ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ИХ СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
1.1 Понятие организационно-правовых форм предпринимательства и формы правового статуса предпринимателя
1.2 Классификация организационно-правовых форм предпринимательства
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
2.2 Характеристика организационно-правовых форм в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Пути улучшения деловой среды предпринимательской деятельности
3.2 Оценка белорусскими предприятиями действий правительства по улучшению условий ведения бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Предприниматель является ключевой фигурой рыночной экономики и ориентируется не на распоряжения из центра, а на взаимовыгодные отношения с потребителями своей продукции, услуг, трудовым коллективом и другими предпринимателями.
Предпринимательство – достаточно специфический вид человеческой деятельности, которому присущи такие характерные черты, как коммерческая направленность, риск, имущественная ответственность, самостоятельность в принятии решений, нацеленность на получение конкретного результата, умение начинать и вести собственное дело.
Наиболее существенной чертой предпринимательства является направленность на получение прибыли (дохода). Без нее предпринимательство не может существовать. К предпринимательству могут относиться любые, не запрещенные виды деятельности, осуществляемые как физическими, так и юридическими лицами. Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» специально выделяет возможность осуществлять такие виды деятельности, как биржевая, торгово-закупочная, инновационная, консультационная, операция с ценными бумагами, коммерческое посредничество.
Актуальность темы состоит в том, что предпринимательство является основой рыночной экономики. В значительной степени оно обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны,
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ИХ СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
1.1 Понятие организационно-правовых форм предпринимательства и формы правового статуса предпринимателя
Предпринимательская деятельность осуществляется в определенной организационно-правовой форме. Под организационно-правовой формой предпринимательства подразумевается комплекс правовых, организационных и хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками фирмы, между структурными подразделениями самой фирмы, между фирмой и другими, внешними по отношению к ней, субъектами хозяйственной деятельности, и органами государственной власти, в том числе характер имущественной ответственности.
Формы предпринимательства зависят от сферы (отрасли) деятельности, финансовых возможностей, преимуществ той или иной организационной формы, особенностей действующего законодательства.
Существуют две формы правового статуса предпринимателя – индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
Физическое лицо – это гражданин, который занимается деятельностью, в том числе предпринимательской, единолично, не принимая статус юридического лица. Наемный работник также является физическим лицом.
Юридическое лицо – определенным образом организованное объединение лиц, которое характеризуется следующими признаками:
- обладание обособленным имуществом для ведения определенной деятельности и несение имущественной ответственности;
- наличие организационного единства;
- наличие самостоятельного баланса и собственного расчетного счета в
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
Неотъемлемым условием эффективного развития практически любой страны является существование частного бизнеса, основу которого составляют малые предприятия. Так, в развитых странах их удельный вес в общем числе организаций составляет порядка 95-97%, а доля в ВВП достигает 50%. Струк- турные преобразования в экономике Республики Беларусь требуют формирова- ния широкой прослойки субъектов малого бизнеса, способных конкурировать в отдельных сферах со средними и крупными предприятиями. Рассмотрение пер- спектив развития малого бизнеса требует изучение основных этапов его ста- новления в Республике Беларусь.
История белорусского предпринимательства началась в XIX веке, когда Беларусь являлась частью Российской Империи. В это время возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Несмот- ря на бурный процесс концентрации производства, мелкая промышленность играла значительную роль. По численности рабочих она в 1908-1910гг. она по- чти в два раза превосходила крупную. Крупная промышленность специ- ализировалась на выработке полуфабрикатов, в то время как потребности насе- ления в готовых изделиях чаще всего удовлетворяло мелкое производство. По- мимо этого, мелкие предприниматели действовали в тех звеньях производ- ственного процесса, где требовалось изготовление сложных изделий в неболь- шом количестве. Такое относительное процветание мелкой промышленности было отчасти результатом льготного налогообложения, а также освобождения от налоговых выплат, которое практиковалось государством на протяжении
ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Пути улучшения деловой среды предпринимательской деятельности
Следует отметить, что Правительство Беларуси уделяет внимание разработке механизмов решения существующих проблем в целях улучшения деловой среды развития малого и среднего бизнеса. Однако необходимы дальнейшие шаги по упрощению административных процедур. Аналогичные сложности, отмеченные выше, испытывали в разное время как развитые страны, так и страны с переходной экономикой. Для устранения существующих в Беларуси административных барьеров, следует использовать ряд мер, которые доказали свою эффективность в ряде стран и могут быть применены в Беларуси с целью совершенствования отдельных административных процедур и улучшения деловой среды. Следует отметить, что государством предпри-нимаются определенные попытки стимулирования развития предприни-мательства, однако они недостаточны для получения значительного эффекта.
Для развития предпринимательства необходима комплексная система мер, направленная на либерализацию экономики и проведение рыночных реформ. В Республике Беларусь необходимо создать реально функционирующую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, которая бы могла оказывать информационную, консультационную, юридическую помощь субъектам МСБ, обеспечивала бы свободный доступ к нормативно-правовой информации и ее разъяснению, а также оказывала кредитно-финансовую поддержку.
Для нормального ведения бизнеса необходимо нормативно-правовое обеспечение предпринимательства, а также предоставление определенных гарантий со стороны государства. Для улучшения среды функционирования предпринимательской среды готовится новая редакция Директивы №4 о развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности. Это новый программный документ в развитие тех принципов,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство – особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности с целью получения дохода. В соответствии с Гражданским Кодексом в Республики Беларусь могут функционировать различные организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Организационно-правовые формы хозяйствования в условиях рыночной экономики характеризуются большим многообразием.
Итак, организационно-правовая форма является комплексным параметром, который определяет многие стороны деятельности организации: порядок ее открытия, реорганизации и ликвидации, формирования собственности, наличия и формы уставных документов, ответственность участников, распределение доходов и другие вопросы. Непосредственно юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с Гражданским кодексом в Республике Беларусь могут создаваться следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества,
В зависимости от степени ответственности отдельных участников различают: полные товарищества, коммандитные. Различают следующие виды хозяйственных обществ: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные. Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущество (ст. 113 ГК Республики Беларусь). В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) или частные предприятия.
Система государственной поддержки заключается в формировании и развитии инфраструктуры для предпринимательства, установлении щадящего
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Минск: НЦПИ РБ, 1999. – 512 с.
2. Организационно-функциональная структура предприятия: принципы построения и налаживание горизонтальных связей / подготовил Н. Тарашкевич // Финансовый директор. – 2015. – № 10. – С. 64-72.
3. Китаева, Л. И. Экономика предприятия: конспект лекций / Л. И. Китаева. – Витебск : УО «ВГТУ», 2011. − 86 с.
4. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. / В. Г.Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 891 с.
5. Завадская, В. П. Алгоритм действий при изменении наименования организации / В.П. Завадская, Н.И. Лаптенок // Промышленно-торговое право. – 2015. – № 11. – С. 62-65.
6. Полыко, И. В. Процесс реструктуризации как способ повышения эффективности деятельности предприятий / И. В. Полыко // Экономика и управление. – 2012. – № 4. – С. 51-54.
7. Догиль, Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л. Ф. Догиль. – Минск: Высшая школа, 2008. – 264 с.
8. Евсеев, И.Н. Основы предпринимательства / И.Н. Евсеев. – М.: КОНСЭКО, 2008. – 268 с.
9. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Директивы – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Статистический ежегодник Республики Беларусь. – Минск: Нац. статкомитет Респ. Беларусь, 2015. – 524 с.
11. Статистический сборник «Беларусь в цифрах». – Минск: Нац. стат. комитет. – Респ. Беларусь, 2015. – 75 с.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 8.02.2016.
13. Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by. – Дата доступа: 10.02.2016.
14. О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь: Проект Директивы Президента Респ. Беларусь, 2015 г. // Директивы – Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. economy.gov.by/ nfiles/001708 _992004_ Proekt.pdf. – Дата доступа: 8.02.2016.
15. Никитенко, П. Г. Модель развития нового уклада экономики – инновационная созидательная стратегия устойчивой жизнедеятельности Беларуси в условиях глобализации / П. Г. Никитенко // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. – 2014. – № 1. – С. 119-125.
16. Опекун, Е. В. Инструменты организационно-экономического механизма инновационного развития предприятия / Е. В. Опекун // Экономика и управление. – 2014. – № 4. – С. 34-37.
17. Томкович, Р. Р. Некоммерческие микрофинансовые организации: организационно-правовые формы и особенности в их деятельности : (комментарий к Указу Президента РБ от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций») / Р. Томкович // Главный бухгалтер. – 2014. – № 31. – С. 40-42.