ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАССЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции рассчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Принципы организации системы расчетов. Виды платежных операций
1.3 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАССЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц
2.3 Осуществление валютно-обменных операций с участием физических лиц
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ БАНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Банковская система является необходимой составляющей экономики каждой страны, это важнейший проводник государственной экономической политики во все сферы экономики. И именно благодаря её взаимосвязям со всеми секторами экономики банковская система во все времена имела большое значение. В условиях перехода к рынку в банковскую систему Республики Беларусь внеслись элементы конкуренции, обеспечивается ориентация банков на универсальный характер предоставления услуг, комплексное обслуживание клиентуры, диверсификация операций.
Совершенствование экономического механизма предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания юридических и физических лиц. Рост платежного оборота и обусловленный им рост издержек об-ращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек денежного обращения и сокращения трудовых затрат.
Данная проблема не может быть решена при массовом использовании существующих форм денег, так как в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обуславливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивающих непрерывность цепи расчета и затрудняющих контроль за своим движением. Один из основных путей ее решения – это использование, так называемой, «безбумажной» технологии на основе передового опыта развитых стран в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и создания специализированных технических устройств для их автоматической обработки.
Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития расчетно-кассового клиентов банка в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАССЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции рассчетно-кассовых операций коммерческого банка
По мнению О.И. Лаврушина, расчетно-кассовые операции – это ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, поэтому функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении в стране за определенный период времени в наличной и безналичной формах средств. Это характеризуется понятием «денежный оборот» [7, c. 125].
Под денежным оборотом Г.Н. Белоглазова понимает совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, которые выступают в функции средства обращения и средства платежа. Все безналичные и часть налично-денежных платежей связанны, главным образом, с оплатой труда [3, с. 140].
Все специалисты в области банковского дела осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям. Между тем такие ключевые понятия, как «расчёты» и «платежи» до сих пор не имеют в нашей литературе однозначных и убедительных трактовок. Характерными в этом смысле можно считать следующие тезисы, принадлежащие Белову В.А.:
1. Безналичные расчеты представляют собой процесс погашения (прекращения) денежных обязательств без использования денег не исполнением обязательств в форме передачи денег, а иным способом – без передачи какого-либо имущества вообще, в том числе денег без применения наличных денег, а именно путем зачета сторонами сделки взаимных требований, отказа от реализации
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАССЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
Порядок проведения расчетно-кассовых операций юридических лиц регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. Основным документом, регулирующий банковскую деятельность в целом и расчетно-кассовые операции в частности, является Банковский кодекс Республики Беларусь [1].
Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Банковский кодекс Республики Беларусь содержит статьи о расчетных банковских счетах, порядке заключения договоров текущего (расчетного) банковского счета, операции по данному счету, размер начисляемых по нему процентов, сроки осуществления операций, а также ответственность банка за задержку зачисления на текущий счет денежных средств необоснованное их списание и прекращение обязательств по договору.
В статьях 198, 199, 200, 212, 215 Банковского кодекса Республики Беларусь находит отражение информация о договорах текущего (расчетного счета), контокоррента, договора карт-счета. Раздел 8 определяет понятие и формы безналичных расчетов, обязательства банка и их прекращение.
Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 16.01.01 № 14 «Об операциях банков» устанавливает, что банки вправе в рамках имеющихся лицензий, согласий, разрешений Национально-го банка Республики Беларусь осуществлять при наличии лицензии на рас-четно-кассовое обслуживание клиентуры операции по открытию и ведению банковских
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ БАНКА
Анализ развития процесса автоматизации банковского обслуживания клиентов показывает существенное расширение практики использования автоматизированных банковских систем, как в процессе кредитования, так и осуществления расчетов. Банки получили возможность использовать электронные перечисления вместо бумажных платежных средств. Внедрение подобных систем на практике связано с решением ряда проблем.
Во-первых, это проблемы организационно-технического характера. При этом необходимо учитывать, что наряду с преимуществами электронных систем платежей по сравнению с другими методами платежа, они должны обеспечивать конфиденциальность, приватность сделок и операций, аккуратное выполнение операций и предоставлять клиенту выбор метода платежа.
Во-вторых, это юридические вопросы функционирования электронных платежных систем. Большинство индустриально развитых стран Запада до сих пор не имеют специальных законов и положений, регулирующих электронные платежи, используют законы, относящиеся исключительно к чековому и налично-денежному обращению.
В-третьих, это проблема надежности компьютерных систем.
Развитие электронных платежных систем требует привлечения квалифицированных специалистов – аналитиков, программистов и других служащих. В этой связи все большее значение приобретают вопросы обучения и переквалификации работников банка.
Компьютеризация банковских систем имеет принципиальное значение не только для потребителей – клиентов банков, самих банков, финансово-кредитной системы страны, но и для экономики в целом, поскольку современная банковская система, имеющая тесные связи со всеми отраслями, сек-торами экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие последней.
В настоящее время в Республике Беларусь существуют следующие способы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расчетно-кассовые операции – это ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Коммерческий банк заинтересован в привлечении в стране за определенный период времени в наличной и безналичной формах средств. В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется расчетно-кассовым подразделением (управлением).
Население постоянно прибегает к различным банковским услугам, которые банки предоставляют на рынке розничных банковских услуг. Рынок банковских розничных услуг многообразен. Условно их можно разделить на депозитные, кредитные, услуги по расчетно-кассовым операциям, включая расчетные операции с использованием различных инструментов, услуги по валютно-обменным операциям, по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с ценными бумагами, консультационно-информационные услуги.
Порядок проведения расчетно-кассовых операций физических лиц регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. Основным документом, регулирующий банковскую деятельность в целом и рас-четно-кассовые операции в частности, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Банковский кодекс Республики Беларусь содержит статьи о расчетных банковских счетах, порядке заключения договоров текущего (расчетного) банковского счета, операции по данному счету, размер начисляемых по нему процентов, сроки осуществления операций, а также ответственность банка за задержку зачисления на текущий счет денежных средств необоснованное их списание и прекращение обязательств по договору.
Организация кассовых операций включает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь, а также контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций. Для осуществления кассового обслуживания
1 Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З; в ред. Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – 2/219.
2 Банковское дело: Кассовые операции коммерческого банка: учеб. / под ред. Г.Г. Корбовой. – М.: Инфра-М, 2012. – 489 с.
3 Банковское дело: учебник / под. ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 592 с.
4 Белов, В.А. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов / В.А. Белов // Банковское дело. – 2014. – №12. – с. 17–21.
5 Гамзунов, А. Рынок банковских услуг: конкуренция по качеству / А. Гамзунов // Банк. Весник. – 2015. – №4. – С. 24-32.
6 Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова. – Минск: БГЭУ, 2011. – 448 с.
7 Лаврушин, О.И. Организация и планирование кредита / О.И. Лаврушин. – М.:Финансы и статистика, 2012. – 320 с.
8 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1; в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – 1/10418.
9 Об операциях банков: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 16 января 2001 г. № 14; в ред. Постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 2 мая 2001 г. № 128 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – 8/4911.
10 Об утверждении Инструкции о банковском переводе: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66; в ред. Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25 ноября 2014 г. № 716 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – 8/5770.
11 Об утверждении Инструкции о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 февраля 2011 г. № 35 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – 8/23362.
12 Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 № 34; в ред. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 843 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2013. – 8/26811.
13 Об утверждении Инструкции по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 211; в ред. Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 760 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – 8/15627.
14 Осипов, В. Банковская система Беларуси: актуальные проблемы взаимодействия с реальным сектором экономики / В. Осипов // Директор. – 2015. – №7. – с. 16-19.
15 Полегошко, Т.И. Реализация Концепции развития розничных банковских услуг / Т.И. Полегошко // Банкаўскі веснік. – 2015. – № 3. – С. 11-16.
16 Полищук, А.И. Новые банковские продукты / А.И. Полищук // Банковское дело. – 2015. – № 9. – С. 18-25.
17 Сац, Л.П. Банковский сектор: ситуация стобальная / Л.П. Сац // Экономика Беларуси. – 2015. – № 1. – С.19-25.
18 Статистический бюллетень Национального банка Республики Беларусь; под ред. Корытько В.В.// Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – № 2. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/bulletin/Stat_Bulletin_2016_02.pdf. – Дата доступа: 14.04.2016.
19 Унгур, Д. Розничные платежные системы / Д. Унгур // Банкаускi веснiк. – 2015. – № 6. – С. 23-27.