ВВЕДЕНИЕ
Процесс приватизации в современном мире считается составной частью институциональных изменений, которые сопровождают демократические реформы. Достижения Республики Беларусь на пути построения правового, демократического, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых основное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.
Приватизация в разных странах в зависимости от развития рыночной инфраструктуры, доли государственной собственности в экономике, эффективности государственного регулирования экономики и так далее проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности.
Приватизация, разгосударствление, поддержка предпринимательства и развитие конкуренции являются главными направлениями формирования рыночной экономики Республики Беларусь.
В этой связи, в условиях перехода РБ к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в РБ, выявить задачи и особенности приватизации в РБ, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Объектом исследования курсовой являются приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь.
Предмет исследования – процессы разгосударствления и приватизации государственного имущества Республики Беларусь.
Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в Республике Беларусь.
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность приватизации и разгосударствления , цели и эффективность приватизации , методы и способы приватизации;
- проследить за приватизацией в Республике Беларусь ;
- оценить проблемы и перспективы расширения рыночного сектора в экономике Республики Беларусь.
Главными элементами рыночного механизма являются акционерная форма хозяйствования и конкуренция между хозяйственно самостоятельными производителями.
В современных условиях, когда высока конкуренция, производитель должен выпускать продукцию, которая удовлетворяет требованиям
1. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: ИХ ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
1.1 Сущность приватизации и разгосударствления
Разгосударствление и приватизация государственной собственности – одно из важнейших условий структурной перестройки экономики и привлечения инвестиций в производственный комплекс республики [4, c.333–341].
Приватизацию можно считать центральным пунктом всех реформ, которые проводятся в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десять лет прослеживается общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
Приватизация (от англ. private – частный, единичный) означает смену государственной формы собственности частной (приватной). Наравне с установившимся ее пониманием, приватизация – это процесс передачи объектов, определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, существует более широкое определение.
Согласно последнему более широкому определению приватизация охватывает и приватизацию привилегий, монополию какого–либо права, предложение услуг, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм хозяйствования [13, c.34].
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться [10, c.63].
Выделим главные цели приватизации:
− развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые;
2. ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ И ДИНАМИКА ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Приватизация в Республике Беларусь
Основными целями приватиазации в Республике Беларусь, можно считать следующие:
1. создание хозяйставенно–правовых условий для эффектиавной работы отдельнаых предприаятий и национаальной экономиаки в целом, содейставие структуарной перестраойке и активизаации инвестиационного процесса, повышенаию на этой основе жизненнаого уровня населенаия;
2. формироавание новых форм собствеанности: частной и смешаннаой. Господство частной собствеанности обеспечаивает формироавание основных черт рыночной экономиаки – это свобода выбора и предприанимательства, личный интерес к максимиазации прибыли; конкуреанция, новые; распредаелительные отношенаия; ограничаение государаственного вмешатеальства в хозяйставенные процессы Все это вместе способсатвует формироаванию новых произвоадственных отношенаий;
3. развитие конкуреантной среды и предприанимательской деятельаности, содейставие демонопаолизации народноаго хозяйстава, формироавание активной трудовой и хозяйставенной мотивацаии;
4. уменьшеание расходов на государаственное управлеание (сокращааются субсидии, админисатративных расходов, дефицит госбюджаета);
5. формироавание новых экономиаческих отношенаий, построеанных на многообаразии форм собствеанности, самостоаятельности произвоадителей товаров и услуг, достижеание оптималаьной структуары форм собствеанности как экономиаческой базы социальано ориентиарованного рыночноаго хозяйстава;
6. сокращеание вмешатеальства государаства в экономиаческие процессы и улучшенаие финансоавого состоянаия экономиаки;
7. становлаение слоя частных собствеанников (среднего класса).
Конечной целью приватиазации является формироавание эффектиавного рыночноаго механизама управлеания произвоадством, основананого на конкуреанции экономиачески свободнаых товаропароизводителей, которые самостоаятельно, с учетом социальано–экономиаческой эффектиавности и целесооабразности определаяют пути и способы регулираования финансоавых отношенаий и реализаации продукцаии в соответаствии с действиаем законов спроса и предложаения.
В последнаие годы в социальано–экономиаческом развитии Республики Беларусь произошали очевиднаые позитиваные измененаия в области определаения правил ведения бизнеса, направлаенные на улучшенаие делового
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ РЫНОЧНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Проблемы приватизации в Республике Беларусь.
Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей стратегии приватизации. В настоящее время политика приватизации сведена к приватизации отдельных предприятий. За последние несколько лет много аукционов приватизации закончились безрезультатно [2].
Отдельные государства живут и развиваются в оригинальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отличительные черты имеет и белорусская приватизация, которой посвящена обширная литература. Именно они объясняют те трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты.
Во–первых, приватизация и другие реформы проводились в РБ без предварительной разработки хоть какой–то программы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены.
Во–вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в обществе и государстве. Представители довольно–таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.
В–третьих, параллельно с приватизацией Беларусь осуществляла переход к новой общественно–политической формации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами.
В–четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.
В–пятых, и это, пожалуй, главное, ранее при советской власти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнедеятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватизация имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно–коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, место государственных организаций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В политической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утвердилось идеологическое многообразие, возникли и действуют многочисленные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия.
