Государственные расходы в национальной экономике: оценки и возможности ограничения роста
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственные расходы в национальной экономике: оценки и возможности ограничения роста»
по дисциплине: «Экономическая теория»
2022
45.00 BYN
Государственные расходы в национальной экономике: оценки и возможности ограничения роста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономическая теория
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования расходов бюджета
1.1 Сущность расходов государственного бюджета и их экономическая роль
1.2 Классификация расходов бюджета
Глава 2 Анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-финансовой политики в сфере бюджетных расходов
2.2 Динамика расходов консолидированного бюджета в Республике Беларусь
Глава 3 Основные направления оптимизации расходов бюджета Республики Беларусь в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях переходной экономики важное значение имеет государственный бюджет, который участвует в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходной и расходной частей. Суммы доходов и расходов государственного бюджета определяют развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Расходы государственного бюджета направляются на финансирование социально-экономических программ государства, на содержание государственных структур и иное. Такая роль расходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.
В связи с вышеизложенным, тема курсовой работы является достаточно актуальной в современной экономике.
Целью курсовой работы является исследование основных направлений оптимизации расходов бюджета Республики Беларусь в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе обозначены и решены следующие задачи:
˗ изучить теоретические основы исследования расходов бюджета;
˗ провести анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь;
˗ выявить основные направления оптимизации расходов бюджета Республики Беларусь в современных условиях.
Объект исследования – государственные расходы Республики Беларусь.
Предмет исследования – государственный бюджет Республики Беларусь.
Методологическими основами проведенного исследования являются теоретический анализ, сравнение и обобщение данных научной литературы по изучаемой проблеме, а также комплексный подход, дающий возможность исследовать ситуацию как объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1 Сущность расходов государственного бюджета и их экономическая роль
Согласно утверждению Харвей Дж. «государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющим тесную взаимосвязь со всеми другими звеньями. В Бюджетном кодексе Республики Беларусь бюджет определен как план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
Расходы государственного бюджета представляют экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением – денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления» [10, с.509].
Согласно М. П. Афанасьевой «государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание)» [1, c. 68].
Государственные расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные направления бюджетно-финансовой политики в сфере бюджетных расходов
Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2021 год и плановый период подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь с учетом итогов реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики за предыдущие годы, а также сформулированных в «Повестке дня в области устойчивого развития» Целей устойчивого развития ООН на период 2016-2030 годов.
Согласно основным направлениям бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2021-2023 годы «бюджетная политика в 2021 году направлена на сохранение устойчивости бюджетной системы и повышение качества управления государственными финансами. Финансирование программных расходов осуществляется после принятия государственных программ в установленном порядке с учетом рационального использования бюджетных ассигнований на программные мероприятия» [3].
Охват расходов консолидированного бюджета государственными программами в 2021 году предусматривается сохранить на уровне не менее 65 процентов, что соответствует значению целевого показателя, определенному в Государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года [3].
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
По словам Гончар А. А. «расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Посредством бюджетных расходов оказывается поддержка социально незащищенным слоям населения. Бюджетные расходы оказывают активное влияние на формирование экономического роста и развитие прогрессивных отраслей. Поэтому изучение направлений использования расходов государственного бюджета и их эффективности является актуальным на протяжении долгого времени» [12].
Оптимизация расходов бюджета может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат. Необходимо отметить, что в области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, к сожалению, все еще распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения, несмотря на значительные суммы социальных расходов бюджета нашего государства.
Для повышения эффективности управления бюджетом необходимо уделить большее внимание расходованию финансовых средств. Для этого целесообразно ежегодно определять цели и приоритеты финансирования, то есть финансировать наиболее социально-значимые программы и мероприятия, обеспечивая максимум результата при минимуме вложений.
При разработке региональной бюджетной политики необходимо учитывать дифференциацию в отраслевой структуре расходов, развитии сети учреждений, их мощность.
Если предположить, что эти факторы в равной степени влияют на всю территорию республики, то для всех регионов для определения объема финансирования может быть применен единый средний республиканский стандарт бюджетного обеспечения. Однако, с точки зрения регионов, их влияние неодинаково. Вот почему неправомерно планировать расходы в непроизводственной сфере в соответствии со стандартом бюджетного обеспечения, единообразным для всех территорий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расходы бюджета представляют собой финансово-экономические отношения, которые появляются между государством, учреждениями, компаниями и гражданами в ходе распределения и применения по разным назначениям средств бюджетного фонда.
На современном этапе в любом государстве достижение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
Экономическое значение и сущность расходов государственного бюджета проявляется в его широкой классификации. Каждая разновидность расходов имеет свою как количественную, так и качественную характеристику.
Основные направления бюджетно-финансовой политики в сфере бюджетных расходов включают: проведение последовательной политики по повышению уровня заработной платы, планирование расходов на текущее содержание бюджетных организаций для обеспечения их бесперебойного функционирования, предоставление субвенций бюджету государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, оказание государственной поддержки многодетных семей, воспитывающих детей, обеспечение своевременного и полного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга, сохранение оказания государственной поддержки на строительство жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, повышение эффективности государственной поддержки реального сектора экономики, обеспечение бюджетного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, повышение тарифов на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги, направление капитальных расходов для обеспечения потребностей экономики.
Анализ структуры и динамики государственного бюджета как ключевого элемента финансовой системы государства показал, что на протяжении последних лет наблюдается увеличение доходов государственного консолидированного бюджета. Вместе с тем наблюдается также значительное увеличение расходов консолидированного бюджета. В 2020 году государственный бюджет впервые с 2011 года был исполнен с дефицитом в размере 2 689,5 млн. руб.
На сегодняшний день существуют определенные проблемы с формированием и исполнением государственного бюджета. На фоне снижение совокупного государственного долга государства снизился и профицит государственного бюджета.
1. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
2. Кудёлка, О. С. О некоторых аспектах расхода бюджета Республики Беларусь / О. С. Кудёлка // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – №6(22). – С. 124-127.
3. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2021-2023 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/21122020.pdf.
4. Авдеева, Т. М. О целях бюджетной политики / Т. А. Авдеева, М. Г. Сенникова // Финансы. – 2016. – № 9. – С. 76 – 79.
5. Астрейко, Т. Подобрать свой ключ к бюджету / Т. Астрейко // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 11. – С. 19-22.
6. Родионова, В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты / В. М. Радионова // Финансы. – 2012. – № 4. – С. 54-60.
7. Шимов, В.Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В.Н. Шимов. // Белорусский экономический журнал — 2016 — №3, с. 8–12
8. Силюк, Т.С. Государственная экономическая политика: учебно-методический комплекс /Т.С. Силюк. — Брест: Изд-во БрГУ, 2014. — 115 с.
9. Френкель, С. Дополнительный источник пополнения бюджета / С. Френкель // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 3. – С. 19–20.
10. Харвей Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана. – 2017. – 730 с.
11. Финансы и финансовый рынок: учебник/. О.А. Пузанкевич [и др]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2020. – 457 с.
12. Гончар А. А. Оптимизация расходов государственного бюджета в условиях мирового экономического кризиса / А.А. Гончар, С. В. Чернорук // Экономические науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/44_NIOBG_2016/Economics/3_219533.doc.htm.
13. Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/finstabrep/finstab2020.pdf
14. Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь // Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ bp/strategy/1080_strategy.pdf
15. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
16. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
17. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yd2020.pdf.
18. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2017. – 618 с.
19. Мельникова Н.А. Основные направления по совершенствованию бюджетной и налоговой системы Республики Беларусь / Н.А. Мельникова // Формирование макро- и микроэкономических механизмов монетарно-финансовой политики для эффективного функционирования современных интеграционных систем: сборник научных статей [Электронный ресурс] / Н.А. Мельникова [и др.]; редкол.; Н.А. Мельникова, Т.Г. Струк. – Минск, БГУ, Экономический фак., Каф. Корпоративных финансов. – Минск: БГУ, 2018. – 101 с. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/196008.
20. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/publik/ru/home/sitemap.
21. Кулаева, А.М. Принципы управления государственным долгом [Текст] / А.М. Кулаева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2017. № 3 (12). – 23-24 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты