Макроэкономические проблемы дефицита государственного бюджета
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Макроэкономические проблемы дефицита государственного бюджета»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2022
45.00 BYN
Макроэкономические проблемы дефицита государственного бюджета
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и функции государственного бюджета
1.2 Общая структура расходов и доходов государственного бюджета и проблема сбалансированности
1.3 Основные направления бюджетной политики государства
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и анализ бюджетного дефицита в Республике Беларусь
2.2 Влияние состояния государственного бюджета на экономику государства
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью государства является государственный бюджет. Он составляет основу финансовой и экономической деятельности страны. Таким образом, госбюджет в стране может влиять на структуру и процессы производства, воздействовать на плоды трудовой деятельности человека, реализовывать политику, организованную на основе рыночной саморегуляции.
Государственный бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства, принимаемый на один финансовый год и действующий с 1 января по 31 декабря календарного года (данный термин применим к госбюджету Республики Беларусь) [1].
Проблема дефицита государственного бюджета актуальна как в Республике Беларусь, так и во всех остальных странах мира. Каждое государство составляет многочисленные планы государственных денежных средств, придерживается разных тактик по финансированию расходов госбюджета, просчитывает возможные исходы каждой финансовой операции. Проблема сохранения баланса между расходами и доходами государства не утеряет насущности и будет всегда рассматриваться для прихода к наиболее подходящему финансовому плану для определённого государства.
Важно отметить, что составление наилучшего по всем критериям государственного бюджета остаётся уникальным для каждой страны, так как у каждой страны свои географические, демографические особенности, свой менталитет, что играет одну из ведущих ролей в поведении общества в сферах, связанных с финансами, и в обращении с денежными средствами в целом. Так как время не стоит на месте, и мир непрерывно развивается и меняется, следовательно, необходимо подстраиваться под современные реалии и учитывать все появляющиеся критерии при составлении государственного бюджета страны.
Цель курсовой работы – проанализировать состояние дефицита государственного бюджета на примере Республики Беларусь, выявить особенности и экономические последствия такого состояния, а также предложить пути совершенствования бюджетной системы страны. В связи с этим был поставлен ряд задач:
− изучить теоретические основы формирования государственного бюджета и бюджетной политики государства;
− рассмотреть и проанализировать структуру государственного бюджета Республики Беларусь;
− изучить влияние состояния государственного бюджета на экономику государства;
− оценить возможные варианты уменьшения дефицита государственного бюджета;
− раскрыть проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и функции государственного бюджета
Государственный бюджет – это роспись, смета денежных доходов и расходов государства на определённый период [2, с 57].
Государственный бюджет представляет собой структуру расходов и доходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения [7, с 89].
Если обратить внимание на специфику бюджета и выполняемые им функции, то можно сказать, что, несомненно, бюджет является основополагающим инструментом осуществления финансовой политики государства, материальной базой и индикатором для целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития государства, субъектов страны и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности государства [3].
Посредством финансов государственный бюджет определяет направления, цели и приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
Государственный план обеспечивает деятельность участников стратегического планирования по выработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития страны, её субъектов и муниципальных образований путём определения конкретных финансовых потоков.
Функция планирования присуща государственному бюджету потому, что он по сути является финансовым планом государства на предстоящий период. Бюджетные возможности определяют деятельность участников стратегического планирования по разработке и осуществлению главных направлений деятельности государственного правительства, планов деятельности органов исполнительной власти и иных планов в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны, направленных на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и анализ бюджетного дефицита в Республике Беларусь
Главное место в финансовой системе каждого государства занимает государственный бюджет. Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике, дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.
Первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят заработную плату и другие выплаты населению, строительство социально значимых объектов и поддержку агропромышленного комплекса [14].
Еще в начале 90-х годов Республика Беларусь столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета [15]. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился. За годы независимости в Республике Беларусь была проведена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классификацию [16].
Национальный статистический комитет Республики Беларусь ежегодно публикует данные о состоянии консолидируемого бюджета нашей страны (Сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней), где возможно найти данные о состоянии дефицита и профицита консолидируемого бюджета Республики Беларусь).
Основная доля доходов консолидированного бюджета (85,3%) сформирована за счет налоговых поступлений. За 2020 год в бюджет поступило 33 512,2 млн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2019 годом поступления увеличились на 1,6% в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 7,7%). Неналоговые доходы за январь-декабрь 2020 года сложились в сумме 5 224,6 млн. руб. и по сравнению с январем-декабрем 2019 года увеличились на 19,3% в номинальном выражении (в реальном выражении – на 8,3%) (рисунок 2.1).
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Для начала рассмотрим статистику государственной бюджетной системы на 2020-2021 год. По данным за 2021 бюджетная система Республики Беларусь имеет следующие данные:
1. Валовой внутренний продукт 157 276,6 млн рублей;
2. Рост ВВП – на уровне 101,8%;
3. Индекс роста потребительских цен – 105,5% в среднем за год;
4. Размер ставки рефинансирования – 7,75% годовых в среднем за год;
5. Среднегодовая цена на нефть – 40 долларов США за баррель.
По данным за 2020 год бюджетная система Республики Беларусь имеет следующие данные:
1) Валовой внутренний продукт – 141 874,7 млн рублей;
2) Рост ВВП – на уровне 101,9%;
3) Индекс роста потребительских цен – 105,0% в среднем за год;
4) Размер ставки рефинансирования – 9,5% годовых в среднем за год; 5) Среднегодовая цена на нефть – 60 долларов США за баррель.
Отсюда, при сравнении всех факторов, можно сделать вывод, что бюджетная система Республики Беларусь в 2021 году имеет показатели хуже по сравнению с 2020 годом.
Также, по статистическим данным Республики Беларусь за 2021 год, дефицит республиканского бюджета составляет 4 046,9 млн рублей. Статистика отображает, что бюджетная система Республики Беларусь несовершенна и имеет ряд проблем.
Первой проблемой бюджетной системы Республики Беларусь является превышение расходов над доходами, то есть дефицит госбюджета. Эта глобальная проблема имеет ряд первопричинных факторов, то есть к дефициту бюджета приводят:
1. Отсутствие обширного запаса золотовалютных резервов.
По предварительным данным на 2021 год они составляли 8 459,9 млн долларов США. За сентябрь они снизились на 0,4% после роста в августе на 14,2%. Всё это обусловлено погашением внутренних и внешних долгов страны в сумме 240 млн долларов США, а также из-за снижения денежной стоимости на монетарное золото. Следовательно, отсутствие золотовалютных резервов усиливает инфляционные процессы, а также делает невозможным финансирование дефицита за их счёт [23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет – это роспись, смета денежных доходов и расходов государства на определённый период.
Это целеполагающий документ, поскольку посредством финансов он определяет направления, цели и приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
Государственный бюджет сохраняет свою социальную направленность. Предусматриваемые для социальной поддержки в госбюджете денежные средства повышают качество оказываемых государством услуг и поддерживает высокий уровень общественной жизни граждан страны.
Доходы и расходы – это неотъемлемые составные части государственного бюджета. Они составляют базу, на которой построен финансовый план государства. В случае, когда расходы преобладают над доходами государства, возникает так называемый дефицит бюджета.
Источники финансирования дефицита и направления использования денежных средств госбюджета в случае профицита имеют решающее значение при достижении государством сбалансированного бюджета.
Бюджетная политика – один из важнейших инструментов при разработке и поддержании государственного бюджета. Бюджетная политика направлена на сохранение устойчивости бюджетной системы и повышение качества управления государственными финансами.
Отсутствие положительного бюджетного сальдо ошибочно аргументировать исключительно непредвиденными случаями. Дефицит может быть определён государственным регулированием экономики и показывать стремление правительства вкладывать немалые государственные вложения в развитие отраслей хозяйства для того, чтобы достичь основательных сдвигов в устройстве общественного производства.
Тем не менее, в большинстве случаев дефицит является признаком кризисных явлений в экономике, падение уровня результативности финансово-хозяйственной деятельности, осложнение экономических отношений, низкий уровень эффективности налоговой системы и т.д. В этом случае правительству необходимо предпринять экстренные меры по стабилизации экономики, реструктуризации финансово-кредитной системы, внесению изменений в бюджетную политику.
В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года, когда Беларусь была объявлена суверенной республикой и большинство доходов осталось в ее распоряжении, а государственный бюджет СССР на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций республике. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало.
1. БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ ГРАЖДАН 2021 ГОД [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/budjet/budjet2021.pdf.
2. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. В. А. Калашников; под общ. ред. Л. П. Дашкова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1994. – 219 с.
3. Роль и место бюджета в системе государственного управления [Электронный ресурс] // МГИМО Университет МИД России. – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/943/++Ст18-Бюджет.pdf. – Дата доступа: 13.02.2022. 4) Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/budgetary_legislation/b4573ae0f83809cd.html.
4. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИСТОЧНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА [Электронный ресурс] // ЦСР. – Режим доступа: https://www.csr.ru/ru/news/byudzhetnaya-politika-kak-istochnik ekonomicheskogorosta
5. Бюджетная система Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Белорусский Хельсинский комитет. – Режим доступа: https://www.belhelcom.org/sites/default/files/posobie_biudzet-sistema_rb.pdf.
6. Нестерова, А.А. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс для студентов фак. междунар. отношений, обучающихся по спец. 1-25 01 03 «Мировая экономика» / А.А. Нестерова. – Минск: БГУ, 2013. – 272 с.
7. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ ПРОИЗВОДСТВА
8. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://s.eduherald.ru/pdf/2014/1/11800.pdf.
9. Стратегія економічного розвитку України: теоретичні засади та механізми реалізації [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/21457/1/Problema_sbalansirovannosti_g osudarstvennogo_byudzheta.pdf.
10. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sbalansirovannosti-gosudarstvennogobyudzheta-i-puti-ee-resheniya/viewer.
11. Государственный бюджет. Проблема его сбалансированности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-byudzhet-problema-egosbalansirovannosti/viewer.
12. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnaya-politika-i-osobennosti-byudzhetnogoprotsessa-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
13. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2021-2023 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/21122020.pdf.
14. Марусева, К. А. Бюджетный дефицит в Республике Беларусь и особенности его планирования / К. А. Марусева // Экономика глазами молодых : материалы X Международного экономического форума молодых ученых (г. Минск, 22-24 сентября 2017 г.) / [редкол.: Г.А. Короленок (науч. ред.), О.А. Морозевич (зам. науч. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорус. гос. экон. ун-т", Совет молодых ученых. - Минск: БГАТУ, 2017. - 458, [1] с.: ил. - Библиогр. в конце отд. статей. - Часть текста на белорус., укр. и англ. яз. - С. 308-312.
15. Пресс-релизы об исполнении бюджета [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/analytical_information/.
16. Банковская система: устойчивость и перспективы развития : сборник научных статей одиннадцатой международной научно-практической конференции по вопросам банковской экономики, Пинск, 30 октября 2020 г. : в 2 ч. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.] ; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2020. – Ч. 2. – С. 197-200.
17. Электронный периодический рецензируемый научный журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/20497/1/Zheleznaia_A.N_Otsenka_sbala nsirovannosti_konsolidirovannogo_biudzheta_Respubliki_Belarus%27.pdf.
18. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/76187/1/Sorokina_T.V._s._442_451.pdf.
19. «АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ПАРКА». ЭКСПОРТ ПВТ В 2020 ГОДУ ПРЕВЫСИЛ 2,7 МЛРД. ДОЛЛАРОВ [Электронный ресурс] // HTP BELARUS. – Режим доступа: https://park.by/press/news/absolyutnyy_rekord_za_vsyu_istoriyu_parka_eksport_pvt _v_2020_godu_prevysil_2_7_mlrd_dollarov/.
20. Мозырский НПЗ завершает очередную модернизацию за $1,5 миллиарда долларов [Электронный ресурс] // SPUTNIK. – Режим доступа: https://sputnik.by/20210122/Mozyrskiy-NPZ-zavershaet-ocherednuyumodernizatsiyu-za-15-milliarda-dollarov-1046701258.html.
21. На Светлогорском ЦКК реализуют новый инвестпроект по производству упаковочных видов бумаги [Электронный ресурс] // БЕЛТА. – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/na-svetlogorskom-tskkrealizujut-novyj-investproekt-po-proizvodstvu-upakovochnyh-vidov-bumagi-409707-2020/.
22. Причины и последствия дефицита бюджета в Республике Беларусь РЕШЕНИЯ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studbooks.net/1665140/finansy/prichiny_posledstviya_defitsita_byudzheta_res publike_belarus.
23. Золотовалютные резервы Беларуси на 1 октября составили 8,5 млрд. долларов США [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/nasvetlogorskom-tskk-realizujut-novyj-investproekt-po-proizvodstvu-upakovochnyhvidov-bumagi-409707-2020/.
24. Структурная перестройка национальной экономики в современных условиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/35265/Ctrukturnaya_perestrojka_nacionalno j_ehkonomiki_v_sovremennyh_usloviyah.pdf?sequence=3.
25. Монетизация экономики [Электронный ресурс] // banki.ru. – Режим доступа: https://www.banki.ru/wikibank/monetizatsiya_ekonomiki/.
26. ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/82454/1/Gerasimova_E.Yu._9_10.pdf.
27. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
28. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
29. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yd2020.pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты