Особенности налогового учета при упрощенной системе налогообложения и направления его усовершенствования
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности налогового учета при упрощенной системе налогообложения и направления его усовершенствования»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Особенности налогового учета при упрощенной системе налогообложения и направления его усовершенствования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Особые режимы налогообложения предпринимательской деятельности Республики Беларусь
1.2 Нормативные документы, регулирующие налогообложение доходов субъектов малого и среднего предпринимательства по упрощенной системе
1.3 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая правовая конструкция налога (элементы налогообложения) при упрощенной системе
2.2 Анализ платежей по налогу организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь
2.3 Оценка основных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ УПРОЩЕНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Роль упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь
3.2 Цель и задачи стратегии, принципы государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
3.3 Инструменты налогового стимулирования малого и среднего бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налогообложение является одним из основных противоречий между обществом и государственной властью. Создание справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечивающей ее четкость, предсказуемость и стабильность, является важным условием для повышения организациями Республики Беларусь своей деловой и инвестиционной активности на пути к созданию рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача является одной из самых сложных, поскольку требует учитывать и оптимизировать сочетание двух противоречивых тенденций: во-первых, найти пути увеличения поступлений в государственный бюджет, а во-вторых, снизить налоговое давление на производителей, увеличить инвестиционные возможности.
Изучение понятия налогов и складывающихся из них систем налогообложения является неотъемлемой составляющей современного экономического развития любого общества.
Налоги выступают наиважнейшим необходимым звеном экономических отношений в обществе. Они выступают в качестве основного источника доходной части бюджетов всех уровней и являются наиболее эффективным инструментом в механизме государственного регулирования социально-экономических отношений. Обложение налогами располагается на стыке абсолютно всех социально-политических и финансовых интересов сообщества. От эффективности и рациональности распределения между плательщиками налогового бремени, зависит успех индивидуальной и совместной предпринимательской деятельности, а, следовательно, и богатство нации в целом.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового управления и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмента и, соответственно, анализа расчетов организации на налоги и сборы. В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, затрат на налоговое администрирование, времени на исчисление и уплату налогов, в том числе посредством электронного декларирования. Все эти налоговые реформы направлены на улучшение процесса налогового управления. Вся приведенная выше информация подтверждает актуальность темы курсовой работы.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Особые режимы налогообложения предпринимательской деятельности Республики Беларусь
Особый режим налогообложения – это специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), установленный Особенной частью Налогового кодекса или Президентом Республики Беларусь, когда общеустановленный перечень налогов, сборов (пошлин) для соответствующей категории плательщиков может быть заменен специальным налоговым платежом.
Применение особого режима налогообложения может быть как правом, так и обязанностью организации. В первом случае оно сопровождается необходимостью совершения со стороны организации определенных действий с целью перехода на такой режим (при условии, что она соответствует определенным критериям, установленным действующим законодательством для его применения). Во втором случае переход на особый режим налогообложения обусловлен осуществлением юридическим лицом определенного вида деятельности.
Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:
– налога при упрощенной системе налогообложения;
– единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
– единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
– налога на игорный бизнес;
– налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
– налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
– сбора за осуществление ремесленной деятельности;
– сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
– единого налога на вмененный доход.
В современных условиях развития предпринимательства и бизнеса наиболее востребованной формой налогообложения стала упрощенная система налогообложения (УСН). Основной целью создания и функционирования данной системы является поддержка и развитие малого предпринимательства, увеличение числа субъектов хозяйствования, упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета. УСН является одним из действующих в Республике Беларусь особых режимов налогообложения (п. 2 ст. 10 НКРБ), который предусматривает особый порядок определения плательщиков и элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), предоставления налоговых льгот, а также освобождает от уплаты ряда налогов. Порядок применения УСН установлен главой 32 НКРБ. Для того чтобы оценить преимущество перехода и использования УСН руководство организации или ИП должно просчитать какие результаты хозяйственной деятельности и суммы уплаченных налогов будут при применении общего порядка налогообложения и после перехода на УСН.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Общая правовая конструкция налога (элементы налогообложения) при упрощенной системе.
Упрощенная система налогообложения (УСН) – это особый налоговый режим, отличающийся сравнительной простотой расчета сумм налогов. Предназначается, в первую очередь, для индивидуальных предпринимателей и небольших предприятий.
Согласно проекту «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» на 2021 год, плательщиками при упрощенной системе налогообложения могут быть юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, при одновременном соблюдении установленных предельные размеры валовой выручки, определяемой нарастающим итогом с начала 2020 года для применения УСН.
Налоговая база налога при упрощенной системе определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях настоящей главы признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год.
Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:
– календарный месяц – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой налога на добавленную стоимость ежемесячно;
– календарный квартал – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость либо с уплатой налога на добавленную стоимость ежеквартально.
С 1 января 2021 году перейти на упрощенку имеют право:
Организации, которые соответствуют следующим критериям:
- численность работников, в которых в среднем за первые 9 месяцев 2020 года не превышает 100 человек;
- валовая выручка нарастающим итогом за 9 месяцев составляет не более 1 538 843 белорусских рублей;
ИП:
- валовая выручка нарастающим итогом за первые 9 месяцев 2020 года составляет не более 330 750 белорусских рублей.
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ УПРОЩЕНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1. Роль упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь
В Республике Беларусь со времен перехода к рыночной экономике уделяется большое внимание созданию благоприятных условий ведения бизнеса. В том числе государство принимает меры по поддержке малого бизнеса. Так в статье 7 Закона Республике Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. № 148-З, указано, что в целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:
– особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
– сокращенный состав бухгалтерской отчетности, а в предусмотренных законодательными актами случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
К субъектам малого бизнеса в Республике Беларусь относятся:
– индивидуальные предприниматели
– микроорганизации, зарегистрированные в республике коммерческие организации с численностью работников за календарный год до пятнадцати человек
малые организации, зарегистрированные в республике коммерческие организации с численностью работников за календарный год от шестнадцати до ста человек.
Законодательно применение упрощённой системы налогообложения закреплено в главе 32 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь («Налог при упрощенной системе налогообложения»). При этом налоговое законодательство относит упрощённую систему налогообложения к особым режимам налогообложения. Понятие особого режима налогообложения дано статье 10 Общей части Налогового кодекса РБ — особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упрощенная система налогообложения (УСН) – это особый налоговый режим, отличающийся сравнительной простотой расчета сумм налогов. Предназначается, в первую очередь, для индивидуальных предпринимателей и небольших предприятий.
Наибольшую долю в налоговых доходах бюджета занимает НДС, её размер составил 34,1 % в 2020 году, что на 1 п. п. меньше значения 2018 года. За 2018-2020 гг. наблюдается следующие изменения в структуре налоговых поступлений. Во-первых, это ежегодное увеличение доли подоходного налога с 16,5 % в 2018 году до 17,9 % в 2020 году. Удельный вес налога на прибыль увеличился с 11,1 % до 11,5 % в 2020 году. В анализируемом периоде наблюдается сокращение доли поступлений от налогов на собственность с 6,1 % до 4,9 %, налогов от внешнеэкономической деятельности с 17,5 % до 14,4 %.
В 2019 году в сравнении с 2018 годом наблюдалось снижение количества организаций малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь на 437 ед. или на 0,39 %. Данное изменение показателя обусловлено снижением количества средних организаций на 2 ед. или на 0,09 %, микроорганизаций – на 191 ед. Однако число малых организаций в рассматриваемом периоде увеличилось на 225 ед. или на 1,95 %.
В то же время в 2020 году наблюдалось увеличение числа организаций малого и среднего бизнеса на 628 ед. или на 0,57 % в сравнении с 2019 годом. Данный рост показателя обусловлен увеличением количества малых организаций на 835 ед. или на 7,1 %. Однако количество средних и микроорганизаций сократилось в рассматриваемом периоде на 16 ед. (0,72 %) и на 191 ед. (0,2 %) соответственно.
В структуре организаций малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь преобладают микроорганизации, удельный вес которых составляет более 86 %. В то же время доля малых организаций варьируется в пределах от 10,37 % до 11,30 %. Наименьший удельный вес в структуре организаций малого и среднего бизнеса приходится на средние организации (доля около 2 %).
Объем выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего бизнеса стабильно увеличивался в рассматриваемом периоде с 137999,7 млн. руб. до 158101,7 млн. руб. При этом, в 2019 году в сравнении с 2018 годом сократился лишь объем выручки по микроорганизациям на 1414,1 млн. руб. или на 3,55 %. В 2020 году в сравнении с 2019 годом объем выручки сократился только по малым организациям на 901,4 млн. руб. или на 1,24 %.
В структуре выручки наибольший удельный вес приходится на малые организации (более 45 %). Доля выручки по микроорганизациям в рассматриваемом периоде варьировалась от 26,91 % до 32,06 %. Удельный вес выручки по средним организациям составлял около 22 %.
1. Васильченко, А. О. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / А.О. Васильченко // Современные аспекты экономики. – Гомель: ПолесГУ, 2019. – №5. – 181-198 с.
2. Высоцкая, О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу/ О.А. Высоцкая. – Самара: Право, 2017. – 109 с.
3. Гореико, Н.И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса/ Н.И. Гореико. – Москва: ИЦ научный центр «Диспут». 2017. – 257с.
4. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
5. Епифанова, Т. В. Экономические и социальные функции малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchet.rsue.ru/arxiv.php.
6. Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
7. Кошелева, Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie.malogopredprinimatelstva.
8. Малое и среднее предпринимательство // Министерство по налогам и сборам республики Беларусь [Электронный ресурс]. – URL: www.nalog.gov.by
9. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
10. Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/role.html.
11. Минеева, Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/biznes-inkubator-kak-odin-iz-naibolee-effektivnyh-instrumentov-podderzhki-i-razvitiyapredprinimatelstva.
12. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10.07.2012 г., № 425–З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11200425.
13. О государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2020–2022 годы: постановление Совета министров Респ. Беларусь от 29 января 2021 г. № 56. – 28 с.
14. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid
15. О Парке высоких технологий: Декрет Президента Республики Беларусь, 22.09.2005 г., № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd0500012.
16. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
17. О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда: Указ Президента Республики Беларусь, 25.03.2008 г., № 174 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mshp.gov.by/documents/if/caf2fe92bd289ed6.html.
18. Отчет о реализации в 2020 году Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Респ. Беларусь» на 2016–2020 годы: Министерство экономики Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
19. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/prakt-recommend.
20. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/.
21. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС, 2018. – 224 с.
22. Туренко, Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/ Т.А. Туренко. - Иркутск: Известия. 2017. – 428с.
23. Филобокова, Л.Ю. Методологические подходы к оценке и управлению устойчивым развитием малого предпринимательства / Л. Ю. Филобокова // Журнал Государственный советник. - 2017 - №2 (6) – С. 65.
24. Формирование условий, благоприятствующих развитию малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь: монография / В. Л. Цыбовский и др. – Минск: Ковчег, 2018. – 242 с.
25. Хачароева, М.М. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы/ М. М. Хачароева. – Москва: Мир науки, 2017. – 253с.
26. Экономика. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси [Электронный ресурс] / Google Data. – Режим доступа: http://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi/.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты