Конкурентоспособность организации и пути ее повышения в современных условиях
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конкурентоспособность организации и пути ее повышения в современных условиях»
по дисциплине: «Менеджмент»
2022
45.00 BYN
Конкурентоспособность организации и пути ее повышения в современных условиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент
Организация: Савушкин продукт, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по кадрам за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет по кадрам за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по кадрам за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет по кадрам за 2019-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность конкурентоспособности организации и ее роль в современных условиях
1.1 Понятие конкурентоспособности организации
1.2 Методические подходы к оценке конкурентоспособности организации
2 Оценка конкурентоспособности организации ОАО «Савушкин продукт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
2.2 Оценка эффективности деятельности организации
2.3 Анализ конкурентоспособности организации на внутреннем и внешнем рынках
3 Резервы и пути повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция – это механизм управления производством, характеризующийся немедленной реакцией на изменения рыночной ситуации. Те организации, которые наиболее подходят для перемен, оказываются в успешной ситуации и обладают высокой конкурентоспособностью по сравнению с конкурирующими организациями. В Республике Беларусь конкуренция неуклонно растет. В этом контексте исследование конкурентоспособности и конкурентоспособности организации и ее продуктов или услуг является наиболее важной задачей маркетинговых услуг белорусской организации.
При анализе и оценке конкурентоспособности необходимо учитывать тот факт, что адаптивность и конкурентное преимущество являются лишь потенциальной стороной конкурентоспособности организации, которая при определенных обстоятельствах не может быть реализована. В то же время только результаты экономической деятельности непосредственно отражают реальные достижения в области обеспечения конкурентоспособности и поэтому должны использоваться в качестве измерительных инструментов. Результаты хозяйственной деятельности организации измеряются следующими показателями: финансовые (рентабельность инвестиций и прибыль); рынок (объем продаж и доля рынка организации); выживание (денежные поступления).
В настоящее время экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества различных продуктов, финансовых, коммерческих и информационных структур, связанных между собой рынком и концепцией единой правовой системы бизнеса - рынка.
Конкуренция в рыночной экономике важна, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу отрасли, а усиление конкуренции продукции и, следовательно, увеличение ее экспорта является средством улучшения. Уровень жизни населения страны
В последнее время уровень конкуренции для частных организаций значительно вырос. Конкурентная среда имеет качественную и количественную сложность. В результате шансы получить крупный заказ снижаются, а степень выживания организаций зависит от их конкуренции.
С ростом инвестиций в экономику и расширением возможностей медленного развития производства абсолютно необходимо обеспечить конкурентоспособность отраслей за их эффективность.
1 Сущность конкурентоспособности организации и ее роль в современных условиях
1.1 Понятие конкурентоспособности организации
Основой рыночной экономики является концепция конкуренции как основной движущей силы развития отношений между компаниями, работающими в этой среде. Наиболее успешным участником такого конкурса является тот, кто может выдержать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке.
Конкуренция возникает, когда многие товары, близкие друг другу по своим потребительским характеристикам, продаются на одном и том же рынке. Суть конкуренции заключается в улучшении или поддержании позиции компании на рынке, что обусловлено разницей между товарами, поставляемыми компанией, и конкурирующими товарами, с точки зрения степени соответствия конкретным потребностям компании.
Рыночный механизм спроса и предложения сводит пожелания потребителей к организациям производителей продукции и, через них, к поставщикам ресурсов. Именно конкуренция заставляет производителей и поставщиков ресурсов адекватно удовлетворять потребности потребителей. В то же время конкуренция ведет к расширению производства и снижению цены продукта до уровня, соответствующего себестоимости продукции [1, с. 371].
Конкуренция является элементом рыночного механизма, реализуемого в форме взаимодействия рыночных единиц и борьбы между ними за наиболее благоприятные условия для вложения капитала. Конкуренция в рыночных условиях способствует формированию экономических пропорций и экономической реорганизации.
Одной из тем конкуренции на рынке является компания. Их положение на рынке определяется их конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность – это сложная и многогранная концепция, которая включает в себя такие компоненты деятельности организации, как продукт (услуга) и ее основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных пользователей.
Млоток Э. А. определил конкурентоспособность организации как сравнительное преимущество компании перед другими компаниями в конкретной отрасли экономики и за ее пределами [2, с. 176].
Руби Ю.Б. определяет эту концепцию как реальную и потенциальную способность компании и ее способность разрабатывать, производить и продавать продукты, которые более привлекательны для потребителей с точки зрения ценовых и неценовых характеристик, чем их конкуренты [1, с. 372].
2 Оценка конкурентоспособности организации ОАО «Савушкин продукт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
ОАО «Савушкин продукт» – лидер молочной отрасли Республики Беларусь, один из крупнейших производителей натуральной молочной продукции Восточно-европейского региона [21].
Компания не только возглавляет рейтинг эффективно работающих организаций пищевой отрасли страны, но и вот уже более 18-ти лет является фаворитом потребительских предпочтений белорусов. А продукция компании получает признание на международном уровне и высшие награды в таких авторитетных конкурсах, как Superior Taste Award (Бельгия) и Monde Selection (Бельгия).
В настоящее время ОАО «Савушкин продукт» – один из наиболее известных в Беларуси производителей молочной и соковой продукции.
Миссия компании: дарить людям радость и здоровье, создавая натуральную, полезную, вкусную и разнообразную продукцию.
Основной вид деятельности ОАО «Савушкин продукт» – переработка молока, кроме консервирования, и производство сыров и соков.
Главная цель – производить качественную продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя. Экономическая политика ОАО «Савушкин продукт» - непрерывно развивать средства производства на основе лучших достижений науки и техники, совершенствовать технологические процессы, удерживать завоеванные рынки сбыта на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями, осваивать новые виды продукции и повышает культуру производства с целью обеспечения безопасности продукции.
Организационно-правовая форма хозяйствования - акционерное общество открытого типа (коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций).
Управление организацией ОАО «Савушкин продукт» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества. Органами управления организацией являются: общее собрание акционеров, наблюдательный совет и генеральный директор.
Производственная структура ОАО «Савушкин продукт» включает в себя: основное производство (приемно-аппаратный цех, цех розлива и тары, цех по производству творожных изделий, цех десертов, цех по выработке сухих молочных продуктов и масла); производственные филиалы в г. Каменец, г. Пинск, г. Столине; вспомогательное производство; торговые филиалы ОАО «Савушкин продукт» в г. Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве; цех по приемке молока г. Малорита и г. Дрогичин.
3 Резервы и пути повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
На основании анализа конкурентоспособности, а также основных экономических показателей ОАО «Савушкин продукт» оценим сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
- занимает большую часть внутреннего рынка сбыта
- является одним из основных экспортеров
- присоединение ОАО «Березовский сыродельный комбинат»
Слабые стороны:
- отсутствие современных автоматизированных средств сбора и обработки информации;
- увеличение расходов на реализацию;
- более высокие цены на товары, чем у конкурентов;
- отсутствие собственных магазинов.
Поэтому, для повышения уровня конкурентоспособности ОАО «Савушкин продукт» необходимо провести ряд мероприятий:
1. Руководству компании следует в корне пересмотреть ценовую политику организации. Необходимо снижать цены на неходовые, залежалые товары с целью высвобождения средств, уменьшения товарных запасов и ускорения оборачиваемости товаров. Нужно дифференцировать подход к определению конечной цены. Большой ошибкой сегодня является установление одинаково высокой (предельной) надбавки на все товары. Добиться увеличения прибыли и товарооборота таким способом невозможно. Торговая надбавка должна колебаться в зависимости от таких факторов, как характер товара, наличие или отсутствие подобного товара у конкурентов, уровень их цен, сезонность.
2. В деле оптимального удовлетворения спроса важную роль играет учёт такого явления, как частота предъявляемого спроса. По этому параметру спрос различных категорий обслуживаемого населения распределяется на повседневный, периодический и эпизодически. Поэтому необходимо при составлении ассортиментных перечней и контроле за их соблюдением учитывать временные особенности спроса, необходимо чётко классифицировать товары по характеру их востребованности, учитывая особенности обслуживаемого населения, сезонности изменения, культурные традиции. Это позволит сократить запасы несезонных товаров и увеличить розничный товарооборот за счёт предоставления широкого ассортимента востребованных по сезону товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция является элементом рыночного механизма, реализуемого в форме взаимодействия рыночных единиц и борьбы между ними за наиболее благоприятные условия для вложения капитала. Конкуренция в рыночных условиях способствует формированию экономических пропорций и экономической реорганизации. Рассмотрены конкурентные преимущества компании, которые достигаются тремя способами: товарное, ценовое и нишевое лидерство. К основным принципам конкурентоспособности организации относятся: принципы превосходства качества товара на рынке; преобладания товара на рынке; минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции; экономической выгоды.
Конкуренция является ключевым элементом функционирования всего рыночного механизма и рыночной экономики в целом. Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия и борьбы владельцев товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и продажи.
Конкурентоспособность продукта или компании – это комплексный показатель, который определяет способность продукта удовлетворять потребности потребителей на рынке, сохраняя или увеличивая реальный доход производителя продукта.
Продукт может стать конкурентоспособным только в том случае, если он отвечает такому неоднозначному понятию, как качество. Для качественного продукта необходим продукт, который не имеет явных дефектов. Однако одного качества недостаточно. Продукт также должен соответствовать очевидным ожиданиям потребителей – технически, функционально, эстетически и по цене.
ОАО «Савушкин продукт» – лидер молочной отрасли Республики Беларусь, один из крупнейших производителей натуральной молочной продукции Восточно-европейского региона.
Чистая прибыль ОАО «Савушкин продукт» в 2018 году составила 55597 тыс. руб. В 2019 году данный показатель сократился на 33601 тыс. руб. или на 60,44 % до 21996 тыс. руб. В 2020 году чистая прибыль предприятия составила 51343 тыс. руб., что на 29347 тыс. руб. или более, чем в 2 раза превышает значение 2019 года.
Отметим, что в 2019 году в сравнении с 2018 годом наблюдалось сокращение показателей рентабельности продаж и рентабельности продукции ОАО «Савушкин продукт» на 3,89 п. п. до 1,64 % и на 5,56 п. п. до 2,34 % соответственно.
1 Айдинова, А.Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 371-373.
2 Алманова, Н.Д. К вопросу о взаимосвязи понятий «конкуренции» и «конкурентоспособность» / Н. Д. Алманова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 176-180.
3 Белый, Е.А. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2017. – №4 (65). – С. 29-35.
4 Болодурина, В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / В.А. Болодурина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. –№ 11-1 (42). – С. 18-21.
5 Борисова, Е. С. Проблемы организации сбытовой политики и их влияние на повышение конкурентоспособности организации / Борисова Е. С. // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2018. № 3. С. 40.
6 Важенина, И.Е. Конкуренция за доверие в экономике: сущность и перспективы развития / И. Важенина, С. Важенин, В. Сухих // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 7. – С. 78-86.
7 Валюшицкий, В. Конкуренция – двигатель торговли / В. Валюшицкий // Беларуская думка. – 2015. – № 5. – С. 55.
8 Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2016. – №5. – С. 6-9.
9 Воронов, Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2015. – №1. – С. 39–53.
10 Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – №2. – С. 20 – 29.
11 Калинкина, О. Е. Конкуренция и стратегии конкуренции в условиях экономического кризиса / Калинкина О. Е., Бакальская Е.В. // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 246-248.
12 Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57-61.
13 Котлер, Ф.А. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер, А. Гари. - Москва: Вильямс, 2015. – 752 c.
14 Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2018. – №1. – С. 374-377.
15 Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 335 с.
16 Лю, С. Основные подходы к понятиям «конкурентоспособность организации» и «управление конкурентоспособностью организации» / Лю, С., Козлов В. А. // В сборнике: ИМПУЛЬС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ. Сборник научных работ 2 межвузовского конкурса студентов, магистрантов и аспирантов. Москва, 2021. С. 248-260.
17 Макконнел, К.Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика 2 часть. (пер. с англ.) / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. – М.: Республика, 2002. – 1126 с.
18 Мустафин, Р.Р. Конкуренция. Пресечение недобросовестной конкуренции / Мустафин Р.Р. // Вестник современных исследований. 2020. № 6-3 (36). С. 9-13.
19 Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
20 Назайкинский, С. В. Hr-бренд организации как фактор повышения конкурентоспособности организации: отечественный и зарубежный опыт / Назайкинский С. В., Русскова Д. С. // В сборнике: Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы. материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. С. 270-280.
21 Официальный сайт ОАО «Савушкин продукт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://santaholding.com/sfery-deyatelnosti/savushkin-produkt/.
22 Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки» // Маркетинг, идеи и технологии. – 2014. – №5 – С. 42.
23 Сметкина, А. В. Повышение потенциала производства на основе оценки его технического уровня / А. В. Сметкина // Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 93-98.
24 Спиридонов, И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учебное пособие. / И. А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 266 с
25 Сысоева, Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие / Е.А. Сысоева // Экономические науки. Экономика и управление. – 2018. – № 12. – С. 283-287.
26 Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2017. – №2. – С.6-12.
27 Тарануха, Ю.В. Глобальная конкуренция: истоки и последствия / Ю.В. Тарануха // Экономист. – 2017. – № 11. – С. 58-72.
28 Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 486 с.
29 Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. – №4. – С. 44-54.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по кадрам за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет по кадрам за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по кадрам за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет по кадрам за 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты