Государственные закупки как инструмент государственного регулирования экономики Республики Беларусь и их совершенствование
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственные закупки как инструмент государственного регулирования экономики Республики Беларусь и их совершенствование»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2022
45.00 BYN
Государственные закупки как инструмент государственного регулирования экономики Республики Беларусь и их совершенствование
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты государственных закупок
1.1 Понятие государственных закупок
1.2 Основы государственного регулирования государственных закупок
2 Государственное регулирование государственных закупок в Республике Беларусь
2.1 Государственные закупки в экономике Республики Беларусь
2.2 Нормативное регулирование государственных закупок в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования государственного регулирования государственных закупок в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Государственные закупки и все иные процессы, которые связанны с ними являются сложной и весьма специфической областью современного рынка в силу их государственного характера, так как в сфере государственных закупок эквивалентность рыночных отношений имеет неполный характер, который состоит в том, что расходы государства экономически не связаны с его доходами, которые, в свою очередь, в основном есть налоговые поступления, не зависящие от закупочной деятельности государственных организаций.
Кроме того, основная задача государственных закупок – это обеспечение приобретения товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных нужд при максимально рациональном расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Рынок государственных закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру.
Во всех развитых странах государство является крупнейшим заказчиком товаров, работ и услуг. В большинстве стран доля государственных закупок составляет 10–20% ВВП. Практически во всех документах, регулирующих государственные закупки в разных странах, отмечается, что основное отличие государственных закупок от закупок, проводимых коммерческими организациями и частными лицами, – это то, что они осуществляются не на собственные средства покупателя, а на деньги налогоплательщиков.
В современной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами государственного сектора экономики и предназначена для выполнения не только функций удовлетворение общественных потребностей, а также функций государственного регулирования экономики.
Несовершенство системы государственных закупок обуславливает низкую степень эффективности использования бюджетных средств и эффективность мер в сфере государственного управления. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Республики Беларусь позволяет устранить существующие недостатки.
Прозрачность механизма закупок на всех этапах и уровнях помогает предотвратить сокращение бюджета при закупках продукции для государственных нужд и повысить экономическую эффективность исполнительных органов государственной власти.
1 Теоретические аспекты государственных закупок
1.1 Понятие государственных закупок
В ряде стран первоочередные потребности государства и его субъектов (областей, районов) ежегодно устанавливаются в законодательном порядке и признаются государственными нуждами. Основной формой обеспечения государственных нужд выступает государственный заказ на поставку (закупку) товаров, работ и услуг.
Государственные закупки – это, выдаваемые предприятию (учреждению, организации) от имени государства поручение изготовить и поставить потребителям конкретную продукцию, выполнить определенную работу производственного и непроизводственного, научно-исследовательского и иного характера.
Как отмечает Б.Н. Паньшин, государственные закупки не только обеспечивает удовлетворение государственных нужд, но и является важным инструментом государственного регулирования экономики, позволяет воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство [9, с. 46].
Особенностью государственных закупок является то, что закупки в рамках его оплачиваются за счет средств соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов. Органы исполнительной власти осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки называются государственными. В ходе процедур госзакупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики, которые и поставляют товары, работы и услуги для госнужд).
Государственные закупки выполняют ряд важнейших функций в развитии экономики:
1. Воспроизводственная функция. Механизм государственных закупок позволяет удовлетворить государственные нужды в товарах, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым уровнем качества, что обеспечивает стабильные экономические взаимосвязи с участием государства как хозяйствующего субъекта.
2. Стимулирующая функция. Государственные закупки являются инструментом создания инвестиционного климата, регулирования отраслевой и региональной структур экономики и служат фактором роста совокупного спроса.
2 Государственное регулирование государственных закупок в Республике Беларусь
2.1 Государственные закупки в экономике Республики Беларусь
Развитие экономических отношений объективно требует постоянного совершенствования юридических норм, позволяющих усилить динамику современных общественных процессов. Исходя их этого государственные и частные организации, юристы и экономисты уделяют самое пристальное внимание вопросам правового регулирования государственных закупок. Соблюдение юридических процедур размещения заказов, их прозрачность напрямую связаны с эффективностью государственного управления и целевым расходованием бюджетных средств, и вместе с тем являются действенными мерами противодействия коррупции.
Особенность закупок товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь в настоящее время заключается в наличии различных правил для их осуществления, включая:
– государственные закупки;
– закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств;
– закупки товаров (работ, услуг) при строительстве;
– общий порядок заключения договоров и выбора контрагента
Каждый из перечисленных порядков имеет свое отдельное правовое регулирование. Только общий порядок заключения договоров и выбора контрагента, построенный на диспозитивных нормах гражданского законодательства, предоставляет свободу выбора контрагента приобретателю товаров (работ, услуг), не обусловленную необходимостью проведения какихлибо процедур (порядков, способов) закупок.
Принято различать так называемые конкурентные и неконкурентные процедуры (порядки, способы) закупок. Конкурентные отличаются наличием при заключении договора двух и более субъектов, претендующих на заключение договора с лицом, которое осуществляет выбор контрагента (приобретатель товаров (работ, услуг)). Состязательность, в свою очередь, обусловливает наличие конкуренции между такими участниками, что предполагает применение соответствующего антимонопольного законодательства. Однако до недавнего времени отношения в связи с осуществлением закупок не регулировались антимонопольным законодательством. Это связано с тем, что по существу в Законе Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [3, ст. 1], и в нем отсутствует специальная норма, закрепляющая антимонопольные требования к закупкам товаров.
3 Направления совершенствования государственного регулирования государственных закупок в Республике Беларусь
1 января 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики от 20 октября 2016 года № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (срок действия – до 1 января 2019 года), которым устанавливается особый порядок закупок товаров (работ, услуг) при строительстве путем проведения подрядных торгов либо переговоров при закупках работ, услуг при строительстве, а также торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, в том числе при бюджетном финансировании [3].
В 2016 году закупки товаров (работ, услуг) в строительстве, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, осуществляются в соответствии с законодательством о государственных закупках. Это позволило изменить сложившуюся за 2014-2015 годы практику ограничения участия в процедурах закупок субъектов хозяйствования по субъективным основаниям, в том числе исключить как недопустимые ограничения: по территориальному признаку, по наличию опыта работы с определенными заказчиками, по наличию отзывов о качестве выполненных работ от определенных заказчиков и т.п.
Исключены факты асимметрии информации при организации процедур государственных закупок в сфере строительства, то есть информация по предмету государственной закупки, необходимая для подготовки предложений участниками, в полном объеме размещается в открытом доступе на официальном сайте или на электронной торговой площадке; исключены факты выезда участников к заказчику для получения документов в целях подготовки предложений. Тем самым исключены неравные условия получения информации, необходимой для подготовки предложений участниками.
Госзакупки в Республике Беларусь находятся в процессе постоянной трансформации и совершенствования. Это необходимо для создания условий для добросовестной конкуренции и минимизации коррупционных рисков, чему однозначно способствует электронный формат конкурентных процедур.
По мере роста гласности и прозрачности процесса госзакупок увеличивается и количество жалоб, поступающих в МАРТ. Возможность обжалования действий (бездействия) и (или) решений заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в административном органе появилась у участников процедур госзакупок после вступления в 2013 г. в силу Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные закупки – это, выдаваемые предприятию (учреждению, организации) от имени государства поручение изготовить и поставить потребителям конкретную продукцию, выполнить определенную работу производственного и непроизводственного, научно-исследовательского и иного характера.
Законодательство Республики Беларусь о закупках находится в стадии формирования и содержит потенциал для дальнейшего развития. Он достаточно подготовлен для того, чтобы это развитие происходило в контексте гармонизации профсоюзного законодательства.
Более того, по мере усложнения экономических отношений и развития многоструктурной экономики методы регулирования закупок неизбежно усложняются как с точки зрения информационной поддержки закупок, так и с точки зрения расширения инструментов закупок и дифференциации требований для различных категорий клиентов. Широкое распространение электронных технологий логично требует введения электронных закупок в систему государственных закупок.
В целом подходы к нормативному регулированию закупочных отношений в Беларуси базируются на общих для союза принципах государственного регулирования закупок в целях развития конкуренции, которая в свою очередь рассматривается как ключевой фактор повышения эффективности закупок.
Основой для внедрения этих принципов в сфере государственных закупок до 2013 года был Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь». С 1 января 2013 года ему на смену пришёл Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», положения которого развиваются в Указ Президента от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» и в Постановление Совета Министров от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Как мы помним, годом позже в России вступил в силу новый Закон «О контрактной системе».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» устанавливает, что официальным сайтом в глобальной компьютерной сети Интернет, созданным для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, является сайт http://www.icetrade.by, а оператором официального сайта является информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004 г.
2. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419–З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве: Указ Президента Республики от 20 октября 2016 г. № 380 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг): Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 (в ред. Указа от 3 июня 2016 г. № 188) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 (в ред. Постановления от 30.01.2016 г. № 68) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Правила госзакупок: анализ ошибок и нарушений [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/pravila–goszakupok–analiz–oshibok–i–narushenij
8. Амельченя, Ю. А. Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре закупки из одного источника / Ю.А. Амельченя, О.А. Бакиновская // Юридический мир. – 2014. – № 3. – С. 50–55.
9. Амельченя, Ю. А. Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок способом электронного аукциона / Ю.А. Амельченя, О.А. Бакиновская // Юридический мир. – 2014. – № 3. – С. 56–70.
10. Амельченя, Ю. А. Государственные закупки в вопросах и ответах / Ю.А. Амельченя // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. – № 3. – С. 45–52.
11. Бенсман, М. В. 4 главные ошибки при проведении процедур государственных закупок / М. В. Бенсман // Планово–экономический отдел. – 2017. – № 5. – С. 107–111.
12. Бенсман, М. В.Критерии оценки предложений участников при проведении закупок / М. В. Бенсман // Финансовый директор. – 2016. – № 3. – С. 41–44.
13. Государственные закупки: теория и практика: учебник / под общ. ред. доктора технических наук, профессора Б.Н. Паньшина. – Минск: Изд-во БГУ, 2014. – 500 с.
14. Дульчевская, Н. Государственные закупки: практика проведения / Н. Дульчевская // Гермес. – 2017. – № 6. – С. 50–54.
15. Дульчевская, Н. Государственные закупки: практика проведения / Н. Дульчевская // Гермес. – 2017. – № 7. – С. 35–37.
16. Жигалко, К. Г. Типичные ошибки, допускаемые при осуществлении государственных закупок / К.Г. Жигалко // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие. – 2016. – № 8. – С. 5–9.
17. Иванов, А. Е. Организация и система: (о книге "Эмпирический анализ системы госзакупок в России") / А. Иванов // Вопросы экономики. – 2016. – № 2. – С. 150–158.
18. Кандыбко, Н. В. Правовое обеспечение и институциональные основы государственных закупок в Республике Беларусь / Н. В. Кандыбко, В. В. Семкин // Российский следователь. – 2017. – № 6. – С. 42–46.
19. Карпович, С. Алгоритм проведения процедур государственных закупок / С. Карпович // Юрист. – 2017. – № 4. – С. 55–60.
20. Карпович, С. Документы процедуры государственной закупки: от размещения до внесения изменений / С. Карпович // Юрист. – 2017. – № 8. – С. 36–39.
21. Коношко Л. В. Зарубежный опыт организации государственных закупок [Текст] / Л. В. Коношко, А. Ю. Сураева // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 27–30.
22. Кузнецова, И. В. Управление государственными и муниципальными заказами: учеб. пособие / И.В. Кузнецова. – М.: Высшая школа экономики, 2016. – 133 с.
23. Смотрицкая, И. И. Экономика государственных закупок / И.И. Смотрицкая. – М.: Либроком, 2019. – 197 с.
24. Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления государственных закупок в количественных и стоимостных данных за январь-сентябрь 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/Статистика/Статистические%20показатели_за_январь_сентябрь_2018_госзакупки.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты