Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
БГУТ (бывш. МГУП) Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности»
по дисциплине: «Ценообразование и управление затратами в пищевой промышленности»
2021
45.00 BYN
Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Ценообразование и управление затратами в пищевой промышленности
Организация: Спартак, СП ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях убытках 2018-2019 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах на производство и реализацию продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах на производство и реализацию продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шоколад ручной работы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ПЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и функции цены как экономико-правовой деятельности
1.2 Методы и стратегии ценообразования
1.3 Правовое регулирование ценообразования
2 АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СП ОАО «СПАРТАК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
2.2 Анализ практики управления затратами
2.3 Анализ ценовой политики СП ОАО «Спартак»
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В СП ОАО «СПАРТАК»
3.1 Резервы снижения затрат как способ оптимизации ценовой политики организации
3.2 Расчет цены на инновационный товар с использованием методов ценообразования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Специфика внутреннего и внешнего финансового положения частного сектора определяет особую важность правильной и стабильной реализации установленной ценовой политики. Многие аспекты современной экономики изменили организационную среду деятельности организаций, которая наложила свой отпечаток на все аспекты ценовой политики. Важность ценовой политики как на микро-, так и на макроуровне неуклонно растет в контексте развития рыночной экономики.
Ценовая политика – важная часть стратегии организации, которая влияет на ее прибыльность, эффективность и финансовую стабильность. В конечном итоге вся деятельность производственно-сбытового комплекса зависит от ценовой политики. Ценовая политика многогранна, охватывает множество аспектов и должна учитывать сложность деятельности всех компаний.
Цена продукта является основным фактором, определяющим выбор покупателя, поэтому ценовая политика тесно связана со статусом продукта на рынке. Цена – ключевой компонент рыночной стратегии организации. Он постоянно общается с другими: ценность товара влияет на восприятие рыночного качества продукта и преимуществ рекламы, а система рекламы и распространения влияет на ценовую политику.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что цены выступают важным элементов в определении рентабельности деятельности, также жизнеспособности организации на рынке, ее финансовое состояние. От правильной ценовой политики зависит результат работы организации, а также достижение стратегических приоритетов деятельности организации. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любой коммерческой организации в жестких условиях рынка.
Цель курсового проекта – разработать направления совершенствования ценовой политики организации.
Для достижения поставленной цели в курсовом проекте поставлены и решены следующие задачи:
– изучить теоретические основы ценообразования как вида экономико-правовой деятельности;
– провести анализ ценообразования в СП ОАО «Спартак»;
– разработать предложения по совершенствованию ценовой политики СП ОАО «Спартак».
Объект исследования – СП ОАО «Спартак».
Предмет исследования – ценовая политика СП ОАО «Спартак».
В качестве методов исследования были использованы следующие общенаучные методы: сравнения и сопоставления, абсолютных и относительных разниц, метод графического представления, а также логический метод.
1 ПОНЯТИЕ ПЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и функции цены как экономико-правовой деятельности
Цена – важнейшая экономическая категория. В ней соединяются практически все основные отношения в обществе: производство и реализация товаров, формирование их стоимости, а также создание, распределение и использование денежных накоплений. Цена – это инструмент рынка, объективная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Через механизм ценообразования реализуется закон стоимости.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Принципы рыночной экономики, атмосфера предпринимательства всех ее субъектов заставляют организации разрабатывать и применять собственную политику цен.
В условиях рыночной экономики товарно-денежный характер имущественных отношений проявляет себя в полной мере. В чем бы ни выражались результаты предпринимательской деятельности, они предназначаются для реализации и потому поступают в коммерческий оборот, на рынок, в качестве товара. Товар - это стоимостная форма тех феноменов, которые являются объектами товарно-денежных имущественных отношений. Объекты, приобретающие форму товара, должны обладать некоторыми общими свойствами или признаками, позволяющими сопоставлять их, иначе вместо цивилизованной рыночной экономики существовала бы примитивная экономика, основанная на прямом непосредственном продуктообмене. Эти общие свойства или признаки товаров охватываются понятием стоимости. В классической политической экономии выделяют две разновидности стоимости товара: потребительную стоимость и просто стоимость, которую также называют меновой или оценочной стоимостью. Потребительная стоимость товара вбирает в себя общеполезные свойства объекта, его способность удовлетворять те или иные материальные или культурные потребности субъектов правовых отношений. Меновая стоимость (оценочная стоимость, просто стоимость) - это способность объекта подвергаться оценке, выражаемой в денежных единицах, что и позволяет сопоставлять один объект с иными объектами того же класса (вида) или с объектами других классов (видов), также способных подвергаться оценке в денежных единицах [9].
