Государственные закупки как инструмент государственного регулирования экономики Республики Беларусь и их совершенствование
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственные закупки как инструмент государственного регулирования экономики Республики Беларусь и их совершенствование»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2021
45.00 BYN
Государственные закупки как инструмент государственного регулирования экономики Республики Беларусь и их совершенствование
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ИХ ВАЖНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Необходимость и сущность государственных закупок в Республике Беларусь
1.2 Инструменты, организация и этапы развития нормативной правовой базы государственных закупок в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт организации государственных закупок
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ организации осуществления государственных закупок в Республике Беларусь
2.2 Анализ участия государственных организаций в государственных закупках в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Предложения по увеличению конкурентоспособности государственных организаций в государственных закупках
3.2 Предложения по совершенствованию организации государственных закупок в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важной функцией публичной и государственной власти является обеспечение населения социально значимыми товарами и услугами. При реализации данной функции власть учитывает интересы его населения и использует бюджет государства. Одним из основных способов реализации данной функции власти является размещение государственных заказов.
Актуальность данной темы определяется тем, что в современной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами государственного сектора экономики и предназначена для выполнения не только функций удовлетворение общественных потребностей, а также функций государственного регулирования экономики.
Несовершенство системы государственных закупок обуславливает низкую степень эффективности использования бюджетных средств и эффективность мер в сфере государственного управления. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Республики Беларусь позволяет устранить существующие недостатки.
Прозрачность механизма закупок на всех этапах и уровнях помогает предотвратить сокращение бюджета при закупках продукции для государственных нужд и повысить экономическую эффективность исполнительных органов государственной власти.
Госзакупки – это не только процесс заказа, но и инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:
- защиты (ВПК),
- продовольственной безопасности (АПК),
- энергетической безопасности (ТЭК),
- социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура),
- охрана и сохранение природных ресурсов.
Одновременно, формирование организационной структуры управления государственным рынком при выделении на территории страны нескольких административных центров способствует регулированию социально-экономического положения регионов (областей) и городов.
Рынок госзакупок ‒ важнейший элемент социально-экономического развития страны, а сама система госзаказа все чаще становится одним из фундаментальных институтов государственного регулирования экономики, что оказывает существенное влияние на ее динамику и структуру.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ИХ ВАЖНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Необходимость и сущность государственных закупок в Республике Беларусь
Рынок государственных закупок является неотъемлемым элементом социально-экономического развития страны, а система государственных заказов все чаще становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, существенно влияя на ее динамику и структуру.
Государственные закупки ‒ это не только процесс заказа, но и инструмент формирования политики реализации государственных функций [13]:
‒ защита (АПК);
‒ продовольственная безопасность (ВПК);
‒ энергетическая безопасность (ТЭК);
‒ социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура);
‒ защита и сохранение природных ресурсов.
В то же время формирование организационных структур управления публичным рынком при размещении на территории нескольких административных центров способствует регулированию социально-экономического положения регионов (областей) и городов.
Важность совершенствования механизма государственных закупок свидетельствует о следующем. На рубеже XX-XXI веков доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) увеличилась более чем в 700 раз. Наблюдается увеличение как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем товаров, работ и услуг ‒ доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому правительство, направляя государственные расходы и налоги, может оказать существенное влияние на социально-экономические процессы, а государственные закупки все чаще рассматриваются как один из эффективных инструментов социально-экономического развития [13].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ организации осуществления государственных закупок в Республике Беларусь
Анализ государственных закупок будет проведен на примере Гомельской области.
По состоянию на 03.02.2022 количество размещенных на официальном сайте государственных закупок в Гомельской области составило 12388.
Основными причинами внесения изменений в годовые планы государственных закупок является распределение экономии, полученной по результатам состоявшихся процедур государственных закупок.
В основаниях для внесения изменений существенно превалируют случаи, когда изменения обусловлены возникновением обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения годового плана государственных закупок было невозможно. С учетом того, что выделяемый объем финансовых средств определяется на основании обоснованности бюджетных ассигнований, формируемых заказчиками, значительное количество «непредвиденных» закупок свидетельствует о недостаточном качестве планирования.
В январе-сентябре 2020 года на официальном сайте размещена информация о проведении 320 678 процедур государственных закупок (лотов).
Из них:
‒ электронный аукцион – 103 729;
‒ процедура запроса ценовых предложений – 31 007;
‒ открытый конкурс – 3 272;
‒ биржевые торги – 1 458;
‒ процедура закупки из одного источника – 181 212 [25].
Удельный вес объявленных процедур государственных закупок в разрезе по видам процедур государственных закупок отражен на рисунке 2.1.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Предложения по увеличению конкурентоспособности государственных организаций в государственных закупках
В настоящее время рынок госзакупок Беларуси определяется как постоянно развивающийся и способный к конкуренции. Однако при этом можно сказать, что система госзакупок не идеальна, в том числе из-за отсутствия высокой эффективности расходования бюджетных средств. Такие трудности привели к необходимости детального анализа сложностей, а также рекомендаций по дальнейшему совершенствованию государственных и муниципальных закупок в сочетании с увеличением процентной доли эффективных бюджетных расходов при размещении таких закупок.
Конкурентная система закупок основана на определенных условиях и принципах. Некоторые принципы, а именно эффективность, прозрачность, экономика, контроль реализуются не всегда в полном объеме, что может негативно сказаться на фактической экономии бюджета с точки зрения госзаказов [17, 349].
Основной задачей контрактной системы является построение целостной структуры муниципальных закупок ‒ планирование и обоснование установления начальной (максимальной) цены закупок, размещение заказа, порядок исполнения контрактов, анализ результатов; а также устранение различных неточностей и пробелов в действующем законодательстве [23].
Различные виды деятельности в этой области включают использование механизмов, используемых в системе.
В основном такая деятельность должна быть направлена на восполнение пробелов в законодательстве, а также на разработку и оптимизацию законодательства в этой сфере в целом.
Типы размещения заказов в настоящее время различаются:
1. конкурентоспособный;
2. Неконкурентный (приобретение единственного поставщика).
Для повышения эффективности процедуры электронных закупок, проводимой местными властями, необходимо реализовать единство экономического пространства, а также принять меры по расширению возможностей для участия в процедурах широкого круга различных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в равной прозрачной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система госзакупок ‒ один из фундаментальных и постоянно совершенствующихся институтов государственного регулирования экономики. В сегодняшней смешанной экономике государство выступает крупнейшим заказчиком и потребителем продукции многих отраслей и отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент, который влияет на динамику и структуру экономической системы и промышленного комплекса как подсистемы, как на государственном, так и на региональном уровнях. Кроме того, это связано и с тем, что госзакупки осуществляются для решения национальных задач, где приоритет отдается удовлетворению важнейших потребностей общества, что реализуется за счет выполнения государством организационно-экономических функций.
Используя государственные закупки в качестве инструмента регулирования и программирования экономики, государство также использует потенциал частного предпринимательства для обеспечения устойчивости экономического развития. В этом случае в процессе воздействия системы госзаказов на экономику наблюдается и синергетический эффект наряду со стимулирующим.
Государственные закупки – это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
Основным нормативным правовым документом, регулирующем государственные закупки, является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – Закон № 419-З). Размещение информации о государственных закупках осуществляется в глобальной сети Интернет на официальном сайте www.icetrade.by. При проведении государственной закупки определяется ее вид.
Государство как субъект экономической деятельности, осуществляя значительные объемы закупок для удовлетворения общественных потребностей, содействует росту экономики и ее инновационному развитию.
Государственные закупки являются макроэкономическим инструментом, позволяющим государству осуществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития национальной экономики.
Согласно узкому подходу, экономическая сущность государственных закупок заключается в организации эффективного процесса организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004 г.
2. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419–З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве: Указ Президента Республики от 20 октября 2016 г. № 380 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг): Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 (в ред. Указа от 3 июня 2016 г. № 188) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 (в ред. Постановления от 30.01.2016 г. № 68) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Правила госзакупок: анализ ошибок и нарушений [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/pravila–goszakupok–analiz–oshibok–i–narushenij.
8. Амельченя, Ю. А. Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре закупки из одного источника / Ю.А. Амельченя, О.А. Бакиновская // Юридический мир. – 2014. – № 3. – С. 50–55.
9. Амельченя, Ю. А. Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок способом электронного аукциона / Ю.А. Амельченя, О.А. Бакиновская // Юридический мир. – 2014. – № 3. – С. 56–70.
10. Амельченя, Ю. А. Государственные закупки в вопросах и ответах / Ю.А. Амельченя // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. – № 3. – С. 45–52.
11. Бенсман, М. В. 4 главные ошибки при проведении процедур государственных закупок / М. В. Бенсман // Планово–экономический отдел. – 2017. – № 5. – С. 107–111.
12. Бенсман, М. В.Критерии оценки предложений участников при проведении закупок / М. В. Бенсман // Финансовый директор. – 2016. – № 3. – С. 41–44.
13. Государственные закупки: теория и практика: учебник / под общ. ред. доктора технических наук, профессора Б.Н. Паньшина. – Минск: Изд-во БГУ, 2014. – 500 с.
14. Дульчевская, Н. Государственные закупки: практика проведения / Н. Дульчевская // Гермес. – 2017. – № 6. – С. 50–54.
15. Дульчевская, Н. Государственные закупки: практика проведения / Н. Дульчевская // Гермес. – 2017. – № 7. – С. 35–37.
16. Жигалко, К. Г. Типичные ошибки, допускаемые при осуществлении государственных закупок / К.Г. Жигалко // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие. – 2016. – № 8. – С. 5–9.
17. Иванов, А. Е. Организация и система: (о книге "Эмпирический анализ системы госзакупок в России") / А. Иванов // Вопросы экономики. – 2016. – № 2. – С. 150–158.
18. Кандыбко, Н. В. Правовое обеспечение и институциональные основы государственных закупок в Республике Беларусь / Н. В. Кандыбко, В. В. Семкин // Российский следователь. – 2017. – № 6. – С. 42–46.
19. Карпович, С. Алгоритм проведения процедур государственных закупок / С. Карпович // Юрист. – 2017. – № 4. – С. 55–60.
20. Карпович, С. Документы процедуры государственной закупки: от размещения до внесения изменений / С. Карпович // Юрист. – 2017. – № 8. – С. 36–39.
21. Коношко Л. В. Зарубежный опыт организации государственных закупок [Текст] / Л. В. Коношко, А. Ю. Сураева // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 27–30.
22. Кузнецова, И. В. Управление государственными и муниципальными заказами: учеб. пособие / И.В. Кузнецова. – М.: Высшая школа экономики, 2016. – 133 с.
23. Национальный центр маркетинга Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goszakupki.by.
24. Смотрицкая, И. И. Экономика государственных закупок / И.И. Смотрицкая. – М.: Либроком, 2019. – 197 с.
25. Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления государственных закупок в количественных и стоимостных данных за январь-сентябрь 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/Статистика/Статистические%20показатели_за_январь_сентябрь_2018_госзакупки.pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты