Международные стандарты финансовой отчетности: сущность, состав, применение банками Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Международные стандарты финансовой отчетности: сущность, состав, применение банками Республики Беларусь»
по дисциплине: «Бухгалтерский учет в банках»
2021
45.00 BYN
Международные стандарты финансовой отчетности: сущность, состав, применение банками Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Бухгалтерский учет в банках
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1 Международные стандарты финансовой отчетности: содержание и применение
1.1 Понятие и необходимость МСФО
1.2 Структура и принципы МСФО
2 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь
2.1 Отчетность, составляемая банками по международным стандартам
2.2 Эффективность применения международных стандартов финансовой отчетности
3 Применение национальных стандартов финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь
3.1 Сравнительная характеристика международных и национальных стандартов финансовой отчетности
3.2 Направления совершенствования представляемой финансовой отчетности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Интернационализация экономики требует сопоставимости данных бухгалтерского учета, полученных в разных странах, и, соответственно, возникает необходимость введения международной стандартизации национальных систем бухгалтерского учета. Задача унификации отчетности разных государств решается международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Процессы глобализации систем бухгалтерского учета и интеграции Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество и актуальность внедрения принципов МСФО в национальной экономике. Применение международных стандартов отчетности способствует повышению привлекательности страны для инвесторов, получению доступа к иностранным рынкам капитала, преобразованию системы бухгалтерского учета в сторону точности, прозрачности и ясности, а также эффективному совершенствованию системы управления организацией.
Использование МСФО необходимо по следующим причинам:
Во-первых, формирование финансовой отчетности в соответствии с МСФО – один из важных шагов, открывающих возможность российским организациям выйти на международные рынки капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и управленческой отчетности перед инвесторами. Пока иностранный инвестор не сможет отследить и понять с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, Республика Беларусь останется зоной высокого риска и, соответственно, проиграет другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.
Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, очень информативна и полезна для пользователей.
С самого начала стандарты разрабатываются с учетом потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методологического подхода главным критерием является полезность информации для принятия экономических решений. Неслучайно неотъемлемой частью международных стандартов финансовой отчетности является документ «Основы подготовки и представления финансовой отчетности», который определяет, среди прочего, для кого предназначена отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, которые делают ее полезной для этих пользователей.
1 Международные стандарты финансовой отчетности: содержание и применение
1.1 Понятие и необходимость МСФО
Разработка проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Для нормального функционирования глобальных экономических отношений необходим «универсальный язык бизнесменов». В качестве такого языка был определен бухгалтерский учет и финансовая отчетность, доступные и понятные всем заинтересованным лицам. В настоящее время на базе МСФО сложилась глобальная система бухгалтерского учета. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности. К началу XXI века КМСФО утвердил более 40 стандартов; некоторые из них претерпели за время своего существования по две-три редакции, а отдельные были полностью модернизированы. В настоящее время финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно составляют более 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих более 200 тыс. дочерних и зависимых организаций по всему миру. Ряд государств, в том числе Российская Федерация и Республика Беларусь, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности [3, с. 16].
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это набор международных стандартов бухгалтерского учета, которые определяют, как определенные типы операций и других событий должны отражаться в финансовой отчетности. МСФО публикуются Советом по международным стандартам бухгалтерского учета, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и представлять счета. МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» в бухгалтерском учете, потому что стандарты ведения бизнеса и бухгалтерского учета могут отличаться от компании к компании и от страны к стране.
Цель МСФО – поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать экспертные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать [3, с. 27].
2 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь
2.1 Отчетность, составляемая банками по международным стандартам
В республике Беларусь разработаны нормативно-правовые документы, которые регулируют составление МСФО:
˗ Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 24 «О подписании Соглашения между Министерством финансов Республики Беларусь и Фондом Международных стандартов финансовой отчетности об отказе от авторского права на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2012 г. № 4» [12];
˗ Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 декабря 2015 г. № 1043/20 «Об утверждении Положения о порядке введения в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности» [13];
˗ Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 19 августа 2016 г. № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности» [14];
˗ Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 1119/35 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности» [15].
Состав финансовой отчетности по МСФО, применяемые в Республике Беларусь:
˗ для описания самых общих правил составления и представления финансовой отчетности изначально был принят первый из стандартов – МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Данный стандарт является основополагающим в системе МСФО. Стандарт пересматривался в 1997, 2003 и 2007 гг., отражая принципиальные особенности других стандартов, принимавшихся позднее.
3 Применение национальных стандартов финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь
3.1 Сравнительная характеристика международных и национальных стандартов финансовой отчетности
Прежде чем определить сходства и различия НСБУ и МСФО, расшифруем аббревиатуры и укажем особенности их применения. По сути, НСБУ и МСФО – это стандарты бухучета. НСБУ – белорусские стандарты, а МСФО – международная стандартизация финансовой отчетности.
