Совершенствование систем управления качеством как фактор повышения эффективности деятельности организации
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Совершенствование систем управления качеством как фактор повышения эффективности деятельности организации»
по дисциплине: «Экономика организации»
2021
45.00 BYN
Совершенствование систем управления качеством как фактор повышения эффективности деятельности организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации
Организация: Гомельстройматериалы, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по труду за январь-декабрь 2019 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчёт по труду за январь-декабрь 2020 года.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы менеджмента качества продукции
1.1 Понятие качества продукции и основные характеристики показателей качества
1.2 Методы оценки эффективности управления качеством продукции
1.3 Зарубежный опыт использования системы менеджмента качества в организациях
Глава 2 Анализ системы управления качеством продукции в ОАО «Гомельстройматериалы»
2.1 Организационно–экономическая характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»
2.2 Оценка качества продукции ОАО «Гомельстройматериалы»
2.3 Анализ системы менеджмента качества продукции ОАО «Гомельстройматериалы» и оценка ее эффективности
Глава 3 Основные направления совершенствования системы управления качеством продукции ОАО «Гомельстройматериалы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Качество продукции является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому организации уделяют особое внимание обеспечения высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантированного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно–технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции – основной фактор конкуренции между организациями.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что обеспечение качества продукции и услуг и изучение воздействующих на него факторов является важнейшей предпосылкой коммерческого успеха и составной частью системы управления производством.
Целью данной работы является изучение системы управления качеством на предприятии, а также разработка направлений повышения качества промышленной продукции.
Глава 1 Теоретические основы менеджмента качества продукции
1.1 Понятие качества продукции и основные характеристики показателей качества
Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех аспектов деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и т. д.
Важнейшим компонентом всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ISO-9004-1) как набор свойств и характеристик продукта или услуги, которые дают им возможность удовлетворять конкретные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества» [15, с.246].
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее способности удовлетворить определенные потребности в конкретных условиях потребления (эксплуатации) [9].
Качество – это присущие какому–либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого [5, с.11].
Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.
Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.
Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким–то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества») [22, с.40].
Глава 2 Анализ системы управления качеством продукции в ОАО «Гомельстройматериалы»
2.1 Организационно–экономическая характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»
ОАО «Гомельстройматериалы» является одним из крупнейших производителей широкого спектра строительных материалов в Республике Беларусь. Организация входит в состав агропромышленного комплекса республики, и является одним из крупнейших предприятий строительной промышленности. Политика предприятия нацелена на производство только высококачественной продукции.
Предприятие было создано 9 декабря 1949 года путем принятия совместного постановления Центрального комитета КПб Белоруссии и Совета Министров БССР за № 1536–49 по организации Гомельского комбината строительных материалов. В состав комбината вошли: кирпичный завод №5 (цех №1), кирпичный завод №6 (цех №3), кирпичный завод №17 (цех №2) и завод клинкерного кирпича (цех №4).
Общество является правопреемником прав и обязанностей государственного унитарного предприятия «Гомельский комбинат строительных изделий». По форме собственности является частным акционерным обществом с долей государства около 97,5%.
Цель деятельности предприятия – эффективная прибыльная хозяйствен-ная деятельность в строительной отрасли.
Главное в работе – ориентация на нужды потребителя, выпуск качественной продукции, соответствующей требованиям сегодняшнего дня.
Основным видом деятельности организации является производство стройматериалов по новейшим технологиям.
Предприятие имеет множество наград и дипломов, подтверждающих качество производимой продукции: «За достижения в строительной отрасли Республики Беларусь», «За отличное качество продукции», «Golden Eagle».
Основными элементами организационной структуры предприятия являются его подразделения, уровни управления и связи между ними. В Приложении А представлена схема организационной структуры ОАО «Гомельстройматериалы». Все элементы этой структуры связаны между собой. При этом различаются горизонтальные и вертикальные связи.
Глава 3 Основные направления совершенствования системы управления качеством продукции ОАО «Гомельстройматериалы»
Во время становления рыночных отношений возрастает роль и значение потребителя в оценке создаваемой продукции, а значит, возрастает приоритет качества изделий в производстве. Следовательно, разработка эффективного механизма управления качеством на ОАО «Гомельстройматериалы» требует более глубокого уяснения сути категории «качество», выработки современного рыночного подхода к определению понятия «качество продукции» (КП). Это становится возможным на основе исследования взаимосвязи категории КП и потребительской стоимости, потребности, стоимости и др., охватывающих соответствующие стороны экономических отношений по удовлетворению потребностей. Существует также, тончайшая связь между категорией качество и одной из важнейших категорий рыночной экономики – прибылью. Борьба предприятий за наибольшую прибыль является движущей силой совершенствования качества производимой ими продукции, ускорения НТП, снижения производственных затрат.
Исходя из концепции международных стандартов по качеству международной организации по стандартизации (ИСО), главная цель в области качества может быть определена как достижение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции экономически эффективным образом. Данная цель достигается путем решения основных задач в области качества, к которым могут быть отнесены, в частности, следующие:
– минимизация рисков, связанных с выпуском некоторой продукции, результатом чего могут быть потеря репутации предприятием, рынков сбыта, предъявление рекламаций, неоправданный расход трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
– снижение издержек на обеспечение качества продукции на единицу полезного эффекта;
– рост прибыли за счет систематического снижения затрат и издержек, связанных с обеспечением стабильного качества продукции.
Система качества может быть эффективной только при условии, что она функционирует в системе управления качеством в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции, а также соответствует следующим требованиям:
- обеспечивает управление качеством на всех участках «петли качества».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На ОАО «Гомельстройматериалы» созданы все условия для производства высококачественной продукции, соответствующей международным стандартам.
В организации разработаны, внедрена и функционирует система управления (система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001–2009.
Однако имеются замечания в системе управления качеством:
– у работников организации отсутствует стимул к затрате времени на разработку предложений по улучшению качества продукции, что делает данный процесс несовершенным;
– многие работники не обладают достаточной квалификацией для соблюдения международных норм качества, они также в этой связи не могут продуктивно участвовать в разработки программы улучшения качества продукции;
– в организации не налажена информационная политика в области управления качеством продукции, что ведет к дезинформации, отсутствию у коллектива гордости за продукцию и понятия проблем, существующих у предприятия в области качества продукции;
– отсутствует должностное лицо, которое руководит политикой качества, отвечает за нее, в том числе самим отделом управления качеством. Данный отдел подчиняется генеральному директору, он, таким образом, косвенно выполняет функции начальника. Однако отсутствие постоянного руководителя отдела ведет к нарушению соблюдения политики качества;
– новая продукция не всегда проходит сертификацию или проходит ее с опозданием, что задерживает и уменьшает объемы торговли, способствует увеличению запасов готовой продукции, замедляет процесс продвижения торговой марки на новые рынки тем самым снижая объемы прибыли.
В качестве мероприятия по повышению эффективности управления качеством продукции в ОАО «Гомельстройматериалы» было предложены внедрить должность управляющего по развитию качества. Благодаря рациональному разделению обязанностей мы сможем сократить 2 работников. В результате проведенного мероприятия мы получим не только экономию затрат в размере 25,8 тыс. руб., но и эффективно функционирующее подразделение.
1. Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 264с.
2. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 372 с.
3. Басовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ Инфра-М, 2019. — 253 с.
4. Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В.С. Великанов // Вопросы экономики. – 2014. – №9. – С. 47-53.
5. Герасимов, Б.И. Управление качеством: качество жизни: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, С.П. Спиридонов. - М.: Форум, 2017. - 16 c.
6. Глотова, Т.И., Глотов, Г.В. Обеспечение качества продукции – основа конкуренции на рынке товаров / Экономика и эффективность организации производства. 2019. № 22. С. 75-76.
7. Глухов, В, В Управление качеством: Учебник / ВВ Глухов. - СПб.: Питер, 2017. - 592 c.
8. Дунченко, Н.И. Управление качеством продукции. Пищевая промышленность. Для магистров: Учебник / Н.И. Дунченко, М.П. Щетинин, В.С. Янковская. - СПб.: Лань, 2018. - 244 c.
9. Камалова, Т.А. Качество и безопасность товаров и услуг / Апробация. 2019. № 7. С. 59-61.
10. Кутузова, К.Ю. Качество продукции как одна из важнейших экономических категорий//Перспективное развитие науки, техники и технологий: материалы 3-й Международной научно-практической конференции (18 октября 2019 года)/редкол.: Горохов А.А.(отв. Ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. В 3 томах, Том 2, Курск, 2019. -С. 236-240
11. Леонов, О.А. Управление качеством: Учебник / О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Ю.Г. Вергазова. - СПб.: Лань, 2019. - 180 c.
12. Лифиц, И.М. Управление качеством (для спо) / И.М. Лифиц. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
13. Магер, В.Е. Управление качеством: Учебное пособие / В.Е. Магер. - М.: Инфра-М, 2017. - 416 c.
14. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2016. - 336 c.
15. Наумов, В. Н. Основы предпринимательской деятельности: Учебник / В.Н. Наумов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 313 с.
16. Овчинникова, Д. И. Поддержка качества в вашей организации / Д. И. Овчинникова // Стандарты и качество. – 2016. – № 10. – С. 96–97.
17. Производственный менеджмент: учеб. для вузов / под ред. В. А. Короткова. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 305 с.
18. Разумов, В.А. Управление качеством: Учебное пособие / В.А. Разумов. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
19. Рожков, В.Н. Управление качеством: Уч. / В.Н. Рожков. - М.: Форум, 2018. - 286 c.
20. Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник / Т.А. Салимова. - М.: Омега-Л, 2019. - 560 c.
21. Смирнов, В. В. Теоретические аспекты процесса обеспечения качества продукции//Вестник Чувашского университета. -2019. -№ 3. -С. 9-16.
22. Черников, Б.В. Управление качеством программного обеспечения: Учебник / Б.В. Черников. - М.: Форум, 2017. - 368 c.
23. Экономические и социальные основы качества продукции. Зарубежный опыт управления качеством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eos.ibi.spb.ru/umk/15_2/5/5_R2_T2.html#1.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по труду за январь-декабрь 2019 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчёт по труду за январь-декабрь 2020 года.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты