Макроэкономическая политика в открытой экономике: Цели и инструменты
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Макроэкономическая политика в открытой экономике: Цели и инструменты»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2022
45.00 BYN
Макроэкономическая политика в открытой экономике: Цели и инструменты
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ОСОБЕННОСТИ РАВНОВЕСИЯ
2 ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ, КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИИКИ В УСЛОВИЯХ ФИКСИРОВАННОГО И ПЛАВАЮЩЕГО ВАЛЮТНОГО КУРСА
3 ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации экономик ни одно государство не в силах полностью обеспечить производство товаров и услуг высокого качества в необходимом количестве и ассортименте, и часто это вызвано экономической нецелесообразностью. В этом случае государство прибегает к международному обмену и сотрудничеству, получая доступ ко всем видам ресурсов: сырью, капиталу, трудовым ресурсам, одновременно приобретая дополнительные рынки сбыта для своей продукции. Именно наличие в странах имеющихся ресурсов являются основной причиной развития международных отношений в сфере экономики.
Причины целесообразности и экономической выгоды вынуждают предприятия выходить на международные рынки – импортировать сырьевые или рудовые ресурсы, экспортировать производимые товары и услуги. Государства с ограниченным капиталом стараются создавать условия для привлечения инвестиций, рабочая сила, не найдя применения своим знаниям на местных рынках труда мигрирует в поисках лучших условий, страны с высоким уровнем развития науки привлекают молодых и грамотных ученых, продавая затем результаты их труда, выразившиеся в новых технологиях.
От спроса и предложения разных факторов производства, от их мобильности, барьеров на их продвижении зависит международное движение факторов производства. Однако, не смотря на все препятствия объемы обмена между государствами факторов производства сопоставимы с объемами мировой торговли. Все вышеперечисленное обосновывает и подтверждает, что развитие мировой торговли и соответственно открытой экономики является объективной закономерность мирового развития.
Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам абсолютно всех стран. Торговая деятельность предоставляет вероятность каждому государству специализироваться в изготовлении того, в чем она добилась лучших показателей, и дает любому человеку наиболее богатый выбор товаров и услуг.
Поскольку страны мира до такой степени экономически взаимозависимы, вопросы мировой экономики предполагают главную роль и в политике. На встречах мировых лидеров экономические проблемы нередко являются наиболее значимыми на повестке дня. Люди, разрабатывающие экономическую политику, должны уделять пристальное внимание результатам политики своей страны на мировой арене и, в соответствии с этим, политике других государств.
Актуальность совершенствования экономического механизма повышения эффективности функционирования субъектов хозяйствования с условиях открытой экономики диктуется необходимостью практического применения комплекса целенаправленных мер государственного воздействия на преобразование отраслей при формировании инновационной модели экономического развития, основанной на использовании передовых технологий и ориентированной на систему мирохозяйственных связей с учетом развития экономики Республики Беларусь.
1 ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ОСОБЕННОСТИ РАВНОВЕСИЯ
Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития [1, c.15].
Открытая экономика – это экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, и внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать общественно-экономическое развитие в стране (25% от ВВП).
Признаки открытости:
- на макроуровне: устойчивая внешнеэкономическая специализация, при которой обмен с МХ происходит на основе сравнительных издержек производства; сопоставимость пропорций отечественных и мировых цен на основные товары; стабильность валютно-финансового положения страны;
- на микроуровне: свободный выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров, услуг, капиталов; свобода выбора рынков и партнеров, при осуществлении хозяйственных операций.
Открытая экономика – это экономика, в которой международные транзакции играют значительную роль. Под полностью открытой экономикой подразумевается экономика, формирование которой обуславливается тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние взаимосвязи страны усиливаются, при этом с переходом к наиболее значительной степени развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение. Сам факт присутствия экономических связей между одной страной с другими странами еще не означает, что она имеет открытую экономику [1, c.63].
Открытая экономика – это такая национальная экономика, где абсолютно все субъекты экономических отношений независимы в своем выборе внутреннего и международного рынка товаров, услуг, капиталов. Ее развитие определяется в большей степени тенденциями, которые работают в мировом хозяйстве. В то же время внешнеторговый оборот (экспорт и импорт) может достичь уровня, на котором он начинает стимулировать общее экономическое развитие страны [1, c. 301].
Целью открытой экономики служит целостность национальной экономики, как единый экономический комплекс, интегрированной в мировое хозяйство, мировой рынок.
Основной задачей открытой экономики является ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.
2 ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ, КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИИКИ В УСЛОВИЯХ ФИКСИРОВАННОГО И ПЛАВАЮЩЕГО ВАЛЮТНОГО КУРСА
Для регулирования открытой экономики также применяют четыре основных макроэкономических инструмента.
Фискальная политика – влияние на расходы страны производится за счет воздействия на объем производства размера налогов.
Монетарная политика – за счет контроля центральным банком за количеством денежной массы в государстве, происходят изменения процентной ставки и соответственно объему инвестиций, влияющих на объем производства в стране.
Политика зарплата-цена – для противостояния росту уровня инфляции в краткосрочном периоде происходит ограничение роста доходов населения и замораживание цен, однако современной экономической теорией этот инструмент считается неэффективным, вредным и дорогостоящим, так как искажает цены, препятствует развитию конкурентного рынка.
Внешнеэкономическая политика – регулирует экспорт и импорт, тем самым регулируя объем производства в стране, с помощью тарифов, квот, лицензирования внешней торговли, а также управлением обменным курсом, таким образом этот инструмент важен для открытых экономик стран с низкой емкостью внутреннего рынка.
При этом каждый из инструментов привлекает дополнительные факторы, которые оказывают влияние на макроэкономическое положение. Таким образом макроэкономические инструменты представляются и как политические факторы, так как влияют на макроэкономическую ситуацию совместно с внешними и побудительными факторами или целями макроэкономики.
В экономической литературе отечественных и зарубежных авторов по настоящее время понятие модели открытой экономики является предметом дискуссий. В соответствии с западной экономической мыслью каждому направлению соответствует собственная модель открытой экономики. Анализ теорий открытой экономики осуществлялся разными направлениями экономического мышления, так как модели открытой экономики затрагивают такие вопросы как условия взаимодействия национальных экономик, возможности сочетания внешнеэкономической и макроэкономической политик, а также задачи разработки стабилизационной политики государства в случае нарушения равновесия.
Так как открытая экономика проявляется через объемы и условия движения капитала (его притока в страну и оттока из нее), объема экспорта и импорта товаров, услуг и факторов производства, условиями регулирования национальной валюты, выделяют три показателя ее открытости:
– экспорт товаров и услуг;
– приток и отток капитала;
– движение валюты [30, с.39].
3 ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки: во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Во-вторых, это – монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур. В-третьих, это – монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. И, наконец, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом.
Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизводственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная, прогностическая, регулирующая.
Рассмотрим показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2017-2021 гг.
Целевые показатели денежно-кредитной политики утверждаются Указом Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год». Рассмотрим степень их выполнения в таблице 3.1.
Как видно из таблицы 3.1 в 2018 году регулятор стал ориентироваться не на изменение золотовалютных резервов, а на их конечный объём. В 2019 году в целях дедоларизации экономики в целевые показатели был включён такой показатель, как удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов.
Также можно сделать вывод, что почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1 % против планового 9-12 %. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %. По итогам 2019 г. цель по инфляции достигнута. За 2019 год потребительские цены приросли на 4,7% при прогнозном параметре не более 5%. С одной стороны, этому способствовали принимаемые Национальным банком меры, обеспечившие контроль за денежным предложением и гибкость обменного курса белорусского рубля, с другой – действия Правительства на потребительском рынке, прежде всего в области ценового регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под открытой экономикой в современной экономической теории понимают такое состояние национальной экономики, при котором она имеет устойчивые экономические связи с мировым хозяйством и собственную специализацию на мировом рынке товаров и услуг.
Открытая экономика – это национальная экономика, в которой все без исключения стороны экономических отношений независимы от своего выбора на внутреннем и международном рынках товаров, услуг, капитала, а ее развитие определяется тенденциями мировой экономики. Открытая экономика проявляется через экспорт и импорт товаров и услуг, приток и отток капитала, формирование валютных курсов. Открытая экономика – это экономика, полностью интегрированная в мировую экономическую систему, участвующая в Международной организации труда, имеющая наименьшие ограничения на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте. Важным критерием открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, который стимулирует инвестиции, технологии и поток информации в рамках, заданных экономическим потенциалом и международной конкуренцией. Под открытой экономикой понимается рациональная доступность внутреннего рынка для иностранного капитала, товаров, технологий, информации, потоков рабочей силы.
Из модели IS-LM-ВР следует, что при фиксированных валютных курсах эффективность фискальной политики тем выше, чем выше степень мобильности капитала, а монетарная политика всегда неэффективна, поскольку центральный банк теряет независимость в проведении монетарной политики, которая в этих условиях полностью подчинена цели поддержания валютного курса на неизменном уровне, т.е. величина денежной массы является эндогенной переменной. При плавающих валютных курсах по мере увеличения степени мобильности капитала эффективность фискальной политики снижается и при совершенной мобильности капитала величина автономных планируемых расходов превращается в эндогенную переменную (изменение государственных закупок полностью замещается изменением чистого экспорта вследствие изменения валютного курса), а эффективность монетарной политики растет.
Результатом реализации фискальной политики стало обеспечение более высоких темпов роста налоговых поступлений, чем ВВП, что привело к снижению налоговой нагрузки на экономику. Меры фискальной политики Беларуси будут направлены на решение практических вопросов налогообложения, совершенствование налогового администрирования, оказание социальной поддержки, создание условий для экономического роста, привлечение инвестиций, активизацию малого и среднего бизнеса, стимулирование занятости.
1. Альпидовская, М. Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 409 с.
2. Басовская, Е. Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
3. Беларусь: Экономический обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.minfin.gov.by/upload/gosdolg/vneshniy/Belarus_Macroeconomic_Snapshot_2020_rus.pdf
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
5. Булатов, А. С. Макроэкономика. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 245 с.
6. Валовый внутренний продукт в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-proizvodstvennym-metodom/2019-god/.
7. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с.
8. Динамика ставок кредитно-депозитного рынка в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/creditdepositmarketrates.
9. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 432 с.
10. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 415 с.
11. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 608 c.
12. Зяблицкая, Н. В. Экономические модели политики в условиях открытой экономики / Зяблицкая Н. В., Павленко С. Э., Маркова А. С. // Финансовая экономика. 2020. № 12. С. 40-42.
13. Константиниди, Х. А. Стратегическое партнерство в процессе преобразования государственной экономической политики // Современная научная мысль. – 2017. – № 5. – С.162 – 167.
14. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 463 c.
15. Марыганова, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: Гостехиздат, 2017. – 296 c.
16. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/
17. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2021 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2021/yj2021.pdf
18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf
19. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf
20. Основные направления развития денежно-кредитной политики в 2022 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2021.pdf
21. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
22. Платёжный баланс Республики Беларусь: анализ состояния и направления регулирования. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/balpay
23. Слепцова, Е. В. Денежно-кредитная политика при плавающем валютном курсе / Слепцова Е. В., Жачемукова М. Р. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-2. С. 191-195.
24. Статистический бюллетень №1 (223) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/bulletin/stat_bulletin_2018_01.pdf
25. Статистический бюллетень №8 (266) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/bulletin/stat_bulletin_2021_08.pdf
26. Статистический бюллетень №2 (236) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/bulletin/stat_bulletin_2019_02.pdf
27. Точицкая, И. Внешняя торговля: что стоит за успехом // Исследовательский центр ИПМ. – 2018. – № 7. – с. 1-3.
28. Трушкевич, А. А. Внешняя торговля как фактор развития национальной экономики Республики Беларусь / А. А. Трушкевич // Управление в социальных и экономических системах. – 2019. – №. 28. – С. 61-62.
29. Широта денежной массы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/monetarystat/broadmoney.
30. Ярошевич, В. И. Малая открытая экономика в процессе глобализации / В.И. Ярошевич // Белорусский экономический журнал. – 2016 − № 4. – с. 37-49.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты