Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Денежно-кредитная политика: её цели и основные методы
1.1 Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики
1.2 Основные методы и виды денежно-кредитной политики
2 Анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
2.1 Инструменты регулирования денежно-кредитной политики, политика учётной ставки и изменение норм обязательных резервов
2.2 Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
3 Особенности денежно-кредитной политики и направления её совершенствования в Республике Беларусь на современном этапе
3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
3.2 Направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире денежно-кредитная политика любого государства является одним из самых мощных рычагов макроэкономического регулирования национальной экономики. Исторически это одна из первых форм экономического регулирования. Возможности денежно-кредитной политики проявились во время мирового экономического кризиса 30-х годов. Теоретические исследования подтвердили зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных. Таким образом, изменение количества денег в обращении может повлиять на процессы производства, обмена и потребления. Инфляция после Второй мировой войны была вызвана экспансионистской денежно-кредитной политикой при низких процентных ставках, а ограничительная политика выявила признаки сдерживания.
Последовательная и сбалансированная денежно-кредитная политика является наиболее важным аспектом управления экономикой, от которого во многом зависит устойчивое развитие экономической системы.
Теоретические и методологические исследования по содержанию, реализации государственной денежно-кредитной политики и проблемам денежно-кредитного регулирования экономики позволили выявить многие аспекты и разнообразие этих категорий. Их взаимосвязи с другими методами государственного регулирования экономики также разнообразны: финансовая политика, денежно-кредитная политика и т. д.
Денежно-кредитная политика является основным средством достижения баланса в экономической системе. Исходя из этого, необходимо отметить актуальность обсуждаемой темы, поскольку эта проблема считается очень важной для экономики Республики Беларусь. Поскольку реализация многочисленных программ экономического и социального развития страны, социальной защиты населения, урегулирования различных экономических процессов зависит главным образом от проведения денежно-кредитной политики центрального банка и эффективности его деятельности в целом.
В Республике Беларусь Центральный банк называется Национальным банком Республики Беларусь и осуществляет денежно-кредитную политику в стране.
Основополагающей целью денежно–кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен. Хотя денежно–кредитная политика определяется правительством, ее проводником является Национальный банк.
Стратегическая и тактическая денежно-кредитная политика Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., где обозначена основная цель бюджетно-финансовой, налоговой политики, политики цен и критерии достижения цели.
1 Денежно-кредитная политика: её цели и основные методы
1.1 Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны [1, c.11].
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры.
В качестве основных направлений денежно-кредитной политики выделим:
- стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
- использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.
Стратегической целью денежно-кредитной политики является обеспечение равновесия на денежном рынке как условия для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочной перспективе. В рамках общей государственной экономической политики конечной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции [3, с. 5].
Промежуточные цели денежно-кредитной политики связаны с состоянием самой денежно-кредитной сферы и выбором компонента регулирования, в первую очередь, ставки процента и денежной массы.
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем и внешнем рынках.
Стратегические задачи денежно-кредитной политики:
- сохранение долговременного и устойчивого экономического роста;
- поддержание на должном уровне склонности населения к сбережениям;
- укрепление доверия населения к национальной банковской системе;
- поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы.
2 Анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
2.1 Инструменты регулирования денежно-кредитной политики, политика учётной ставки и изменение норм обязательных резервов
Каждый из методов регулирования имеет набор инструментов, с помощью которых осуществляется регулирование. Инструментами денежно-кредитной политики являются те переменные, на которые непосредственно влияют власти, масштабы которых могут быть быстро скорректированы и с которыми цели денежно-кредитной политики тесно связаны.
К наиболее распространенным административным инструментам относятся регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков; ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями экономике; избирательная политика центрального банка, а также портфельные и валютные ограничения.
Инструменты административного метода имеют свои преимущества и недостатки, которые определяют целесообразность их использования в определенных экономических условиях. К преимуществам инструментов метода административного регулирования относятся эффективность их использования для контроля процентных ставок, объема ссуд или депозитов коммерческих банков центральным банком, а также эффективность их использования в условиях слаборазвитых финансовых рынков или в отсутствие способности центрального банка осуществлять косвенный контроль над кредитными организациями. К недостаткам инструментов метода административного регулирования относится сдерживание конкуренции на финансовых рынках между кредитными организациями при привлечении и распределении ресурсов, что нарушает процесс рыночного саморегулирования. Кроме того, эффективность инструментов прямого административного регулирования со временем снижается, поскольку хозяйствующие субъекты стремятся найти способы обойти установленные ограничения и запреты.
Плановая административно-командная экономика в целом характеризуется преобладанием использования инструментов административного метода денежно-кредитного регулирования экономических процессов центральным банком или другим уполномоченным государственным органом. В условиях рыночной экономики для центрального банка более характерно использование инструментов экономического (косвенного) регулирования.
3 Особенности денежно-кредитной политики и направления её совершенствования в Республике Беларусь на современном этапе
3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Одной из особенностей денежного рынка Республики Беларусь выступает долларизация экономики, которая заключается в том, что население не доверяет национальной валюте и свои сбережения предпочитает хранить в иностранной валюте. Высокий уровень долларизации в финансовой сфере представляет собой существенный системный фактор уязвимости для экономики. Он приводит к повышению рисков ликвидности и кредитных рисков, а также к снижению результативности денежно-кредитной политики. Уровень долларизации в Беларуси является высоким, хотя в последние годы он постепенно снижается благодаря более устойчивой макроэкономической политике и более целенаправленным пруденциальным мерам. Тем не менее, сохраняются основные задачи на пути его снижения и приближения к расчетному контрольному показателю, в том числе развитие рынков капитала в национальной валюте.
Начало политики дедолларизации в Республике Беларусь положено в 2009 году. Именно тогда Национальный банк принял решение о введении следующих ограничений по использованию иностранной валюты на территории страны:
– прекращение выдачи новых лицензий на право осуществления расчетов в наличной иностранной валюте;
– снижение ставок по финансовым инструментам в иностранной валюте;
– запрет на предоставление кредитов в иностранной валюте физическим лицам.
Предполагалось, что уровень финансовой долларизации постепенно снизится. Однако динамика показателей за 2009-2016 гг. свидетельствует об их росте, тогда как на протяжении 2009–2011 гг. имелась разнонаправленная динамика движения доли валютных кредитов и депозитов: удельный вес кредитов в иностранной валюте снизился, а депозитов – возрос.
Сложившаяся ситуация была обусловлена рядом факторов: обесценением белорусского рубля в 2009 году и 2011 году, которое привело к высокому уровню инфляции, росту депозитов в иностранной валюте, а также расширению кредитования в национальной валюте, и, соответственно, сокращению уровня валютного кредитования. В мае 2011 года Национальный банк принял решение о выдаче лицензий юридическим лицам на принятие платежей в иностранной валюте по многим видам деятельности, а также прекратил проведение политики снижения процентных ставок по валютным депозитам, что привело к их росту. Все это на протяжении 2011–2012 гг. способствовало активному росту вкладов (депозитов) в иностранной валюте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами.
Различают два основных вида денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. Существует три метода денежно-кредитной политики: прямые методы – различные требования и нормы центрального банка, которые определяют объем денежной или кредитной массы, избирательные методы – регулируют определенные виды кредитов и в основном носят предписывающий характер и косвенные методы – операции центрального банка, которые влияют на финансовые рынки путем изменения условий.
В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. Анализируя реализацию установленных показателей денежно-кредитной политики, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1% по сравнению с запланированным 9-12%. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %.
Ставка рефинансирования с 2016 года постепенно снижается, но в 2021 году она возросла по сравнению с 2020 годом. Так в 2021 году снижение по сравнению с 2016 годом произошло на 12,1%, что говорит о снижении ставки по депозитам, на которых хранятся деньги субъектов хозяйствования в коммерческих банках. Уменьшение доходности по депозитам означает, что бизнесу следует пересмотреть направления инвестирования свободных денежных средств.
С 2016 года страна находится на стадии роста по 2019, т. к. наблюдается ежегодный рост ВВП, иностранных инвестиций (с 2017 года) и денежной массы. В анализируемом периоде инфляция имела самое низкое значение в истории страны – 4,6 % (2017 год). Однако в 2020 году наблюдается снижение темпов роста ВВП, повышение уровня инфляции, что может быть связано с корон вирусной инфекцией и введение мероприятий по предотвращению ее распространения.
1. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
2. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
3. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
4. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2020 год и задачи на 2021 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2021. - №1. – С. – 3-8.
5. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
6. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
7. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
8. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
9. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
10. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
11. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
12. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
13. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
14. Основные направления развития денежно-кредитной политики в 2021 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2021.pdf.
15. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
16. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
17. Положение о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 30 дек. 2016 г., № 657 // Интернет-сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/PP_657.pdf.
18. Рыбалтовская, Е. Процентная политика центральных банков: зарубежная и отечественная практика // Банковский вестник. – 2019. - № 1 (666). – С. 26-35.
19. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — Москва : Магистр, 2020. — 528 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты