Введение
Тема «Противодействие монополистической деятельности в Республике Беларусь» является актуальной по нескольким причинам.
1. Защита прав потребителей: Монополистическая деятельность может привести к неправомерному повышению цен на товары и услуги, ограничению выбора потребителей и снижению качества продукции. Противодействие монополии помогает защитить права и интересы потребителей, обеспечивая им доступ к конкурентным рынкам и разнообразию товаров и услуг.
2. Поддержка конкуренции: Монополистическая деятельность может препятствовать развитию конкуренции на рынке, что может негативно сказаться на инновациях и развитии экономики в целом. Противодействие монополии способствует созданию равных условий для всех участников рынка, стимулирует конкуренцию и способствует экономическому росту.
3. Повышение эффективности экономики: Монополистическая деятельность может привести к снижению эффективности производства и использования ресурсов. Противодействие монополии способствует стимулированию конкуренции, что в свою очередь способствует повышению эффективности экономики и улучшению качества товаров и услуг.
4. Защита малого и среднего бизнеса: Монополистическая деятельность может препятствовать развитию малого и среднего бизнеса, ограничивая их доступ к рынкам и создавая неравные условия конкуренции. Противодействие монополии способствует защите и развитию малого и среднего бизнеса, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест и развитию экономики страны.
5. Социальная справедливость: Монополистическая деятельность может привести к увеличению социальных неравенств и снижению доступности товаров и услуг для широких слоев населения. Противодействие монополии способствует обеспечению социальной справедливости и равного доступа к товарам и услугам для всех граждан.
Глава1 Сущность монополии
1.1 Понятие монополии
Монополии, основанные на стремлении фирмы избежать финансовой нестабильности, часто формируются в условиях конкурентной борьбы, где предприятия стремятся укрепить свои позиции на рынке. Это может происходить путем вытеснения конкурентов, установления барьеров для новых участников рынка или даже поглощения других компаний.
Постепенно эти монополии увеличивают свою долю в производстве и рынке, контролируя ключевые аспекты бизнеса, такие как ценообразование, предложение и инновации. В результате этого они становятся главными участниками в экономике, обладая значительным влиянием на формирование политики, законодательства и общественного мнения.
Доминирование монополий в экономике может привести к снижению конкуренции, что, в свою очередь, может ограничивать выбор потребителей, снижать инновации и приводить к повышению цен на товары и услуги. Также возможны негативные последствия для рабочей силы, такие как ограничение возможностей трудоустройства и снижение стимулов для улучшения условий труда.
Для предотвращения негативных последствий монополий и обеспечения более справедливого и конкурентоспособного рынка, государства могут принимать меры регулирования, антимонопольной политики и поддержки конкуренции [1, с. 97].
Анализируя монополию, важно учитывать двусмысленность трактовки понятия «монополия». Слово «монополия» происходит от латинского языка и означает: «моно» одно, «полио» продают. На самом деле практически не представляется возможным найти ситуацию, когда на рынке будет работать одна фирма производитель товаров без заменителей, т.е. применение понятий «монополия», «чистая» монополия содержит определенную долю условности.
Глава 2 Виды монополий. Причины существования монополий
2.1 Причины существования монополий
Современные тенденции в экономике привели к значительным изменениям в конкурентной среде и роли монополизации на рынках различного уровня. Для более детального изучения этих изменений необходимо рассмотреть особенности самого процесса - монополизации.
Развитие рыночных отношений началось на национальных рынках примерно в середине 1921 года в контексте Новой экономической политики (НЭП), предложенной В.И. Лениным и реализованной в Республике Беларусь. Направленная на восстановление промышленности и развитие сельского хозяйства, эта политика создала условия для улучшения деятельности национальных производителей:
1. Мелкое предпринимательство получило относительную свободу ведения хозяйственной деятельности.
2. Власть начала привлекать иностранных инвесторов для ускоренной модернизации промышленности.
3. Сформировались свободные рыночные отношения между экономическими субъектами с устойчивым денежным обращением.
4. Восстановленные государственные предприятия модернизировались, повысив прибыль и став конкурентоспособными на мировых рынках.
Однако в 1930-е годы проекты НЭП приостановили, и рыночные отношения изменились, поскольку новая власть ввела ограничения для предпринимателей, а государственный сектор, контролирующий большую часть рынка, стал монополистом, прекратив конкуренцию на белорусском рынке. Государственный монополизм, основанный на тоталитарных методах, затем закрепился на долгий срок в стране, приводя к развитию монополий, где государство диктовало цены и выступало в роли монопсонии, закупая основное сырье у колхозов.
[...]
Глава 3 Необходимость и формы антимонопольной политики в В Республике Беларусь
3.1 Антимонопольное регулирование как основное направление формирования конкурентных отношений
Один из методов, направленных на укрепление правовых основ, заключается в использовании антимонопольного законодательства. Через это законодательство государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности крупных предприятий и создает условия для формирования и функционирования механизмов конкуренции. Антимонопольное регулирование представляет собой целенаправленную государственную деятельность, проводимую в соответствии с существующим законодательством с целью установления и осуществления правил экономической деятельности на товарных рынках, направленных на поддержание честной конкуренции и обеспечение эффективности рыночных отношений. Общие цели антимонопольного регулирования включают защиту и поощрение конкуренции, контроль за фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке и процессами концентрации производства, регулирование ценообразования, а также защиту интересов потребителей и малого бизнеса.
Выделяют две, исторически сложившиеся, модели антимонопольного законодательства (далее – A3): американское антитрестовское законодательство и европейская модель антимонопольного законодательства. Западноевропейское A3 допускает наличие монополий, но при этом практикует строгое регулирование их деятельности, прибегает к национализации предприятий регулируемых отраслей и управлению ценами на их товары и услуги [7, c. 143].
Заключение
В ходе исследования сделаны следующие выводы.
Понятие монополии представляет собой сложный феномен с противоречивыми последствиями. Необходимость баланса между стимулированием инноваций и защитой интересов потребителей требует разработки эффективных механизмов регулирования, чтобы обеспечить устойчивое и справедливое функционирование экономики.
Основными признаками естественных монополий являются:
- более эффективное функционирование при отсутствии конкуренции;
- препятствие другим предприятиям выхода на данный рынок, по причине высоких издержек;
- низкая эластичность спроса, так как монополист выпускает уникальную продукцию;
- сетевой принцип.
Существует несколько видов монополии:
- естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции из-за технологических особенностей производства. Отрасли экономики, которые имеют признаки естественных монополий: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный транспорт, многие отрасли связи;
- чистая монополия - единственный поставщик определенного вида услуг или товаров;
- конгломерат - организационное объединение, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены предприятия технологически не связанных отраслей;
- закрытая монополия - имеется защита от конкуренции в виде юридических ограничений, патентов и авторских прав;
1. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова и др.; отв. ред. С.Ф. Серегина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. – 527 с.
2. Грибанов, В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. / В.П. Грибанков. – М.: Российское право, 1992. – 286 с.
3. Тотьев, К.Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие. / К.Ю. Тотьев. – М.: Юристъ, 1996. – 322 с.
4. Паращук, С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С.А. Паращук. – М., 1995. – 31 с.
5. Серебруев, И.В. Правовая природа недобросовестной конкуренции: понятие, признаки, формы / И.В. Серебруев // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. – № 1. – С. 146 – 149.
6. Волков, А.В. Злоупотребление гражданскими правами: проблемы теории и практики / А.В. Волков. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 376 с.
7. Антипова, Д. В. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах / Д. В. Антипова // Самоуправление. – 2020. – №. 4. – С. 142-145.
8. Синяк, О. В. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и странах-членах ЕАЭС / О. В. Синяк // Наука и практика глобально меняющегося мира в условиях многозадачности, проектного подхода, рисков неопределенности и ограниченности ресурсов. – 2020. – С. 167-169.
9. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 12 дек. 2013 г., № 94-З: в ред. закона от 18 декабря 2019 г. № 275-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
10. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf.
11. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. – Минск: Молодежное, 2009. – 296 с.
12. Реуцкая Е.А. Хозяйственное право. Курс интенсив. подгот. Минск: ТетраСистсмс, 2007. – 352 с.
13. Об органах антимонопольного регулирования и торговли: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2016 г., № 188 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31600188.
14. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mart.gov.by/news/antimonopoly_itogi_9_2019.
15. Паращук, С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии) / С.А. Паращук // Право и экономика. – 1995. − № 5. − С. 199.
16. Исполнительный комитет СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cis.minsk.by/page. php?id=18935/.
17. Синяк, О. В. Роль конкуренции в системе экономических отношений на примере Республики Беларусь / О. В. Синяк // Инновационная кластеризация науки и практики в условиях цифровизации. – 2020. – С. 136-138.
18. Дозорцев, В.А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? / В.А. Дозорцев // Юридический мир. – 1997. – № 4. – С. 32-35.
19. Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением от 05.03.2018 г., утв. ФАС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291724/.
20. Синяк, О. B. Конкуренция: теоретические и практические аспекты на примере Республики Беларусь / О. В. Синяк // Цифровая трансформация. – 2020. – №. 1. – С. 36-42.