Введение
Глава 1 Теоретические аспекты государственной строительной политики
1.1 Необходимость и сущность строительной политики
1.2 Инструменты, механизмы, организационная структура и этапы развития нормативной правовой базы строительной политики Республики Беларусь
1.3 Зарубежный опыт реализации строительной политики
Глава 2 Анализ развития строительной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ и оценка строительного сектора в Республике Беларусь
2.2 Анализ обеспечения населения качественным и доступным жильем
в Республике Беларусь
2.3 Анализ внедрения механизма государственно-частного партнерства
в строительном секторе Республики Беларусь
Глава 3 Перспективные направления совершенствования строительной политики в Республике Беларусь
3.1 Реализация Государственной программы «Строительство жилья» на 2021 - 2025 годы, «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021-2025 годы
3.2 Предложения по совершенствованию механизма реализации строительной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе социально-экономического развития народного хозяйства все большую роль приобретает такая отрасль, как строительство.
Строительство является одним из важнейших секторов национальной экономики. Основная задача строительной отрасли заключается в создании условий для устойчивого развития национальной экономики, что является главной целью любой современной государственной экономической политики.
Удовлетворение этих потребностей невозможно без строительства, поскольку именно строительство направлено на удовлетворение потребности человека в жилье, как одной из первоочередных и наиглавнейших потребностей человека; кроме удовлетворения потребности человека в жилье, строительство также является одним из основных условий и материальной базой при удовлетворении других потребностей человека и общества в целом, в частности, обеспечивая помещения для производства, хранения и сбыта продуктов питания, товаров народного потребления, услуг социального обеспечения, здравоохранения и т.д. Продукция строительной отрасли обеспечивает производство другой строительной продукции, предоставляя материальную базу в виде зданий и помещений для производства строительных материалов, которые в дальнейшем будут направлены на производство новой строительной продукции.
В условиях замедления темпов экономического роста в Республике Беларусь перед многими предприятиями встал вопрос повышения конкурентоспособности. Изменение пандемической, политической и экономической ситуации в 2020-2023 гг. особенно остро ощутил на себе строительный комплекс республики, включающий в себя собственно строительство и производство строительных материалов, изделий, конструкций. Отрасль, как и многие другие в Беларуси, переживает из-за беспрецедентных западных санкций не самые простые времена.
Строительная политика государства является составной частью его структурно-отраслевой экономической политики и в связи с этим требует создания специального и эффективного правового механизма своей реализации. Важнейшим аспектом формирования и функционирования такого механизма является выстраивание совместимой конфигурации компетенций органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере строительства для обеспечения системного организационно-хозяйственного воздействия на строительную деятельность субъектов хозяйствования. Здесь важны как полнота фиксации прав применения широкого арсенала хозяйственно-правовых средств воздействия, так и четкость их структурирования в системе упомянутых органов, при этом нужно устранять дублирование полномочий и усиливать ответственность каждого органа за развитие национального строительного комплекса. Особенно важно обеспечить системное воздействие этих средств в соответствии с алгоритмами государственной строительной политики.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты государственной строительной политики
1.1 Необходимость и сущность строительной политики
Строительство – это самостоятельная отрасль национальной экономики, предназначенная для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта действующих объектов производственного и непроизводственного назначения [34, с. 14].
Строительство в отличие его от других отраслей народного хозяйства имеет ряд особенностей:
- территориальная закреплённость его продукции. В большинстве других отраслей народного хозяйства, продукция которых подвижна, орудия труда, как правило, пространственно закреплены, то в строительстве подвижными являются орудия труда, а сама строительная продукция – неподвижна. Поэтому после окончания строительных и монтажных работ на одном объекте, строительные организации вынуждены перемещать орудия труда на другие объекты, расположенные от построенного объекта на значительных расстояниях;
- значительные габариты зданий и масса сооружений;
- продолжительные сроки службы строительных объектов (это обстоятельство обязывает строительную продукцию многие годы отвечать требованиям времени как в функциональном, так и в эстетическом отношении);
- большое разнообразие производственных связей и условий труда по сравнению с другими отраслями материального производства (в частности, производственный процесс в строительстве осуществляется на открытом воздухе);
- строительство на вновь осваиваемых территориях страны требует большой подготовки, значительных материальных затрат и времени;
- сезонные особенности строительства, в районах с суровым климатом (индустриализация строительства может смягчить влияние природных условий, но далеко не всегда может их устранить);
- многообразие возводимых зданий и сооружений по производственным и эксплуатационным характеристикам, форме, размерам, внешней выразительности;
- разные природно-климатическими условиями требуют и разных подходов к проектированию и строительству (вечная мерзлота, сейсмичность, оползневые явления, карсты, подрабатываемые территории и прочие неприятности);
- разнообразие предметов труда, применяемых при строительстве: материалов, конструкции, большая номенклатура и типоразмеры;
- и, наконец, чрезвычайная дороговизна строительной продукции [33, с. 12-13].
[...]
Глава 2 Анализ развития строительной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ и оценка строительного сектора в Республике Беларусь
Строительство является ведущей отраслью народного хозяйства Республики Беларусь, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы [21, с. 91].
От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависят как темпы преодоления последствий кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. Определяющая роль отрасли строительства заключается в создании условий для динамичного развития экономики страны.
От эффективности работы строительного комплекса во многом зависит экономический рост страны. На его долю в разные годы приходилось от 10% до 6% ВВП [29].
Строительный комплекс в Республике Беларусь играет значительную роль и занимает одну из ведущих позиций в развитии национальной экономики. Структура строительной отрасли является многопрофильной и многофункциональной. Строительный комплекс Республики Беларусь успешно развивается и занимает 34 место среди 280 стран по занятому сегменту рынка строительной индустрии (в 2022 г.) [23].
В настоящее время на долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных секторов – строительства и промышленности строительных материалов и конструкций – приходится 5,4% ВВП. В строительной отрасли Республики Беларусь насчитывается более чем 10 тыс. подрядных организаций, а численность работников превышает 200 тыс. человек [23].
Объем подрядных работ классифицируемых по видам экономической деятельности в секции F «Строительство» в соответствии с ОКРБ 005-2011 приведен на рисунке 2.1.
Таким образом, наблюдается тенденция роста объема подрядных работ в фактически действовавших ценах (увеличение в 2022 году по сравнению с 2020 годом на 3,5%).
Основная причина роста – увеличение инвестиционной активности заказчиков и отсутствие значительной дебиторской задолженности.
[...]
Глава 3 Перспективные направления совершенствования строительной политики в Республике Беларусь
3.1 Реализация Государственной программы «Строительство жилья» на 2021 - 2025 годы, «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021-2025 годы
С целью создания условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и качественном жилье утверждена Государственная программа «Строительство жилья» на 2021–2025 годы. Данное решение закреплено постановлением Совета Министров от 28 января 2021 г. № 51 [5].
В частности, в рамках программы планируется:
- повысить уровень обеспеченности населения доступным и комфортным жильем, создать безопасную и экологически устойчивую среду проживания;
- достигнуть индикаторы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и решить задачи государственной политики в области жилищной политики, а также достигнуть на национальном уровне Целей устойчивого развития;
- поэтапно увеличить объемы строительства общей площади жилья, жилья с господдержкой, арендного жилья, в том числе для военнослужащих по решению Президента Республики Беларусь, и электродомов (жилых домов, в которых используется электрическая энергия для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи или используется для целей отопления и горячего водоснабжения тепловая энергия, полученная от электрокотельной);
- ввести в эксплуатацию около 725 тыс. кв. метров арендного жилья за счет всех источников финансирования и около 2 млн. кв. метров площади электродомов [5].
«Ежегодный объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования планируется увеличить с 4000 тыс. кв. метров в 2021 году до 4500 тыс. кв. метров в 2025 году. Рост объемов строительства жилья предполагается как в целом по республике, так и по регионам», – отмечено в документе [5].
[...]
Заключение
Строительство – одна из важнейших отраслей материального производства, назначение которой состоит в том, что она наряду с промышленностью создает, обновляет, реконструирует и расширяет основу национальной экономики страны.
Участие государства в регулировании строительной деятельности посредством реализации строительной политики необходимо и обусловлено тем, что данный процесс способствует объединению государственных (общественных) и индивидуальных интересов, чтобы развить крупные соотношения в экономике между потреблением, накоплением и инвестированием базируясь на прогнозировании, стратегическом планировании, бюджетном финансировании, налогообложениях и других способах государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.
Анализ сложившейся системы государственного регулирования строительного комплекса показал, что реализацию государственной строительной политики органы государственного управления Республики Беларусь обеспечивают по двум основным направлениям: регулирование условий и конкретных действий в области строительного производства на территории республики и обеспечение поступательного развития отрасли и решение основных задач по развитию социально-экономического развития республики через разработку прогнозов и программ развития строительного производства на соответствующий прогнозный период. В отрасли проделана определенная работа по совершенствованию законодательной базы, регулирующей вопросы строительства на всех стадиях инвестиционного цикла, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение эффективности деятельности организаций строительного комплекса.
Строительство является ведущей отраслью народного хозяйства Республики Беларусь, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. Наблюдается тенденция роста объема подрядных работ в фактически действовавших ценах (увеличение в 2022 году по сравнению с 2020 годом на 3,5%). Строительный комплекс Республики Беларусь включает в себя свыше 8 тыс. организаций различной формы собственности, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. В 2022 году в строительстве было занято более 192 тыс. работников организаций. Отечественные организации выполняют на экспорт все виды стройработ. Наиболее популярными у зарубежных заказчиков являются такие направления, как жилищное, дорожное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады).
[...]
1. О приоритетных направлениях развития строительной отрасли: Директива Президента Респ. Беларусь от 4 марта 2019 г. № 8 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2. О развитии предпринимательства : Декрет Президента Респ. Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 г. // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 29.07.2021 г. № 292 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
4. О Государственной программе «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021–2025 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 января 2021 г. № 50 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5. О Государственной программе «Строительство жилья» на 2021–2025 годы: Постановление Совета Министров Респ.Беларусь от 28 января 2021 г. № 51 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 июля 2004 г. № 300-З: в ред. от 21.07.2021 г. // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7. О государственно-частном партнерстве: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8. Национальная стратегия устойчивого развития страны на период до 2035 года (НСУР-2035). Протокол заседания Президиума Совета Министров Респ. Беларусь от 4 февраля 2020 г. № 3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2035-goda.pdf
9. Анпилов, С. М. О проблемах правового регулирования в строительной отрасли и пути их решения / С.М. Анпилов // Эксперт: теория и практика. – 2022. – № 1. – С. 55–61.
10. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник для студентов в 2 ч. / Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2021. – Ч. 2. – 412 с.
11. Асаул А.Н. Факторы развития строительной отрасли Китая / А.Н. Асаул, Ч. Хунмин // Научное обозрение. Экономические науки. – 2022. – № 3. – С. 5-9.
12. Балабенко, Е.В. Особенности государственного регулирования строительной отрасли / Е.В. Балабенко, А.В. Бородацкая // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2019. – № 1. – С. 5–12.
13. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 180 с.
14. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. И.Е. Рисина. – М.: КНОРУС, 2020. – 240 с.
15. Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/ru/g4p-ru.
16. Дядюк, Е.Ю. Регулирование развития строительного комплекса Республики Беларусь / Е.Ю. Дядюк, В.С. Филипенко // Менеджмент и маркетинг: современное состояние, технологии и тенденции развития : сб. науч. статей / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева; отв. ред. Е.А. Ильина, Г.Л. Белов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 99-104.
17. Итоги реализации государственных программ за 2021 – 2022 годы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files /gos-programmy/Svodnyj-otchet-2021-2022.docx.
18. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / С.Г. Капканщиков. – М. : КНОРУС, 2019. – 547 с.
19. Ковхута, Е.С. Анализ и перспективы развития строительного комплекса Республики Беларусь / Е.С. Ковхута // Экономика и социум.– 2022. – № 5. – С. 633-637.
20. Корнеев, Т. А. Строительный комплекс Республики Беларусь / Т. А. Корнеев, Н. Д. Радюк ; науч. рук. И. П. Хомин // Исследования и разработки в области машиностроения, энергетики и управления : мат. XXIII межд. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 27–28 апр. 2023 г. : в 2 ч. Ч. 2 / М-во обр. Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого ; под общ. ред. А. А. Бойко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2023. – C. 137–139.
21. Максименко, Е.В. Государственное регулирование строительной отрасли Республики Беларусь в условиях цифровизации / Е.В. Максименко // Совершенствование механизма государственного управления в условиях цифровизации общества и государства : мат. межд. круглого стола, Респ. Беларусь, Минск, 29 сент. 2023 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. С. Михайловский (гл. ред.), А. В. Шидловский, Н. М. Шевко. – Минск : БГУ, 2023. – С. 91-95.
22. Основы организации строительной деятельности в странах Евросоюза. – Режим доступа: https://core.ac.uk/display/552854766?source=2.
23. Официальный сайт Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mas.gov.by/ru.
24. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 т. :учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский.– М. : Издательство Юрайт, 2019. – 845 с.
25. Павлов, А. С. Экономика строительства в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Павлов. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 337 с.
26. Рябов В. В. Особенности государственного регулирования сферы строительства / В.В. Рябов // Сметно-договорная работа в строительстве. – 2021. – № 4. – С. 36–42.
27. Семакина, А.А. Государственное регулирование строительной отрасли / А.А. Семакина, В.А. Шаманов // Современные технологии в строительстве. Теория и практика. – 2020. – Т. 1. – С. 389–395.
28. Старова, О.В. Влияние государственного регулирования в строительстве / О.В. Старова, П.А. Пугачева, Е.В. Вдовина // E-Scio. – 2020. – № 11. – С. 49–52.
29. Строительство и инвестиции в основной капитал. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://-www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/investitsii -i-stroitelstvo.
30. Чех, Е.В. Элементы устойчивого развития в строительном комплексе Республики Беларусь // Е.В. Чех Н.А. Федосюк // Современные проблемы и перспективы развития строительства, теплогазоснабжения и энергообеспечения: мат. ХIII нац. конф. с межд. участием / Под ред. Б.В.Фисенко – Саратов: ФГБОУ ВО Вавиловский университет, 2023, – С. 176–179.
31. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск : БГЭУ, 2018. – 650 с.
32. Шленов Н.А. Опыт регулирования строительной деятельности в экономически развитых странах и проблемы российской практики / Н.А. Шленов // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 3. – С. 72–82.
33. Экономика строительства : учеб. пособие / О. C. Голубова, Л.К. Корбан. – Минск : Вышэйшая школа, 2021. – 476 с
34. Экономика строительства : учебник и практикум для вузов / Х. М. Гумба [и др.] ; под общей редакцией Х. М. Гумба. – М. : Издательство Юрайт, 2023. –541 с.