Система социальной защиты населения в современных условиях развития Республики Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система социальной защиты населения в современных условиях развития Республики Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2022
45.00 BYN
Система социальной защиты населения в современных условиях развития Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание социальной защиты
1.2 Механизмы социальной защиты населения
1.3 Характеристика современных систем социальной защиты населения
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности организации социальной защиты населения
2.2 Анализ основных компонентов системы социальной защиты
2.3 Основные тенденции и проблемы в организации социальной защиты населения
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для Республики Беларусь вопросы социальной политики, политики социального обеспечения и защиты, политики управления доходами являются как никогда важными. Согласно Конституции Республики Беларусь, наша страна является социальным государством, а это значит, что государство имеет высокие социальные расходы на социальные нужды.
Основной задачей экономической системы является создание качественных условий жизни и устойчивого труда населения, искоренение бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может быть реализована на различных уровнях экономической деятельности. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы экономического развития и является ключевым фактором экономического роста.
В настоящее время страны с переходной экономикой проводят прозрачную государственную социальную политику. Система социальной политики, существовавшая в советское время, предусматривала строгое централизованное распределение социальных выплат и осуществление социального обеспечения на основе бюджетных ресурсов. Однако многие гарантии доступны только ограниченной группе людей. Социально-экономические и политические изменения в XX веке сопровождались возникновением таких социальных явлений, как безработица, массовая бедность. В этой связи социальная политика нуждается в реформировании в соответствии с принципами социально ориентированной рыночной экономики. Таким образом, основной целью государственной социальной политики является создание системы мер по улучшению условий жизни и труда всех групп населения, предупреждению и ликвидации социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.
Цель данной работы – отразить суть социальной защиты, основные направления реализации, особенности ее в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты организации социальной защиты населения;
– проанализировать системы социальной защиты населения Республики Беларусь;
– выявить направления развития системы социальной защиты населения в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание социальной защиты
Термин «социальная защита» впервые был использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 году, в котором законодательно определено новое учреждение для этой страны по обязательному страхованию на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре этот термин стал широко использоваться во многих странах мира, а также в Международной организации труда (МОТ). Кроме того, сфера применения этого определения расширилась в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАКО) и т.д. [1, с. 54].
Официальное признание, укрепление Конституции и закона, развитие социальных прав и свобод осуществлялись в очень сложных и противоречивых условиях. В то же время «западная» доктрина долгое время отвергала концепцию социальных прав как несовместимую с философией свободного рынка и невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Как отмечается в юридической литературе, консолидация модели социальных прав и свобод в международных стандартах ООН стала результатом компромисса между естественным («западная» модель) и позитивным (СССР) правовым пониманием.
Социальная жизнь человека многогранна. Будучи субъектами права, граждане одновременно осуществляют множество различных прав и свобод: личных, политических, экономических, социальных и культурных. Принципы, объединяющие экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, являются основополагающими правами и иногда толкуются как самостоятельные права: право на равное обращение, право на достоинство личности и право на жизнь, которые согласуются с требованиями справедливого распределения общественных благ. Например, очевидно, что неприкосновенное право человеческой личности, охраняемое Конституцией Республики Беларусь, связано не только с защитой от пыток и жестокого и бесчеловечного обращения, но и с обеспечением достойного качества жизни, свободы от голода, нищеты и отсутствия доступа к основным социальным благам [3, c.942].
Большинство авторов рассматривают в качестве основных элементов системы социальной защиты населения социальное страхование и социальное обеспечение, дополняя эту систему социальной помощью, социальными льготами и гарантиями населению.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности организации социальной защиты населения
Социальная защита населения осуществляется через систему государственных социальных стандартов, которые устанавливают и гарантируют минимум благ, обеспечиваемых государством своим гражданам. В нашей стране этот процесс регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики Беларусь» от 30.05.2003 г. № 724 [7, c.461].
Социальные нормативы создают основу для выполнения прогнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения. Сегодня система государственных социальных стандартов Беларуси предусматривает нормативы в области здравоохранения, образования, социального обслуживания и др.
Функции служб занятости аналогичны функциям, определенным в документе МОТ. К ним относятся: сбор и анализ данных о состоянии рынка труда; ведение учета вакансий и граждан, поступающих на работу; регистрация по безработице; активное проведение мер социальной защиты на рынке труда и предоставлять различные виды субсидий безработным гражданам и другим лицам. Таким образом, создание органа социальной защиты по безработице в Беларуси по сути совпадает с международной практикой.
Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь включает:
- добровольное дополнительное и личное социальное страхование
- обязательное социальное страхование.
- услуги общественных организаций взаимопомощи (общество инвалидов, церкви)
- государственные соц. гарантии по медицинской помощи, жилья, оздоровительных услуги.
Существуют 2 основных механизма соц. защиты:
- обязательное страхование охватывает занятое население.
- социальная помощь подразумевает выплаты и услуги и другим категориям населения [7, c.461].
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основными мерами по повышению уровня и качества жизни населения на первом этапе являются усиление роли заработной платы как основного фактора экономического развития и повышение экономической эффективности, обеспечение роста реальных доходов населения как основы для улучшения жизни людей, сокращение числа бедных граждан и предотвращение чрезмерной дифференциации по уровням доходов различных групп населения в регионах и секторах экономики. Ожидается, что увеличение минимальной заработной платы, увеличение средней заработной платы и среднего дохода на душу населения к 2025 году вдвое сократит долю населения, живущего ниже прожиточного минимума, что соответствует Декларации тысячелетия.
Текущие цели политики доходов:
- к концу 2025 года рост средней заработной платы работников в секторах экономики до 500 долларов США, увеличение реальной заработной платы более чем в 1,5 раза;
- приближение минимальной заработной платы к минимальному бюджету потребителя;
- сократить долю малообеспеченных граждан до 10% к концу 2025 года;
- увеличение денежного пособия по уходу за детьми в возрасте до трех лет к концу 2025 года в бюджете прожиточного минимума;
- совершенствовать пенсионное законодательство и повысить реальную стоимость пенсий по старости в 1,5-1,52 раза к 2025 году [13].
В области социальной защиты населения необходимо повысить эффективность, надежность, стабильность и доступность на основе государственных социальных гарантий и стандартов, дифференцированных и целевых подходов к социальной поддержке различных групп населения.
Это достигается путем:
- оказание социальной помощи семьям, лицам с доходами ниже установленного гарантированного минимального дохода;
- социальная реабилитация граждан с ограниченными возможностями;
- повышение эффективности социальной помощи для малообеспеченных граждан и лиц, живущих в трудных ситуациях, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
- улучшение государственной поддержки семей в родах и воспитании детей;
- решение социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских поселениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита населения предполагает систему законодательных, экономических, социальных гарантий, посредством которой трудоспособным гражданам предоставляются равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения – прямая материальная поддержка в виде пенсий, пособий, стипендий, других выплат.
На развитие системы социальной защиты населения активно влияют факторы, связанные с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе.
В мировой практике обе системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общими для них являются принцип самообеспечения, согласно которому все граждане трудоспособного возраста участвуют в формировании страховых фондов в период их занятости; гибкая система социальных гарантий на случай болезни, инвалидности, потери работы и т. п.
Основным приоритетом социальной политики Республики Беларусь является повышение рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, больших и крепких семей, счастливого детства, молодежи, полной возможностей и перспектив, активной работы, которая приносит процветание, безопасную и достойную жизнь в старость.
Основные направления и задачи социальной защиты в Республике Беларусь включают в себя усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование средств, выделяемых государством на социальную защиту.
Важнейшими способами повышения уровня и качества жизни населения на первом этапе являются усиление роли заработной платы как основного фактора, стимулирующего экономическое развитие, и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основа для улучшения жизни населения и сокращения числа малоимущих граждан, а также предотвращения чрезмерной дифференциации уровня доходов различных групп населения в регионах и секторах экономики.
Государственная политика должна быть направлена на вовлечение населения в регулярные занятия физкультурой и спортом, поддержание стабильного положения Беларуси среди сильнейших спортивных государств.
1. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь. – Мн.: БГЭУ, 2019 – 415 с.
2. Денисова, И. П. Социальная политика: учебник / И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 347 с.
3. Ишмуратова, В. Г. Национальные системы социальной защиты в развитых странах / В. Г. Ишмуратова // Вестник Башкирского университета. – 2019. – №. 3. – С. 941-945.
4. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2017. – 518 c.
5. Кипинган, Н. С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве // Вестник КемГУ. – 2020. – №1. – С. 142-147.
6. Кокшарова, Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 225-227.
7. Конончук, А. П. Система социальной защиты населения Республики Беларусь / Конончук А. П. // В сборнике: Наука и молодежь: новые идеи и решения. Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых исследователей. 2018. С. 461-463.
8. Корж, Г. Г. Эффективность мер по социальной защите / Корж Г. Г, Тарасова Е. В. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2019. № 3. С. 73-74.
9. Левченко, Е.А., Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС: опыт Германии // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 4. – С. 371-380.
10. Лицкевич, А. М. Негосударственное пенсионное обеспечение в Республике Беларусь / Лицкевич А. М. // В сборнике: Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 т.. 2019. С. 112-116.
11. Манцурова, Н.В. Организация социального обеспечения : учеб. пособие / Н. В. Манцурова. – Минск : БГУ, 2017. – 143 с.
12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: НСУР_2030.pdf.
13. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2035-goda.pdf.
14. О государственной программе «Социальная защита» на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Социальная защита_гос. программа 2021-2025.pdf.
15. Официальный сайт Национального статического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
16. Парамонов, В. В. Социальная политика: учебное пособие / В. В. Парамонов. – М.: Изд-во РУДН, 2016. – 114 с
17. Рождественская, Е. М., Ермушко, Ж. А. Система здравоохранения и социальной защиты: опыт Швеции / Е. М. Рождественская, Ж. А. Ермушко // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2018. – №. 1 (28). – С. 25-35.
18. Смирнова, А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. – 2017. – №11.4. – С. 208-210
19. Шавель, С.А. Императивы развития социальной сферы / С.А. Шавель // Социология. – 2020. – № 2. – С. 38-48.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты