Аудиторский независимый контроль в системе финансового контроля Республики Беларусь и направления его совершенствования
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Аудиторский независимый контроль в системе финансового контроля Республики Беларусь и направления его совершенствования»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Аудиторский независимый контроль в системе финансового контроля Республики Беларусь и направления его совершенствования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Аудиторское заключение.
Поделиться
Введение
1 Аудит как форма финансового контроля
1.1 Сущность, принципы, классификация аудита и сравнение с другими формами контроля
1.2 Государственное и правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь
1.3 Современное состояние аудиторской деятельности в Республики Беларусь
2 Основные направления проведения аудита в Республике Беларусь
2.1 Организация и планирование аудита
2.2 Методика сбора и получения аудиторских доказательств
2.3 Документальное оформление результатов аудита
3 Направления совершенствования аудита в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Контроль является одной из важнейших функций управления и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и эффективности. Одним из видов финансового контроля является аудиторский контроль.
Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными аудиторскими организациями или индивидуальными предпринимателями аудиторами, имеющими лицензию на указанный вид экономической деятельности, с целью выражения независимого мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторский контроль является независимым и представляет интересы всех пользователей финансовой отчетности.
Аудит представляет собой независимую экспертизу финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности организации, которая завершается составлением аудиторского заключения.
Сущность аудиторской деятельности заключается в том, что она является предпринимательской деятельностью аудиторских фирм или аудиторов, которые предлагают клиентам услуги по независимой проверке финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, оказанию различных профессиональных услуг и консультаций, ведению и восстановлению бухгалтерского учета, оценке активов и обязательств организации, составлению налоговой декларации, проведению экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Необходимость аудита на сегодняшний день уже ни у кого не вызывает вопросов. Для повышения эффективности работы организациям необходимо доверие со стороны клиентов, кредиторов и инвесторов. Все больше отечественных компаний выходят на внутренние и/или международные финансовые рынки, успешно привлекая финансирование. В этих условиях основополагающее значение имеет укрепление доверия инвесторов.
Вся вышеизложенная информация свидетельствует об актуальности и значимости темы курсовой работы «Аудиторский (независимый) контроль в системе финансового контроля Республики Беларусь и направления его совершенствования».
1 Аудит как форма финансового контроля
1.1 Сущность, принципы, классификация аудита и сравнение с другими формами контроля
Аудит возник и развивался в контексте общей концепции контроля распоряжения и управления имуществом, которая насчитывает не менее шести тысяч лет. Правительствам древних государств приходилось заниматься учетом доходов и расходов, сбором налогов. При этом необходим был контроль, включающий аудит, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных и нечестных чиновников.
В Римской республике государственные финансы находились под контролем сената, а государственный бюджет проверялся штатом аудитором под наблюдением казначей.
В англоязычных странах самые древние из дошедших до нас учетных документов и упоминаний об аудите – это Архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130 годом.
Первый законодательный акт, положивший начало юридическому закреплению сложившейся аудиторской практики, в Великобритании был издан в 1844 году. В соответствии с данным документом компании при их создании должны пройти регистрацию, получая при этом статус акционерного общества.
Акт 1900 г. впервые ввел требования о независимости аудиторов.
Акт 1929 г. возложил на директоров компаний работу по выявлению ошибок и случаев мошенничества, допущенных при составлении финансовой отчетности.
Акт о компаниях 1948 г. – основной фундаментальный закон, подытоживший более чем столетнюю английскую аудиторскую практику. Многие его положения, установки и требования сохранили свое значение и а наши дни.
Акт 1967 г. дополнил Акт о компаниях 1948 г. следующим требованием: «…директора компаний в интересах акционеров должны придерживаться более детального раскрытия бухгалтерской информации».
Акт 1976 г. детально оговаривает вопросы, связанные с незнанием, смещением, отставкой, уровнем квалификации аудиторов, а также их права и обязанности.
Акт 1980 г. установил новую классификацию компаний на частные и государственные.
Акт 1981 г. ввел концепцию модифицированной отчетности для малых и средних компаний.
Акт о компаниях 1985 г. – в нем сведены воедино (одновременно изъяты все устаревшие и со временем отжившие) акты о компаниях 1943-1981 гг.
2 Основные направления проведения аудита в Республике Беларусь
2.1 Организация и планирование аудита
Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудита, стоимости его проведения, заключение договора оказания аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство исполнителя о согласии на проведение аудита. Письмо-обязательство направляется заказчику с целью подтверждения правильности понимания им условий предстоящего договора. Договор оказания аудиторских услуг должен отвечать требованиям Гражданского кодекса Республики Беларусь [6] и Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» [27].
По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель с одной стороны обязуется оказать аудиторские услуги и (или) выполнить профессиональные услуги по заданию другой стороны (заказчика), заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договор считается заключенным, если между сторонами в простой письменной форме (есть еще нотариальная и устная форма заключения сделки) достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В тексте договора указываются следующие существенные условия:
предмет договора;
сроки оказания аудиторских услуг:
права и обязанности сторон;
ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных этим договором;
порядок разрешения споров;
порядок соблюдения конфиденциальность;
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашению.
Договор должен быть подписан сторонами и скреплен печатью. Исполнитель обязан вести регистрацию заключенных договоров в книге регистрации заключенных договоров оказания аудиторских услуг [8, с. 116].
Аудитор должен тщательно планировать, контролировать свою деятельность, вести ее учет. Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, и осуществляется в соответствии с Национальные правила аудиторской деятельности «Планирование аудита», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4.08.2000 г. № 81 (с изм. и доп. 14.01.2021 г. №6) (НПАД) [18].
3 Направления совершенствования аудита в Республике Беларусь
В качестве направлений совершенствования аудита в Республике Беларусь предлагаем рассмотреть преимущества и необходимость аудита эффективности [10, с. 14].
Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия.
Целью аудита эффективности является определение экономичности (экономия средств исходя из достигнутых результатов, продуктивности (соотношение затрат и результатов т.е. сколько было затрачено на единицу результата) и результативности (конечный социально-экономический эффект).
Аудит эффективности берет свое начало с 1977г., когда на Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля была принята Лимская декларация. В этой декларации были определены основные принципы внутреннего и внешнего финансового контроля, где под внутренним аудитом подразумевался аудит эффективности. Согласно Лимской декларации руководящих принципов аудита (The Lima Declaration of Guidelines on AuditingPrecepts), аудит представляет собой «неотъемлемую часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов». Согласно стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI),аудит эффективности включает в себя:
1. аудит экономичности административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с правильными административными принципами и практиками;
2. аудит эффективности использования человеческих, финансовых и иных ресурсов, включая проверку информационных систем, систем показателей измерения деятельности мониторинга, а также процедур для устранения обнаруженных несоответствий и недостатков;
3. аудит результативности деятельности в части достижения проверяемой программой заданных целей, а также аудит влияния, то есть сравнение фактического влияния той или иной программы или политики с запланированным.
Стандарты Лимской декларации руководящих принципов контроля INTOSAI рекомендуют аудит эффективности использовать параллельно с традиционным контролем целевого использования государственных средств, оценивая конечные результаты осуществляемых государством расходов. Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и регионального секторов экономики и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми потоками в экономике общественного сектора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1 В условиях функционирования организаций при рыночной экономике наиболее приемлем интенсивный путь их развития, сочетающий предприимчивость, практичность с инициативой, дисциплинированностью и ответственностью. При этом особое значение приобретает контроль. В Республике Беларусь Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь от 16 окт. 2009г. № 510 (с изм. и доп. от 06.07.2021 г. №260) закреплены следующие формы контроля: проверка, мониторинг и аудит.
Аудит – это предпринимательская деятельность, заключающаяся в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией. Результатом аудита при этом является выражение мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Аудит является формой независимого контроля.
В экономических источниках выделяют три этапа становления аудита в Республике Беларусь. Необходимость в проведении аудита возникла в связи с потребностью инвесторов в достоверной информации об объекте инвестиций.
Аудит может быть обязательным и инициативным. Необходимость обязательного аудита обусловлена организационно-правовой формой организации и закреплена в Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Аудит осуществляется в соответствии со следующими принципами: независимости, конфиденциальности, профессиональной компетенции, профессионального поведения.
Основное отличие аудита от других форм контроля, это то, что он является независимым от руководства организации.
2 Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь.
Аудиторскую деятельность вправе осуществлять аудиторы, имеющие квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская деятельность регламентируется в Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 г. №56-З (в ред. от 17.07.2017 №52-З) и Национальными правилами аудиторской деятельности, текст которых размещен на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.
1 Аудит: понятие, сущность, виды [Электронный ресурс] 2021. Режим доступа: https://be5.biz/pravo/p029/66.html.
2 Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. Минск : Выш. шк., 2013. 543 с.
3 Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 октября 2000 г. №441-З: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Респ. 12 октября 2000 г.( с изм. и доп. от 30.06.2020 г. №36-З) // Режим доступа: http://etalonline.by/.
4 Витун, С.Е. Финансы организаций: учеб. пособие / Витун С.В., Чигрина В.И. // [Электронный ресурс] 2021. Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/finansi_org/3-printsipy-organizatsii-finansov-predpriyatiya.
5 Газарян, А.В. Планирование аудита годовой отчетности [Электронный ресурс] 2021. Режим доступа: http://www.mcd-pkf.com/publication /audit/publ_28.html.
6 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-3 (в ред. от 05.01.2021 г. №95-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
7 Данилкова, С.А. Ревизия и контроль: учеб. пособие / С.А. Данилкова. Минск: РИПО, 2014. – 539 с.
8 Данилкова, С.А. Аудит: учеб. пособие / С.А. Данилкова. Минск: Но-вое знание, 2016. – 685 с.
9 Итоги аудиторской деятельности за 2020 год [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/ market_indicators/doc/d7176fe4812a4b2c.html/.
10 Иванова, Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике : учеб. пособие для вузов / Е.И. Иванова, М.В. Мельник, В.И. Шлейников ; под ред. С.И. Гайдаржи. М.: КноРус, 2009. 328 с.
11 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : закон Респ. Беларусь от 06 янв. 2021 г. № 91-З // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. — 2021. — Режим доступа: http://etalonline.by/.
12 Лемеш, В. Н. Аудит : пособие / В. Н. Лемеш. Минск : Амалфея, 2016. 291 с.
13 Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум : учеб. пособие для вузов / В.Н. Лемеш. Минк : Изд-во Гревцова, 2010. 424 с.
14 Национальные правила аудиторской деятельности [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
15 Национальные правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» от 28.06.2017 г. №18 (с изм. и доп. 14.01.2021 г. №6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
16 Национальному правилу аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита» от 26.10.2006 г №114 (с изм. и доп. 14.01.2021 г. №6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
17 Национальные правила аудиторской деятельности «Специальные аудиторские задания и иные задания, обеспечивающие уверенность» от 30 дек. 2013 г. №93 (с изм. и доп. 14.01.2021 г. №6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
18 Национальные правила аудиторской деятельности «Планирование аудита», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4.08.2000 г. № 81 (с изм. и доп. 14.01.2021 г. №6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
19 Национальные правила аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2001 г. № 24 (с изм. и доп. 14.01.2021 г. №6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
20 Национальные правила аудиторской деятельности Республики Беларусь «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 2008 г. № 203 (в ред. от 14.01.2021 № 6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Ре-жим доступа: http://minfin.gov.by/.
21 Национальные правила аудиторской деятельности Республики Беларусь «Выборочный способ и другие способы тестирования в аудите», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 09 июля 2001 г. № 77 (в ред. от 14.01.2021 № 6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
22 Национальные правила аудиторской деятельности Республики Беларусь «Аудиторские доказательства», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 окт. 2000 г. № 114 (в ред. от 14.01.2021 № 6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
23 Национальные правила аудиторской деятельности Республики Беларусь «Аналитические процедуры», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 07 февр. 2001 г. № 9 (в ред. от 14.01.2021 № 6) // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/.
24 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : пост. М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 12.2013 г., № 80 // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
25 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 г. № 104 (в ред. от 22.12.2018 г. №74) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
26 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10. 2014 г. №69 (в ред. от 10.08.2018 № 23) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
27 Об аудиторской деятельности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. №56-З (в ред. от 17.07.2017 №52-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
28 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009г. № 510 (с изм. и доп. от 06.07.2021 г. №260) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
29 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г., № 57-З (в ред. 17 июня 2017 г. № 52-3) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
30 Пупко, Г.М. Аудит и ревизия : учеб. для вузов / Г.М. Пупко. Минск: Книжный Дом, 2005. 512 с.
31 Резниченко, С.М. Современные системы внутреннего контроля : учеб. пособие для вузов / С.М. Резниченко, М.Ф. Сафонова, О.И. Швырева. Ростов нД : Феникс, 2016. 510 с.
32 Расчет аудиторского риска [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/.
33 Финансы и финансовый рынок : учеб. для вузов / [О.А. Пузанке-вич, Е.Ф. Киреева, Т.И. Вуколова и др.] ; под ред. О.А. Пузанкевич. Минск : БГЭУ, 2016. 415 с.
34 Финансы : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. Минск : БГЭУ, 2016. 259 с.
35 Четыркин, Е.М. Выборочные методы в аудите : учеб.-практ. пособие / Е.М. Четыркин, Н.Е. Васильева. М.: КНОРУС, 2016. 132 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Аудиторское заключение.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты