ВВЕДЕНИЕ
Основная трудность трансформационного периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение государственных методов управления экономикой в трансформационный период в известном смысле возрастает.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что трансформация экономики любой страны представляет собой достаточно сложный социально-экономический и политический процессы, которые непосредственно влияют на благосостояние общества. Сложность и многогранность проблемы перехода (трансформации) экономики от одного типа к другом заключается как в глубинных корневых основаниях отдельных трансформационных процессов, так и в их взаимодействии. Эффективность проведения трансформационной политики одна из главных задач современной экономики Республики Беларусь.
Цель работы состоит в рассмотрение моделей и проблем трансформации экономики в постсоциалистических странах и Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить основные модели рыночного поведения реформированных экономик;
рассмотреть проблемы реализации моделей реформирования в отдельных странах;
изучить особенности процесса реформирования экономики Республики Беларусь.
Объект исследования – экономики постсоциалистических стран и Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс трансформации рыночной системы хозяйствования.
В процессе исследования применялись общенаучные методы: диалектический материализм, индукция и дедукция, анализ и синтез, абстракция и другие.
В качестве экономико-математических методов использовались методы сравнения, экстраполяции и др.
1. Трансформационная экономика: сущность, черты, принципы, предпосылки экономики
Трансформационная экономика – экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития [5, c.378].
Целью трансформации заключается в переходе к социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.
Необходимость трансформационной экономики обусловлена ее следующими главными задачами:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики [3, с. 160].
Исследование опыта и теоретических наработок относительно реформирования экономики ряда стран позволяет к настоящему времени выделить множество сложившихся страновых моделей. Многообразие моделей связано с различными подходами к видению причин кризиса социализма, а следовательно, и способов его разрешения. Тем не менее выделяются две базовые модели: либеральная, или монетаристская, с учетом многообразия ее реализации по отдельным странам, и градуалистская [9, c.170].
Первая была заложена в основу преобразований в постсоциалистических странах (Центрально-Восточная Европа (ЦВЕ), Балтия и СНГ), вторая - КНР. Каждая из них имеет разное теоретическое обоснование, тем не менее, можно выделить общие черты, порожденные идентичностью исходного и конечного пунктов движения. Важнейшие из них: осуществление реформы по инициативе и под руководством государства в лице правящей номенклатуры; преобразование отношений государственной и кооперативно-колхозной форм собственности и соответствующих им институтов, чем достигается разгосударствление экономики; преобразование механизма хозяйствования; становление институтов рыночной инфраструктуры; коренное изменение социальной структуры общества.
В наиболее чистом виде либеральная модель была использована в бывшей ГДР, градуалистская — в КНР. Вместе с тем элементы градуализма
2. Проблемы реализации моделей реформирования в постсоциалистических странах
Данный вопрос курсовой работы рассмотрим на примере ряда зарубежных стран, сделав особый акцент на Российской Федерации (РФ) как на основном экономическом и политическом партнере Республики Беларусь.
Выделяют три группы стран и в связи с этим три разновидности трансформационной экономики:
Развивающиеся страны, в которых преобладают доиндустриальные технологии, сильны религиозные, национальные и исторические традиции, что накладывает отпечаток на особенности их трансформационного процесса, высокий уровень безработицы, малограмотность населения, нищета, голод, малая продолжительность жизни;
Развитые страны, где происходит переход от индустриального к постиндустриальному обществу;
Группа стран с переходной экономикой включает 28 государств Центральной и Восточной Европы, Россию, неевропейские государства бывшего СССР и Монголию. К данной группе стран относятся:
страны с низким доходом – до 785 долларов (9 стран, включая Молдавию, Таджикистан и Азербайджан);
страны со средним уровнем доходов – от 785 до 3125 долларов (18 государств, среди которых и Беларусь);
страны с высоким уровнем доходов – 9655 долларов и выше (Словения) [14, с. 4].
Особенно важен практический опыт стран Центральной и Восточной Европы. Именно эти государства не только накопили опыт постсоциалитической рыночной и демократической реформации, но и стали в результате этого полноправными членами ЕС.
До 1989 г., когда в странах ЦВЕ начались «бархатные революции», темпы их экономического роста на протяжении последних 15–20 лет постоянно снижались, производственная база устаревала, а конкурентоспособность продукции по сравнению со странами Запада падала. Отсутствие стимулов к качественному труду и инновациям было характерным признаком социализма как системы. В общественном сознании все больше укреплялись такие ценности, как свобода личности, плюрализм мнений и свобода их выражения, плюрализм партий, программ и личного выбора, предпринимательство, рыночная экономика и конкуренция, замена властных государственных вертикалей горизонтальными гражданскими связями и т.д. Назревал системный кризис, объективно требовавший трансформации и модернизации экономики и общества.
В период первичной реструктуризации экономики осуществлялась спонтанная приватизация, выражавшаяся в фактическом переходе предприятий во владение их бывших директоров и иных руководителей, назначенных в свое время партаппаратом. Происходил фактический раздел или переход государственной собственности в частные руки. Началось массовое создание
3. Анализ и проблемы Белорусской модели трансформации, ее особенности
Республика Беларусь, как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы.
Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.
Изначально стратегия роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году.
В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансформационная экономика – экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.
Необходимость трансформационной экономики обусловлена ее следующими главными задачами:
Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования и др.
Ситуация в разных реформируемых странах складывалась по-разному, но необходимость радикальных перемен назрела повсеместно. В этой связи и возникла проблема модели реформирования экономики. Базовыми моделями реформирования явились две: либеральная и градуалистская.
Учеными были обобщены и выделены два основных варианта реформации экономики:
эволюционный (консервативный, или градуализм), путь постепенного создания рыночных институтов (Китай, Венгрия, Беларусь, Украина, Румыния);
радикальный (путь «шоковой терапии»), путь резкой ломки старых структур экономики и резкого внедрения рыночных отношений, конкуренции, ценообразования, валютно-финансовых институтов (Россия, Польша, Чехия, Прибалтика).
Выделяют три группы стран и в связи с этим три разновидности трансформационной экономики:
Развивающиеся страны, в которых преобладают доиндустриальные технологии, сильны религиозные, национальные и исторические традиции, что накладывает отпечаток на особенности их трансформационного процесса, высокий уровень безработицы, малограмотность населения, нищета, голод, малая продолжительность жизни;
Развитые страны, где происходит переход от индустриального к постиндустриальному обществу;
Группа стран с переходной экономикой включает 28 государств Центральной и Восточной Европы, Россию, неевропейские государства бывшего СССР и Монголию.
Важное место в переходный период занимают институциональные преобразования, и среди них – приватизация. Приватизация – одно из
1. Барковская, И.Л. Кризис наступает – реформы продолжаются / И.Л. Барковская // Экономика. Финансы. Управление. – 2012. – №5. – С. 4–6.
2. Воробьева, О. Современная трактовка понятия «реструктуризация» / О. Воробьева // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – №10. – С. 117 – 126.
3. Демчук, М.И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития. – Минск: РИВШ БГУ, 2008. – 324 с.
4. Ковтуненко, А.Н. Средства и методы реформирования экономики / А.Н. Ковтуненко // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2011. – №7. – С. 29–32.
5. Кудров, В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2010. – 512 с.
6. Лобкович, Э.И. Политика разгосударствления и приватизации собственности: сущность, особенности и проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович, И.П. Воронович // Веснiк Беларускага Дзяржаунага Эканамiчнага. Унiверсiтэта. – 2013. – №3. – С. 5–10.
7. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 380 с.
8. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные экономические показатели [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ construction.php – Дата доступа: 24.01.2016.
9. Нечай, А.А. Базовые модели реформирования экономики постсоциалистических стран и особенности белорусской модели / А.А.Нечай. - Вестник БГУ. - 2008. - №1. - С. 170-172.
10. Нещадин, А. Российские экономические реформы: этапы, цена, идеология / А. Нещадин // Общество и экономика. – 2012. – №10. – С. 5–28.
11. Рощенко, А.В. Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь / А.В. Рощенко // Веснiк БДЭУ. – 2013. – №3. – С. 100–106.
12. Сенчагов, В.К. О некоторых экономических реформах / В.К. Сенчагов // ЭКО. – 2013. – №1. – С. 159 – 170.
13. Статистический ежегодник Республики Беларусь-2015 / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; ред. кол. И.В.Медведева [и др.]. – Минск, 2015. – 524 с.
14. Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси / С.П. Ткачев // Белорусский экономический журнал. – 2012. – №4. – С. 4–12.
15. Федеральная служба госстатистики РФ: официальная статистика [Электронный ресурс] / официальный сайт ФСГС. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ – Дата доступа: 24.01.2016.
16. Фомичева, С.П. Трансформация и ее социально-экономические эффекты в Центральной и Восточной Европе / С.П. Фомичева, Н.В. Куликова // Белорусский экономический журнал. – 2013. – №3. – С.4–17.
17. Шерис, В. Трансформация механизма денежной трансмиссии в экономике Республики Беларусь / В. Шерис, Ю. Абакумова // Банкаўскі веснік. – 2013. ― №16. ― С. 14―20.
18. Шимов, В.Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В.Н.Шимов // БЭЖ. - 2014. - №2. - С.4-15.
19. Эволюционные реформы в экономике восточноевропейских стран (Питер Мюррел) [Электронный ресурс] / Лайбрери.бай. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/ruseconomics/readme.php?subaction=showfull&id=1130414975&archive=1446114990&start_from=&ucat=12&. - Дата доступа: 28.03.2016.
20. Электронный портал GOOGLE DATA [Электронный ресурс] / Инфляция. - Режим доступа: http://www.google.by/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&met_y=ny_gdp_mktp_cd&idim=country:BLR:EST:LVA&hl=ru&dl=ru#!ctype=l&strail=false&bcs=d&nselm=h&met_y=ny_gdp_defl_kd_zg&fdim_y=inflation_type:1&scale_y=lin&ind_y=false&rdim=region&idim=country:BLR&ifdim=region&hl=ru&dl=ru&ind=false. - Дата доступа: 24.01.2016.
21. Ярошенко, Д.Д. Проблемы реформирования бюджетной политики российского государства [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/070411/47.html– Дата доступа: 07.05.2015.