Белорусские стандарты бухгалтерского учета, или НСБУ в бухгалтерии, – это такое нормативное регулирование, действующие нормы и положения по ведению бухучета и составлению отчетности, которые обязательны к применению всеми белорусскими экономическими субъектами. Иными словами, НСБУ должны применять все организации, в том числе бюджетные учреждения и некоммерческие организации.
Стоит отметить, что для бюджетников Минфин разработал отдельные положения и инструкции по ведению бухучета. Назначение НБУ – стандартизировать порядок ведения бухучета в Республике Беларусь, отдельно для коммерции и для бюджета.
Международные стандарты финансовой отчетности, или МСФО, – это концептуальные правила подготовки и составления отчетности, которые используют компании международного уровня. Например, если организация использует иностранные капиталы и инвестиции, имеет зарубежные филиалы либо предприятие самостоятельно инвестирует в иностранный бизнес. Также МСФО должны применять компании, акции которых представлены для реализации на зарубежных рынках и биржах ценных бумаг. Это правило действует и в отношении иностранных корпораций, чьи акции реализуются на биржах.
Ключевое отличие НСБУ от МСФО в том, что белорусская стандартизация больше нацелена на документальное оформление, а международная – на экономическое содержание операций. Несмотря на то, что Минфин одобрил применение МСФО для составления бухгалтерских отсчетов на территории Республики Беларусь, контролирующие органы – бухотчетность, составленную по международным правилам, не примут.
В то же время иностранные партнеры или инвесторы не захотят знакомиться с отчетами, которые предусмотрены белорусским законодательством. Все дело в том, что прибыль по МСФО и НСБУ – это совершенно разные экономические показатели. И различие этих терминов не только в показателе прибыли и формате операций.
Заключение
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1 Финансовая отчетность, составленная в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, еще не в полной мере обеспечивает возможность предоставления полной, раскрытой и прозрачной информации инвесторам и другим пользователям, что требует ее реформирования.
Внедрение МСФО – один из элементов международной привлекательности как предприятия, так и экономики страны в целом. Необходимость применения международных стандартов связана с потребностью организации в иностранных инвестициях, выходом на международные финансовые рынки, развитием бизнеса, что предъявляет современные требования к отчетности.
2 Введение международных стандартов требует определенных изменений как в нормативной базе, так и в системе бухгалтерского учета в целом. Кроме того, процесс перехода связан с наличием определенных рисков для национальной системы бухгалтерского учета (системные риски, риск множественного учета, сужение рынка аудиторских услуг).
Особенности внедрения МСФО в систему бухгалтерского учета Республики Беларусь заключаются в разработке национальных стандартов финансовой отчетности на основе МСФО, исторически установленной целевой направленности отчетности, возможности применения определенных стандартов в действующей системе бухгалтерского учета. опережает банковский сектор в применении МСФО и др.
В современных динамично развивающихся условиях социально-экономического развития Республики Беларусь значение информационных ресурсов неуклонно растет, при этом возрастает информационная нагрузка по раскрытию информации, содержащейся в основных формах отчетности; Принципиальных различий между национальными правилами бухгалтерского учета и МСФО в принципах формирования финансовой отчетности нет; существующие различия в национальных и международных стандартах бухгалтерского учета можно исправить в процессе приведения национальных стандартов в соответствие с МСФО.
3 Составление финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО позволяет предоставлять точную, прозрачную и полезную информацию о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках широкому кругу людей для принятия управленческих, инвестиционных и других решений, хотя это потребует определенной трансформации существующей системы отчетности.
1 Агеева, О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник для бакалавров / О.А. Агеева, А.Л. Ребизова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 447 c.
2 Адаменко, А.А. Научное развитие зарубежной методики учета / А.А. Адаменко А.С. Ткаченко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2016. – № 3. – С. 297-303.
3 Бабаев, Ю.А. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 398 c.
4 Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25 окт. 2000 г., № 441-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 191 c.
6 Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика – 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. – М.: Дашков и К, 2016. – 920 c.
7 Заяц, Д. Утром – МСФО, вечером - инвестиции / Д. Заяц // Деловая газета [Электронный ресурс]/ Финансы. – Режим доступа: http:// bdg.by/news/finance/3293.html.
8 Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. – М.: КноРус, 2019. – 416 c.
9 Литвиненко, М. И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми стандартами: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / М. И. Литвиненко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. –504 с.
10 Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2018. – 350 c.
11 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З (ред. от 04.06.2015) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», НЦПИ РБ. – Минск, 2021.
12 О подписании Соглашения между Министерством финансов Республики Беларусь и Фондом Международных стандартов финансовой отчетности об отказе от авторского права на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2012 г. № 4 в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 24 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13 Об утверждении Положения о порядке введения в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 декабря 2015 г. № 1043/20 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14 О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 19 августа 2016 г. № 657/20 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15 О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 1119/35// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты