Правовое регулирование сферы предпринимательства является одним из основных направлений деятельности государства по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства.
К настоящему времени в Республике Беларусь действуют следующие нормативно-правовые документы и государственные программы, регламентирующие механизм реализации политики государственного регулирования и поддержки предпринимательского сектора (Приложение А).
Рассмотрев нормативно-правовую базу можно отметить, что она сформирована в полном объеме, регулярно совершенствуется с целью создания благоприятных условий для бизнеса. Следует подчеркнуть о том, что с 2106 г государство активно стало действовать в сфере регулирования и поддержки предпринимательства через разработку сразу нескольких нормативно-правовых документов в направлении стимулирования предпринимательства. Достаточно своевременно со стороны государственных органов были приняты необходимые правовые документы в 2020 году с целью поддержки предпринимательского сектора в период пандемии COVID.
Политика регулирования и поддержки предпринимательства с 2016 года стала неотъемлемой частью при разработке и реализации Государственных программ, разрабатываемые на 5 лет.
Важными организационно-правовыми документами в вопросе оказания финансовой поддержки предпринимательского сектора стали Указ Президента Республики Беларусь «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей» и «Положением об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей» [13], [14].
Перспективы развития предпринимательского сектора и основные направления политики государственного регулирования и поддержки предпринимательства заложены в стратегическом документе «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г.» [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ современного состояния государственной политики по регулированию и поддержке предпринимательства в зарубежных странах и Республике Беларусь позволил нам сделать следующие выводы:
1. Государственное регулирование предпринимательства – это система правовых, организационных и регулятивно-контрольных мероприятий государства, направленных на создание благоприятной предпринимательской среды, сбалансированное развитие государственного сектора, для обеспечения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Государственная поддержка рассматривается как создание социально-экономических и правовых условий функционирования малого и среднего бизнеса как части социально-экономической политики государства.
2. Мировой опыт (США, Япония, ЕС, Китай) показывает, что предпринимательский сектор во всех странах формируется и развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. Государство создает для всех граждан благоприятные условия для частной инициативы, установления взаимоотношений между бизнесом, обществом и государством, обеспечивает экономические, правовые и организационные условия для поддержки и развития малого бизнеса.
3. Правовое регулирование сферы предпринимательства является одним из основных направлений деятельности государства по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства. К настоящему времени в Республике Беларусь нормативно-правовая база сформирована в полном объеме, регулярно совершенствуется с целью создания благоприятных условий для бизнеса. Следует подчеркнуть о том, что с 2106 г государство активно стало действовать в сфере регулирования и поддержки предпринимательства через разработку сразу нескольких нормативно-правовых документов в направлении стимулирования предпринимательства.
4. Сложилась и функционирует единая система регулирования предпринимательского сектора: действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
1. Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. М. Г. Лапусты. – Минск: ИНФРА-М, 2003. – 198 с.
2.Кумпилова, А.Р. Государственное регулирование малого бизнеса / А.Р. Кумпилова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-malogo-biznesa.
3.Пятаченко, А.М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса / А.М. Пятаченко // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – Том 3. – № 2. – С. 105-114. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 10.18334/ppib.3.2.35797.
4. Арашкевич, О.В. Государственное регулирование и поддержка развития малого бизнеса: конспект лекции по дисциплине «Экономика малого бизнеса и предпринимательская деятельность» / авт.-сост. О.В. Арашкевич; Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им.Ф.Скорины, 2016. – 17 с.
5. Мороз, С.П. Предмет, методы и принципы предпринимательского права / С.П.Мороз // Каспийский университет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33483372&pos=5;-108#pos=5;-108.
6.Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б.Антонова – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
7.Основы предпринимательства: учебное пособие: [в 3 ч.] / Г. Л. Багиев [и др.] Под науч. ред. Г.Л. Багиева; Забайкал. гос. ун-т. – Изд. 2-е,. – Изд-во: Заб ГУ, Чита, 2017- 257с.
8. Валигурский, Д. И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник/ Валигурский Д. И. – Минск: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 740 с.
9. Минчаков, И.М. Необходимость государственной поддержки предпринимательства / И.М. Минчаков // Вестник ТГУ. – 2009. – №11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-gosudarstvennoy-podderzhki-predprinimatelstva.
10.Петрищева, Е.В. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства / Е.В. Петрищева, Н.И. Селиверстова // Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 349-352.
11. Губанова, Н. Н. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в условиях глобализации / Н.Н.Губанова // Економічний аналіз : зб. наук. праць / Тернопільський національний економічний університет; редкол. : В. А. Дерій (голов. ред.) та ін. – Тернопіль: «Економічна думка», 2014. – Том 17. – № 1. – С. 46-50. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/161787072.pdf.
12.Версоцкий, Р.Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России /Р.Р. Версоцкий //Управленческое консультирование. – 2019. №7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://old.sziu.ranepa.ru/images/nauka/UK_DOI/7_19/Versockiy_07_19.pdf.
13. О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей [Текст]: указ Президента Республики Беларусь №136 от 18.03.1998 г. (ред. от 18.07.2016 г). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/fin-msp/Ukaz-ot-18.03.1998-136-.pdf.
14. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»: Положение об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей: Положение о центрах поддержки предпринимательства [Текст]: постановление Совета Министров Республики Беларусь №1911 30.12.2010 г. (ред. от 22.07.2016 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses-ru.
15. Тетеринец, Т.А., Чиж, Д.А. Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь / Т.А.Тетеринец, Д.А.Чиж // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2017. №33-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-respublike-belarus.
16. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г. [Текст]: постановление Совета министров Республики Беларусь № 743 от 17.10.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800743&p1=1.
17. О государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 годы [Текст]: постановление Совета Министров Республики Беларусь №56 29.01.2021 г [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/gos-progr-2021-2025/gos-progr-na-2021-2025.pdf.
18.Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.bydf.
19.Официальный сайт Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarp.by/
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные нормативно-правовые акты и государственные программы в Республики Беларусь, регулирующие предпринимательский сектор.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Система регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты