Введение
Глава 1 Предпринимательство: понятие, экономическое содержание, виды и форм
1.1 Понятие и экономическое содержание предпринимательства в современных условиях развития экономики государства
1.2 Виды и формы предпринимательства в современной экономике
Глава 2 Анализ и основные тенденции развития предпринимательства в Республике Беларусь
2.1 Государственная политика регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь
Глава 3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.1 Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Направления развития предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Введение
В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста. Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня. Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики.
Составляющей частью экономики Республики Беларусь считается предпринимательский сектор. Он стал активно развиваться в начале 90-х гг., и это содействовало насыщению внутреннего рынка продукции и услугами, росту экспортного потенциала страны, росту занятости населения. Предпринимательский сектор стал основой дополнительных доходных поступлений для бюджета государства. На основании данного сектора развивалась конкуренция, и формировались рыночные отношения.
Успешное развитие предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, что обусловлено развитием конкуренции, повышением экспортного потенциала; лучшим использованием местных сырьевых ресурсов, созданием дополнительных рабочих мест, что является особо важным в современных условиях, когда наблюдается рост безработицы. Большое значение имеет способность малых организаций расширять сферу приложения труда в сельской местности, создавать новые возможности не только для трудоустройства в сельских районах, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения.
Количественная динамика и качественный рост сектора малого бизнеса приведут к повышению его вклада в социально-экономическое развитие страны, а интеграция его субъектов в систему производственных связей, развитие кооперации и субконтрактация с крупными предприятиями станет фактором реструктуризации и модернизации экономики, внедрения современной системы организации производства и повышения его эффективности.
Тема проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на сегодняшний день весьма актуальна, так как в данный период рыночной экономики особенное значение получает становление малого предпринимательства. Непосредственно малые и средние предприятия (МСП), которые не требуют больших исходных инвестиций и которые гарантируют большую скорость оборота ресурсов, которые могут наиболее быстро и безубыточно решать вопросы реструктуризации экономики, образования и насыщения рынка потребительских товаров в обстановках дестабилизации экономики и ограниченности экономических ресурсов.
[...]
Глава 1 Предпринимательство: понятие, экономическое содержание, виды и форм
1.1 Понятие и экономическое содержание предпринимательства в современных условиях развития экономики государства
Предпринимателем считается человек, который владеет капиталом, умеет сочетать его с собственными организационными и коммерческими возможностями, с риском, состоянием технологий и т.п. Из этого следует, что предпринимательство представляет собой деятельную, самостоятельную работу людей, нацеленную на получение выгоды или же приносящую определенный доход, осуществляемую от собственного имени и под собственную имущественную ответственность или же от имени и под имущественную ответственность юридического лица, которым выступает предприятие.
С точки зрения экономистов, предприниматель – это тот, кто объединяет инструменты, работу, материалы и т.д. таким образом, что совокупная цена получаемого продукта растет. При этом он использует различные экономические механизмы, воплощая в жизнь инновации и изменяя заведенный веками порядок.
С точки зрения специалиста по психологии, предпринимателем выступает человек, которым движут конкретные мотивы к примеру, вожделение достичь чего-то в жизни, попробовать что-нибудь новое, самоутвердиться или же обрести самостоятельность.
Предпринимательство является динамичным процессом наращивания богатства [5, c.116].
Любое из данных определений рассматривает бизнесмена под различным аспектом зрения, в прочем все они включают такие показатели, как новизна, организаторские таланты, творческое начало, преумножение богатства и готовность идти на риск. И все же любое из данных определений ограничивает сферу деятельности предпринимательства, и действительно, предпринимателей можно отыскать во всех областях в образовании, науке, медицине, архитектуре, юриспруденции, в производственной сфере, общественной сфере, сфере распределения товаров.
Согласно положению Гражданского кодекса Республики Беларусь, предпринимательская деятельность определяется как самостоятельный вид деятельности физических и юридических лиц, которая осуществляется ими в хозяйственном обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, и которая направлена на регулярное получение прибыли от пользования своим имуществом, продажи вещей, которые были произведен, переработаны или приобретены данными лицами для реализации, а также от исполнения работ или оказания услуг, если данные виды работ или услуг предназначены для реализации прочим лицам и не будут использоваться для собственного потребления [1].
[...]
Глава 2 Анализ и основные тенденции развития предпринимательства в Республике Беларусь
2.1 Государственная политика регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь
Стабильное и эффективное функционирование предпринимательства требует наличие соответствующей поддержки со стороны государства. Для его осуществления на данный момент принято несколько нормативно-правовых актов. Так, основу нормативно-правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь составляют:
- Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве» [2];
- Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»;
- Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2021-2025 годы;
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 743 от 17.10.2018 г.;
- Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 года № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года [3].
Реализация стратегии планируется в два этапа:
– переходный этап – 2018-2020 годы (совершенствование институциональной базы и инфраструктуры);
– основной этап – 2021-2030 годы (создание и функционирование конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики) [3].
[...]
Глава 3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.1 Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь
Развитие предпринимательства в Беларуси в условиях формирования рыночной экономики может обеспечить решение многих вопросов: создание конкурентной среды, новых рабочих мест, обеспечение региональных рынков потребительскими товарами и др.
Однако развитие предпринимательства сталкивается с определенными проблемами: несовершенство системы его государственной поддержки и законодательной базы предпринимательской деятельности; отсутствие инвестиций и ограниченность доступа к финансовым ресурсам; высокое налогообложение; наличие административных барьеров; высокая стоимость и длительность процедуры регистрации и сложность проведения сертификации и стандартизации продукции; невысокий уровень технических, экономических решений, развития информационной базы и т.д.
Прежде всего, необходимо отметить, что государственное регулирование развития малого предпринимательства возвело много административных барьеров в его функционировании:
‒ жесткий контроль за текущей предпринимательской деятельностью. Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов привело к тому, что значительно выросло количество контролирующих органов (предпринимательская деятельность является объектом контроля более 25 государственных контролирующих органов, в том числе налоговых, финансовых расследований, органа контроля за ценами и других). При этом полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу;
‒ несовершенство действующей финансово-кредитной системы и системы налогообложения субъектов хозяйствования, в том числе малых предприятий (характеризуется большим количеством видов налогов, платежей). Необходим переход к инвестированию конкретных производств, выпускающих наукоемкую конкурентоспособную продукцию;
‒ недостаток собственных средств, необходимых для предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам. Многие субъекты малого предпринимательства отмечают в качестве «лидирующего» барьера для инвестиционной деятельности недостаток собственных оборотных средств и очень сложный порядок получения кредитов [15].
[...]
Заключение
Предпринимательство является одним из самых важных компонентов современной экономики. В государствах рыночной экономики предпринимательство приобрело широкое продвижение и является подавляющей частью среди всех форм систем. Предпринимательством, обычно, называют инициативно-независимое хозяйственно-коммерческое функционирование отдельных физических и юридических лиц, которое ориентировано на извлечение прибыли.
Специфика организационно-правовых форм субъектов предпринимательства Республики Беларусь, их структурная неадекватность потребностям возрождения отечественной экономики вносят свою долю в деформацию отношений собственности и препятствуют широкому вовлечению в воспроизводственный процесс имеющихся у населения и фирм финансовых ресурсов.
Динамика численности субъектов предпринимательства Республики Беларусь имеет неоднозначную динамику. В 2022 г. отмечается рост субъектов промышленности на 45 ед., оптовой и розничной торговли на 592 ед., сельского хозяйства на 174 ед. информации и связи на 91 ед. Основная доля субъектов хозяйствования приходится на промышленность, оптовую и розничную торговлю, транспортную, почтовую и курьерскую деятельность. В отраслевой структуре в сфере услуг задействовано большинство организация –74,6% в 2022 г. Следовательно, доля предпринимателей в сфере производства в 2022 г. сократилась до 25,4%.
Доля вклада субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 28,8% в 2022 г., что выше 2021 г. Отмечается снижение среднесписочной численности работников с каждым годом при росте средней заработной платы. В связи с ростом объема промышленного производство и розничного товарооборота, товарооборота общественного питания, а также оптового товарооборота, отмечается рост выручки от реализации продукции, работ и услуг на 14,8 млрд. руб. в 2022 г. Выручка от реализации продукции, работ, услуг ежегодно увеличилась по всем видам экономической деятельности. Наибольшая доля выручки среди отраслей принадлежит сфере «Оптовая и розничная торговля», ее размер составляет 98066,7 млн. руб., а также сфера «Промышленности», ее размер составил 38479,5 млн. руб. в 2022 г. То есть деятельность субъектов хозяйствования можно считать эффективной.
[...]
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
2. Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21800743
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100056
5. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: Юрайт, 2020. - 208 c.
6. Васильченко, А. О. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / А.О. Васильченко // Современные аспекты экономики. – Гомель: ПолесГУ, 2019. – № 5. – 181-198 с.
7. Горфинкель, В. Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В. Я. Горфинкель, С. В. Земляк, О. М. Маркова и др. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019 – 89 с.
8. Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2019. – № 9. – С. 223-225.
9. Егорова, Н. Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н. Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
10. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
11. Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
12. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2018. – 701 с.
13. Липсиц, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: Учебник / И.В. Липсиц. - М.: КноРус, 2019. - 304 c.
14. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_brochures/index_75568/.
15. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/business/projects/prioritetnyy-proekt-malyy-biznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-initsiativy.
16. Пашин, Д. М. Основы предпринимательства: учеб. пособие / Д.М. Пашин, С.Н. Котенкова, А.Н. Мустафин, А.В. Рамазанов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – 152 с.
17. Предпринимательство: учеб. пособие / Н. Ю. Никитина, С. М. Корунов, А. А. Яшин, И. Д. Опарин; под ред. Н. Ю. Никитиной; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 256 с.
18. Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 665 c.
19. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС, 2018. – 224 с.
20. Статистический ежегодник 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d8c/yr1d8w95a75bhnumml7vbg6jqxyih369.pdf.
21. Тарануха, Ю.В. Предпринимательство: природа, содержание и сущность / Ю.В. Тарануха // Вестник Пермского университета. – 2021. – Том 16. – № 3. – С. 223–237.
22. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2019. - 686 c.
23. Яковлев Н.А. Малое и среднее предпринимательство: проблемы теории и практики / Н.А. Яковлев // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – № 9. – С. 157-160.