Стоимость объектов: вещей, работ, услуг, бездокументарных ценных бумаг, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и других - воплощается в некоем числе денежных единиц, именуемом ценой объекта. Иными словами, цена – это та стоимость объекта, или, точнее, та стоимостная оценка объекта, по которой он в качестве товара поступает в гражданский (коммерческий) оборот. Стоимость и цена – понятия, неразрывно связанные между собой. В этой взаимосвязи стоимость первична, цена вторична; цена отражает стоимость, но может отражать ее по-разному: может совпадать со стоимостью, а может быть ниже или выше стоимости.
2 АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СП ОАО «СПАРТАК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
Крупнейшая кондитерская фабрика Республики Беларусь – СП ОАО «Спартак» – ведет свою историю с 1924 года. В настоящее время «Спартак» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом предприятия является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно- хозяйственной деятельности предприятия.
Организационная схема управления предприятием представлена в Приложении А.
История фабрики «Спартак» начинает свой отсчет с 4 июня 1924 года. С этого дня в Гомеле открылось кондитерское предприятие «Просвет». Первоначально фабрика имела сложную структуру. В нее входили три самостоятельных предприятия: кондитерская фабрика «Просвет», фабрика имени Клары Цеткин, арендованный завод безалкогольных напитков. Наряду с конфетами и пряниками изготовлялись коробки, кульки, конверты, тетради, конторские книги, безалкогольные напитки.
К концу 1924 года фабрика «Просвет» выпускала карамель, конфеты, ирис, мармелад, с 1925 года – еще и халву. Повышенным спросом у покупателей пользовались граненые «Раковые шейки», «Рокс», халва. Производство было приспособлено к выпуску дешевых сортов продукции–до 200 кг карамели в сутки. Уже за первый месяц работы фабрика показала прибыль и доказала свою жизнеспособность.
Со временем на предприятии объединились карамельное, бисквитное, конфетное и другие кондитерские производства в пяти основных цехах, каждый из которых по своей площади и мощности превосходил самые крупные из действующих тогда в Белоруссии кондитерский предприятий.
8 ноября 1931 года на базе фабрики «Просвет» было запущено новое предприятие – Государственный комбинат «Спартак».
С той поры фабрика переживала разные периоды своего развития и ряд реконструкций, наиболее крупная из которых закончилось в начале 80-х годов. В январе 1994 года государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в открытое акционерное общество (ОАО «Спартак»).
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В СП ОАО «СПАРТАК»
3.1 Резервы снижения затрат как способ оптимизации ценовой политики организации
Затраты – это все расходы, которые несет предприятие для осуществления своей деятельности. Стоимостное выражение затрат называется издержками.
К основным характеристикам системы «директ-костинг», раскрывающим данный принцип, следует отнести использование деления затрат на постоянные и переменные для калькулирования себестоимости продукции, оценки запасов и расчета результатов деятельности. По отношению к объему производства различают переменные, постоянные и смешанные затраты.
Директ-костинг можно использовать не только для калькуляции себестоимости, но и для ведения финансово-управленческого учета. Организовать учет по этому методу можно двумя способами:
- вести отдельный учет финансовой и управленческой бухгалтерии;
- интегрировать финансовую и производственную бухгалтерии, а также группировать затраты на счетах 20-29.
Так как предприятиям бывает сложно соединить производственную и финансовую бухгалтерию (у них разные цели и задачи), существует 2 подхода к построению управленческой отчетности:
- традиционный бухгалтерский;
- маржинальный подход, на котором основывается директ-костинг.
Директ-костинг с маржинальным подходом идеально подходит для принятия краткосрочных управленческих решений, а также дает ценную информацию менеджменту для быстрой корректировки стратегии компании.
По данному методу можно проанализировать связь между объемом выпуска продукции и ее себестоимости, валовой выручки, цен реализации и чистой прибыли. Что позволяет рассчитать такие важные показатели, как точка безубыточности, запас финансовой прочности, порог рентабельности производства, а также регулировать ценовую политику.
Используя директ-костинг, руководство компании может вовремя выявить отрицательную динамику маржинального дохода по всей компании или по отдельным видам продукции, услугам, видам работ. Быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка и гибко управлять предприятием.
Так в таблице 3.1 рассчитаем точку безубыточности, запас финансовой прочности, порог рентабельности производства на основе метода директ-костинга.
Из данных таблицы 3.1 видно, что увеличение как постоянных, так и переменных затрат, обуславливается ростом объема производства. Темпы роста объема деятельности составляют 4,12 % за период, а постоянных затрат – 42,15 %. Средняя величина маржинального дохода увеличилась на 11,40 %, что отражает увеличение вклада единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государства с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики и оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Вместе с тем, ценовая политика многих фирм особенно нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки во многом вызваны наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний руководителей в области маркетинга.
Установление окончательного уровня цены наиболее ответственный момент в области ценообразования. Предприятие должно учитывать целый ряд аспектов. Например, психологическое восприятие цены покупателями, его роль важна потому, что покупатели зачастую увязывают цену с таким показателем товара, как его качество, и могут предпочесть более дорогой товар как лучший и престижный.
В настоящее время «Спартак» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции. СП ОАО «Спартак» является крупнейшим в Беларуси производителем кондитерских изделий. Кондитерские изделия, разработанные высококвалифицированными специалистами предприятия, составляют 99,6 % всей номенклатуры продукции.
Можно отметить ежегодный прирост выпуска продукции СП ОАО «Спартак», который в действующих ценах составил 5 515 тыс. руб. в 2020 году. Прирост производства продукции предприятия составил 4,1% в действующих ценах, а в сопоставимых снижение в 2020 году на 2376 тыс. руб. При этом затраты на производство продукции увеличились в 2020 году на 2487 тыс. руб. или на 2,1 %. Это обусловило снижение затрат на 1 руб. произведенной продукции за 2020 год на 0,017 руб. Также можно отметить рост в 2020 году по показателю материалоотдачи. В целом, это свидетельствует о росте эффективности производственной деятельности СП ОАО «Спартак» в 2020 году.
При этом по использованию основных производственных средств СП ОАО «Спартак», среднегодовая стоимость которых увеличилась на 3992 тыс. руб. до 45806 тыс. руб., необходимо отметить снижение фондоотдачи за данный период на 0,15 руб. до 3,04 руб. в 2020 году. А темпы прироста среднегодовой стоимости материальных оборотных средств были заметно более высокими в сравнении с темпами прироста выручки от реализации. Это также позволяет сделать выводы о снижении производственной и коммерческой эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде.
1. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности /А.В. Абрютина. – М, «Финансы и статистика. 2012. – 416 с.
2. Алексеев, А.В. Развитие оптового и розничного рынка / А.В. Алексеев // Маркетинг. – 2017. – № 1. – С. 12-14.
3. Алексеев, А.В. Современный розничный рынок: обретение устойчивости / А.В. Алексеев // ЭКО. – 2019. – № 12. С. 19-23.
4. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: Учебник для магистров / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2020. – 424 с.
5. Балакирев, С. Управление товарным ассортиментом / С. Балакирев // Современная торговля. – 2018. – № 2. – С. 26-33.
6. Белоусова, С.Н. Маркетинг: Учебное пособие /С.Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 314 с.
7. Гарифулин, А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации / А.Ф. Гарифулин // ПЭО: планово-экономический отдел. – 2019. – № 6.
8. Дашков, Л.П., Памбухчиянц, В.К. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2018. – 481 с.
9. Дугина С.И. Маркетинговая ценовая политика: Учеб. пособие. / М.: Дело. – 2015. – 393 с.
10. Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л. А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
11. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. – М.: КНОРУС, 2016. – 298 с.
12. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2016. – 752 c.
13. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
14. Паламарчук, А.С., Паштова, Л.Г. Экономика предприятия / А.С. Паламарчук, Л.Г. Паштова. – М.: Инфра-М, 2015. – 361 с.
15. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. – М.: КНОРУС, 2016. – 120 с.
16. Полещук, И.И., Терештина, В.В. Ценообразование. Учебник. / И.И. Полещук, В.В. Терешина. – Мн., 2014
17. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
18. Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимшанов, О.В. Португалов, В.Е. Новиков и др., Под ред. И.К. Салимисанова. – М., 2017.
19. Яковлев А.А. Некоторые аспекты системы ценообразования на наднациональном рынке / А.А. Яковлев // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 4. С. 111–115.
20. Якубова, Э.В. Розничная и оптовая торговля. Состояние и перспективы / Э.В. Якубова. – Ставрополь, 2012. – 90 с.
Якубова, Э.В. Розничная и оптовая торговля
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях убытках 2018-2019 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах на производство и реализацию продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах на производство и реализацию продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шоколад ручной работы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты