Государственное регулирование развития лесного хозяйства в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование развития лесного хозяйства в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2022
45.00 BYN
Государственное регулирование развития лесного хозяйства в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Организация: Лиозненский лесхоз, ГЛХУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ М Основные экономические и финансовые показатели деятельности лесного хозяйства за 2019-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2021г.ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ М Основные экономические и финансовые показатели деятельности лесного хозяйства за 2019-2021гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЛИОЗНЕНСКИЙ ЛЕСХОЗ»
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИОЗНЕНСКИЙ ЛЕСХОЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной экономике управление деятельностью хозяйственного субъекта выступает важнейшим атрибутом теории и практики управления организации и ее значимость во многом определяется развитием конкуренции на потребительском рынке.
Набор потребностей у каждого конкретного индивидуума зависит от его индивидуальных качеств, от развития общества, научно-технического прогресса.
Разнообразие потребностей туристов вытекает из неоднозначности потребительских выгод, которые они ожидают от предлагаемых туристских услуг. В развитых странах потребители предпочитают туры, адаптированные к специфическим запросам. Одним из обособленных сегментов туристского рынка является охотничий туризм.
Республика Беларусь обладает огромными ресурсами с точки зрения охотничьего туризма, научно обоснованное использование, которых может оказывать положительное воздействие на экономику, социальную сферу жизни людей.
Важность данного исследования заключается в развитии охотохозяйственной деятельности на современном этапе, где важно владеть знаниями о процессах развития данного направления.
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что лесной сектор играет важную роль в экономике Республики Беларусь и имеет существенное значение для социально-экономического развития хозяйственных субъектов.
Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению комплексного и рационального использования ресурсов и полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, осуществлению мероприятий по лесоустройству, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, организации лесопользования в части подготовки и передачи лесного фонда для осуществления лесопользования, контроля за лесопользованием и другие задачи.
Лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно.
Учитывая все вышесказанное, можно считать тему «Государственное регулирование развития лесного хозяйства в Республике Беларусь» актуальной и своевременной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Управление лесным хозяйством ‒ это целенаправленное воз действие органов управления при помощи определенных методов на коллективы людей для достижения поставленных перед ними целей. Управление предполагает:
‒ определение целей производства в лесном хозяйстве;
‒ разработку программ (лесохозяйственных регламентов), определяющих задачи, порядок, условия и последовательность достижения поставленных целей;
‒ организацию производственного процесса;
‒ контроль и оценку развития производства [22, с. 188].
Лесное хозяйство республики функционирует в условиях исключительной государственной собственности на леса, централизованного лесоуправления и лесопользования. В Беларуси основные принципы организации лесопользования определены следующими нормативными документами:
1. Государственной программой «Белорусский лес» на 2021-2025 годы;
2. Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь;
3. Лесным Кодексом Республики Беларусь.
Названными документами определены следующие цели при организации лесопользования:
‒ рациональное, неистощительное и непрерывное использование лесов;
‒ обеспечение относительно постоянного лесопользования в пределах лесного фонда для субъектов ведения лесного хозяйства;
‒ осуществление экологизированного (природосовместимого) лесопользования.
К задачам развития лесного хозяйства относятся повышение эффективности использования лесных ресурсов за счет увеличения объемов производства продукции в целях более полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала лесного хозяйства, применение инновационных, экономически и экологически эффективных технологий. Важную роль в решении вышеперечисленных задач играет подготовка высококвалифицированных специалистов, не только обладающих знаниями в области техники и технологий лесохозяйственного производства, но и имеющих хорошую экономическую базу для принятия управленческих решений.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЛИОЗНЕНСКИЙ ЛЕСХОЗ»
Приказом Министерства Лесного Хозяйства БССР от 06 марта 1984 №28 в целях повышения уровня ведения лесного хозяйства и усиления охраны лесов зеленой зоны г. Витебска, а так же улучшения обслуживания местных лесопользователей 35 лет назад, на территории Лиозненского и, частично, Витебского и Оршанского административных районов было создано лесохозяйственное предприятие - Лиозненский лесхоз. В связи с передачей колхозных лесов в ведение Лиозненского лесхоза в 1995 году было образовано Залесское лесничество, в 1999 – Стасевское, и в 2000 – Ясеневское. В 2009 году Лиозненскому лесничеству присвоен статус опытно-производственного.
Современная структура учреждения насчитывает 8 структурных подразделений: Лиозненское, Добромыслинское, Бабиновичское, Стасевское, Крынковское, Ясенёвское, а также лесопункт, деревообрабатывающий цех. Площадь лесного фонда составляет 71760,3 га, в т.ч. покрытая лесом - 65170,4 га. В разное время предприятием руководили: Какорко Петр Викторович 1984-1994, Родионов Сергей Львович 1994-2001, Черноусов Вячеслав Васильевич 2001-2008, Подлещук Дмитрий Леонидович 2008-2011, Селезнев Роман Леонидович 2011-2015, с 2015 года по настоящее время – Пышный Константин Леонидович.
В 1984 году при создании Учреждения от Витебского лесхоза Лиозненского лесничества в собственность Лиозненского лесхоза был передан лесной питомник. Его площадь составляла 5 га. В 1986 году директором лесхоза, было принято решение по созданию нового питомника. При обследовании лесных угодий, руководству приглянулось место из березняка, где и решили заложить новый питомник. На сегодняшний день продуцирующая площадь питомника составляет 17,8 га.
В 1986 года директор лесхоза Какорко Петр Викторович принимает решение на пустыре около лесхоза разбить дендропарк, наподобие тому, что создали коллеги из Глубокского лесхоза. Желание собрать коллекцию деревьев и кустарников, не уступающую по количеству и красоте Глубокскому дендрапарку было настолько велико, что решено было расширить географические рамки поставщиков материала. Саженцы передавались из разных уголков бывшего советского союза. Именно с этого момента начинается история создания дендропарка. Площадь его на сегодняшний день составляет около 2 гектаров. На этой территории произрастают 512 деревьев и кустарников различных видов и форм. В лесхозе уважают трудовые традиции, передают их от поколения к поколению. Здесь оказывают внимание и поддержку людям, чей труд содействовал достижению сегодняшних результатов на предприятии.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИОЗНЕНСКИЙ ЛЕСХОЗ»
Повышение эффективности государственного управления лесным хозяйством Государственного лесохозяйственного учреждения «Лиозненский лесхоз» обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь путем:
‒ совершенствования лесного планирования;
‒ совершенствования организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
‒ совершенствования технологий производства продукции лесного хозяйства.
Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности Государственного лесохозяйственного учреждения «Лиозненский лесхоз».
Основными задачами Государственного лесохозяйственного учреждения «Лиозненский лесхоз» должны являться:
‒ реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках;
‒ организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда;
‒ организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
‒ обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
‒ сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
‒ сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда и в лесах, расположенных на землях иных категорий;
‒ обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесных участков, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лесное хозяйство республики функционирует в условиях исключительной государственной собственности на леса, централизованного лесоуправления и лесопользования.
В системе Министерства лесного хозяйства выстроена и успешно функционирует система лесоразведения и лесовосстановления. Благодаря инвестициям, направленным на техническое переоснащение и развитие инфраструктуры питомнического хозяйства, в настоящее время в отрасли функционирует множество постоянных питомников.
Министерство лесного хозяйства является республиканским органом государственного управления, которые обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство и рациональное использование государственного лесного фонда и осуществляет регулирование в данной области.
Меры в области охранных и охотохозяйственных мероприятий в Республике Беларусь, направленных на развитие охотничьего хозяйства:
– производится лесовосстановление и лесоразведение с целью содействия естественного возобновления лесов и сохранения подроста;
– осуществляется посадка и посев лесов с целью сохранения среды обитания животных;
– ввод лесных насаждений, заготовка семян древесины и кустарниковых пород;
– осуществляется защита лесов от вредителей и болезней биологическим и химическим методами;
– обеспечивается охрана лесов от пожаров с помощью авиации.
В результате исследования комплекса охранных мероприятий лесного хозяйства в Республике Беларусь за 2018-2020 гг. было выявлено следующее: защита лесов осуществляется в большей степени биологическим методом, т. к. его удельный вес составил 82 %; лесовосставноление в 2020 году по сравнению с 2018 годом возросло на 13,3 % или 5793 га; ввод лесных насаждений сократился на 40,3 %, т. к. присутствует недостаток рабочего персонала в лесном хозяйстве; заготовление семян древесных и кустарниковых пород неравномерно распределено по годам; защита лесов в 2020 году по сравнению с 2019 годом возросла на 10,2 % или 3373 га, а к 2018 году сократилась на 23,7 % или 11342 га; наблюдается снижение охраны лесов от пожаров (на 0,02 % к 2018 году).
Недостатком охотохозяйственной деятельности Республики Беларусь за 2018-2020 гг. является недостаточное осуществление охранных и биотехнических мероприятий, что снижает эффективность их деятельности.
1 Бианки, Лесная газета на каждый год / Бианки, Виталий. - М.: М.-Л.: Детгиз; Издание 6-е, перераб. и доп., 2016. - 357 c.
2 Бреусова, Е. А., Сбытовая политика в деятельности современной организации // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 17. – С. 203–206.
3 Галлямова, Л. М. Управление каналами сбыта на предприятии // Молодой ученый. – 2017. – №10. – С. 597–600.
4 Данилова, Е.А. Стимулирование сбыта: содержание, виды, разработка программы / Е.А. Данилова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2016. – №9. – С. 120–124.
5 Диянова, С.Н. Лояльность потребителей как стратегический компонент маркетинга розничной торговли//Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 10 (51). – С. 973–976.
6 Дмитриев, В.В. Сбытовая политика коммерческих предприятий / В.В. Дмитриев // Сборник научных статей 9–ой Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 155–158.
7 Ефимова, С. А. Коммерческая служба предприятия. Организация эффективной работы / С.А. Ефимова, А.П. Плотников. – М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2016. – 272 c.
8 Захаренко, В. И. Стратегический маркетинг на предприятии/ В. И. Захаренко, Э. А. Кузнецов. – М.: Наука и техника, 2015. – 236 с.
9 Захарова, Ю.А. Методы стимулирования сбыта / Ю.А. Захаров. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 120 с.
10 Камардина, Н.П. Маркетинговая деятельность предприятия / Н.П. Командина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. – № 8. – С. 168–173.
11 Маслова, Т. Д. Маркетинг: учебное пособие/ Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – Спб.: Питер, 2016. – 384 с.
12 Мерзленко, М. Д. Лесоводство. Искусственное лесовосстановление. Учебник / М.Д. Мерзленко, Н.А. Бабич. - М.: Юрайт, 2016. - 246 c.
13 О Государственной программе «Белорусский лес» на 2022–2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета министров Респ. Беларусь, 28 сент. 2011 г., № 52 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/.
14 О животном мире [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid.
15 О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 08 дек. 2005 г., № 580 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/.
16 Об изменении указов Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 сент. 2020 г., № 345 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/P32000345_1600462800.pdf.
17 Об охоте и ведении охотничьего хозяйства [Электронный ресурс] : Постановление Министерства лесного хозяйства Респ. Беларусь, 16 мая 2014 г., № 9 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.pravo.by/upload/docs/op/W21429026_1409000400.pdf.
18 Об утверждении Инструкции о порядке проведения биотехнических мероприятий [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 марта 2018 г., № 112 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/. - Дата доступа: 10.02.2022.
19 Охрана окружающей среды в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Нац. стат. комитет Респ. Беларусь // Статистический сборник 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/.
20 Романова, Л. Е. Экономический анализ: учебное пособие/ Л. Е Романова, Л. В. Давыдова, Г. В. Коршунова. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
21 Салимжанова, И.К. Цены и ценообразование: учебник/ И.К.Салимжанова. – М.: Прогресс, 2017. – 530 с.
22 Тихонов, А.С. Лесоводство. Учебник. Гриф УМО вузов РФ / А.С. Тихонов. - М.: Лань, 2017. - 555 c.
23 Шкурко, П.А. Управление каналами сбыта / Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. – № 54. – С. 59–62
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ М Основные экономические и финансовые показатели деятельности лесного хозяйства за 2019-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2021г.ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Отчет о ведении охотничьего хозяйства за 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ М Основные экономические и финансовые показатели деятельности лесного хозяйства за 2019-2021гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты