Налог на добавленную стоимость: роль и значение в развитии национальной налоговой системе в Республики Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Налог на добавленную стоимость: роль и значение в развитии национальной налоговой системе в Республики Беларусь»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Налог на добавленную стоимость: роль и значение в развитии национальной налоговой системе в Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Налоговая декларация.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Налоговая система государства: понятие, роль и значение, виды налогов, законодательные основы
1.2 История возникновения и экономическая сущность, функции налога на добавленную стоимость
1.3 Методы расчета налога на добавленную стоимость и их характеристика
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Законодательные элементы о налоге на добавленную стоимость: плательщики, объект, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (на примере ОАО «Коминтерн»)
2.3 Анализ налоговой нагрузки организации (на примере ОАО «Коминтерн»)
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ изменений в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за 2019-2021гг.
3.2 Проблемы налогообложения организаций в сфере исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
3.3 Пути реформирования налогообложения организаций в сфере взимания налога на добавленную стоимость
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Налогообложение является одним из основных вопросов государственной политики, а реформа налогообложения занимает важное место в предвыборных планах политических партий и массовых движений.
В современной Республике Беларусь налогообложение - одно из главных противоречий между обществом и государственной властью. Создание справедливой и эффективной налоговой системы для обеспечения ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути к становлению рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача является одной из самых сложных, поскольку необходимо учитывать оптимальное сочетание двух противоречащих друг другу тенденций: во-первых, найти способ увеличения доходов национального бюджета, а во-вторых, снизить налоговую нагрузку на товаропроизводителей
Для налоговой системы Республики Беларусь актуален вопрос увеличения доли косвенных платежей. Усиление роли косвенных налогов усугубит социальную несправедливость, поскольку лица с высоким доходом могут конвертировать значительную часть этих налогов в сбережения, а лица с низкими доходами вынуждены полностью направлять их на покупку предметов первой необходимости. В большинстве стран Восточной Европы в связи с продолжающимися в последние годы реформами наблюдается тенденция к увеличению доли прямого подоходного налога в общих налоговых поступлениях. Прямые налоги позволяют устранить колебания в экономической среде без изменения налогового законодательства. Именно их высокая доля в налоговой структуре делает налоговую систему экономически развитых стран очень гибкой и более нейтральной по отношению к экономике.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из наиболее распространенных косвенных налогов (иначе налог на потребление). Суть в том, чтобы добавить к продажной цене определенный процент налогов. Этот налог покупатель платит продавцу, который перечисляет его в государственный бюджет. Сборы в большинстве стран / регионов мира. Поскольку этот налог классифицируется как косвенный налог, он по умолчанию включается в стоимость почти всех товаров или услуг.
Целью работы является разработка направлений совершенствования исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– исследовать теоретико-методологические основы роли и сущности НДС;
– провести анализ начисления и уплаты налога на добавленную стоимость на предприятии.
ГЛАВА 1 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Налоговая система государства: понятие, роль и значение, виды налогов, законодательные основы
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией экономической категории «налог». Налоговые системы на практике предстают в виде многообразных форм, имеющих национальные особенности, и отличаются друг от друга набором налогов, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями разных уровней власти, налоговой базой, сферой действия, льготами, процедурами исполнения налоговых обязательств и др. [2, c.72].
Налоговые системы современных государств – результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, каждая национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. В противном случае было бы невозможно сравнивать налоговые системы разных стран, а главное, международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий [7, c.43].
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).
По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов [11, c. 77].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Законодательные элементы о налоге на добавленную стоимость: плательщики, объект, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы
К элементам налоговой системы в том числе и налога на добавленную стоимость относятся:
− виды налогов;
− субъект налога;
− предмет и объект налогообложения;
− ставка налога;
− база налогообложения;
− методы налогообложения;
− налоговые льготы;
− налоговый и отчетный периоды;
− санкции;
− порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию;
− налоговое законодательство;
− налоговые службы [18].
Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, индивидуальные предприниматели, организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу республики в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.
Предмет налогообложения налогом на добавленную стоимость выступает выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ изменений в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за 2019-2021 гг.
В отношении отдельных позиций продовольственных товаров и товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь и (или) при их ввозе на территорию Республики Беларусь повышена ставка НДС с 10% до 20%.