Разгосударствление – это процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности. При разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам части права собственности – права пользования и права владения. В свою очередь, приватизация – это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, т. е. частную собственность. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы – право непосредственного правления ими.
Главная задача приватиазации лежит в институациональной сфере (так называеамая системнаая цель). Приватизация и измененаие формы собствеанности помогают создать экономиаческую среду и институаты рыночной экономиаки. В отличие от плановой экономиаки, в рыночной экономиаке предприаятия стараютася увеличиать эффектиавность и максимиазировать прибыль. Эти стимулы должны быть поддержааны правовой структуарой, которая стимулиарует конкуреанцию в частном секторе.
В мире существуют два основных метода к решению проблемы приватизации собственности – возмездный (платный) и безвозмездный.
В Республике Беларусь процесс разгосуадарствления – это процесс формироавания многоукаладной, смешаннаой экономиаки, децентраализация управлеания, освобожадение государаства от функций прямого хозяйставенного управлеания. Однако разгосуадарствление не означает, что государаство перестаает играть важную роль в рыночной экономиаке, уменьшааются лишь масштабы государаственного предприанимательства.
В январе 2016 года сумма по биржевым сделкам меньше суммы по внебиржевым сделкам с акциями в 57 раз. Основным видом внебиржевой сделки было дарение.
Анализиаруя опыт других стран, можно сделать вывод, что наиболее жизнеспаособными и эффектиавными в совремеанном сельскоахозяйственном секторе экономиаки большинаства рыночных стран являются акционеарные общества, сельхозакооперативы, совместаные сельскоахозяйственные предприаятия, фермерсакие хозяйстава.
1 Базылев, Н. И. Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев, С. П. Гурко; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 3–е изд. – Минск: БГЭУ, 2001. – 637 с.
2 Беларускi бiзнэс // Экономика [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://economics.bel.biz/news/privatizacia bel. – Дата доступа: 08.11.2016.
3 Гапеева, О. П. Приватизация и частное предпринимательство в Беларуси – возможности международного сотрудничества / Гапеева О. П. // Европейский диалог с белорусским обществом о модернизации: материалы Варшавской конференции, Варшава, 16 апр. 2014 г. / Варшава, 2014. – 22 с.
4 Давыденко, Л.Н. Экономическая теория / Л.Н.Давыденко – Минск: Выш. шк., 2007. – 352 с 333–341
5 Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2014 годы // Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.gki.gov.by/activity_branches/estate/eref/. – Дата доступа: 10.12.2016.
6 Кажуро, Н. Я. Основы экономической теории: учеб.пособие / Н. Я Кажуро. – Минск: Мисанта, 2003. – 672 с.
7 Выпуск облигаций. Корпоративные ценные бумаги // БелВЭБ [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.bveb.by/corporate/securities–transactions/ corporate–securities/. – Дата доступа: 10.12.2016
8 Колганов, А.И. Экономическая компаративистика / А.И Колганов. – М.: 2011. – 746 с. 516–527
9 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – 3–е изд. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 702 с.
10 Лобкович, Э. И. Экономическая теория: системный курс: учебн. пособие / Э. И. Лобкович. – Минск: Новое знание, 2000. – 661 с.
11 Луссе, А. Макроэкономика: учеб.пособие / А. Луссе – 2–е изд. – Санкт–Петербург: Питер, 2001. – 240 с.
12 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2–е изд.; под общ.ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.
13 Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ.ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
14 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
15 Микро– и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ.ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с.
16 Облигации // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: www.minfi n.gov.by. – Дата доступа: 10.12.2016
17 О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: ЗаконРесп. Беларусь, 16 июля 2010 г., № 172–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
18 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4. – Минск: Амалфея, 2010. – 11 с.
19 О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2103–XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
20 Павловская, В. П. Основы приватизации: учебно–методическое пособие / В.П. Павловская, Л.П. Булыгина; под ред. В. П. Павловской. – Брест, 2004. – 100 с.
21 Приватизация // [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/investors/investoram–klimat/privatizaciya. – Дата доступа: 08.11.2016.
22 Приватизация в Республике Беларусь 2015 год // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа:
http://www.investinbelarus.by/ru/press/news/d4f1cfd43bd351ab.html. – Дата доступа: 06.02.2016
23 Реформирование государственной собственности // C.С. Рябова [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.gki.gov.by /ru/ activity_ branches–estate–eref/. – Дата доступа: 10.12.2016
24 Сумцова, Н. В. Экономическая теория: учебник для вузов / Н. В. Сумцова, Л. Г. Орлова; под ред. Н. В. Сумцовой, – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 655 с.
25 Торги // ОАО Белорусская валютно–фондовая биржа [Электронный ре–сурс]. – 2016. – Режим доступа:
http://bcse.by/ru/overcountermarket/landing – Дата доступа: 17.02.2016.
26 Чепурин, М. Н. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева; под ред. М. Н. Чепурина. – Киров: АСА, 2006. – 832 с.
27 Этапы реформирования государственной собственности в Республике Беларусь // C.С. Рябова [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/157495/1/%D0%A0%D1%8F%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA16–330–337.pdf. – Дата доступа: 10.12.2016