Перечень товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % изложен в приложении 26 к НК - 2021.
Вместо действующего ранее освобождения от НДС устанавливается ставка НДС в размере 10 %, которая применяется при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий и при их ввозе на территорию Республики Беларусь, при этом применение указанной ставки ставится в зависимость от регистрации лекарственных средств и медицинских изделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС) без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях [22].
Переходный период, в течении которого следует пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам — до 1 февраля 2021.
Статья 31 НК дополнена термином «Передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности». Такой передачей признаются:
- передача таких прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты;
- предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ подтверждает, что наиболее актуальным на сегодняшний день является процесс совершенствования основного бюджетообразующего налога – НДС, оказывающего существенное влияние практически на все сферы хозяйствования, потребления и инвестирования. Требуются изменения как в области методологии налогообложения отдельных отраслей экономики и сфер хозяйственной деятельности, так и в области реального снижения налоговой нагрузки, обоснования льгот, совершенствования налогового администрирования. И внесенные автором предложения могут способствовать этим важным процессам.
Порядок исчисления налоговых платежей в Республике Беларусь регламентируется Особенной частью Налогового Кодекса. По каждому виду налогов (сборов, пошлин) предусмотрен отдельный раздел и глава налогового законодательства.
В настоящий момент в Республике Беларусь установлены следующие ставки налога на добавленную стоимость: 20 % – общая ставка при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и при их экспорте; 10% – при реализации, произведенной в Республики Беларусь продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; 10% – при ввозе в Республику продовольственных товаров и товаров для детей из утвержденного Президентом перечня; 9,09% или 16,67% – от продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС; 0,5% – при ввозе в Беларусь из государств – членов Таможенного союза алмазов и других драгоценных камней для производственных нужд; 0% – при экспорте за пределы Республики Беларусь товаров и услуг. Налоговым периодом по НДС является календарный год. Отчетным периодом, по выбору плательщика, назначаются календарный квартал или календарный месяц. Налоговые декларации предоставляются плательщиками в инспекцию министерства по налогам и сборам не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца. Уплата производится, соответственно, не позднее 22 числа этого же месяца. НДС начисляется зачетным методом, т.е. умножением суммы налоговой базы на ставку налога.
1. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В. А. Кашин. - М.: Магистр, 2015. - 239 c.
2. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
3. Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налог. рисками.: Монография / Н.Г. Викторова. - М.: Инфра-М, 2017. - 286 c.
4. Власова, М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c
5. Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. М. : КНОРУС, 2016. 376 с.
6. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в РФ. Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Юнити, 2018. - 352 c.
7. Дмитриева, И.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / И.Н. Дмитриева. - РнД: Феникс, 2017. - 587 c.
8. Донцова, Л.В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий. т2 / Л.В. Донцова. - М.: Русайнс, 2015. - 304 c.
9. Евстигнеев, Е. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Е. Евстигнеев. - СПб.: Питер, 2017. - 576 c
10. Зарук, Н.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.Ф. Зарук, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова, А. Носов. - М.: Инфра-М, 2018. - 432 c.
11. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
12. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. М. : КНОРУС, 2016. 720 с.
13. Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
14. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2016. - 375 c.
15. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: Юнити, 2017. - 383 c.
16. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2018. - 320 c
17. Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Фемида»: – 2020. – Режим доступа: http:// www.femida.by/ index.php?page=se_nalog2– Дата доступа: 08.12.2021
18. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
19. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З : в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
20. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность» : постановление М-ва финансов Респ.Беларусь от 12.12.2016 г. № 104 (в ред. постановления от 22 дек. 2018г. №74) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
21. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 12.2013 г., № 80 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
22. Новое в налогообложении 2021: что изменилось и как мы будем платить [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://revera.by/info-centr/news-and-analytical-materials/741-novoe-v-nalogooblozhenii-2021-chto-izmenilos-i-kak-my-budem-platit/
23. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 (в ред. постановления от 22 января 2016 г. № 48) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М. : ИНФРА-М, 2015. 519 с.
25. Финансы и финансовый рынок : учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск : БГЭУ, 2016. 415 с.
26. Шестакова, Е.В. Региональное налогообложение малого бизнеса и инновации в налогообложении / Е.В. Шестакова. - М.: Русайнс, 2018. - 416 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Налоговая декларация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты