Введение
Глава 1 Зелёная» экономика как поиск разумного компромисса между ростом благосостояния и сохранением природных богатств
1.1 Экологические угрозы устойчивого развития Республики Беларусь. Необходимость государственного регулирования
1.2 Сущность концепции устойчивого развития. Принципы, инструменты «зеленой» экономики
1.3 Международный опыт государственного регулирования развития «зелёной» экономики
Глава 2 Проблемы развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь
2.1 Экологические основы природопользования в Республике Беларусь. Регулирование состояния воздушной, воздушной сферы и основные направления охраны в Республике Беларусь
2.2 Регулирование землепользования и недропользования в Республике Беларусь. Основные направления охраны и восстановления земель
2.3 Регулирование охраны лесов, рационального лесопользования и сохранения биологического разнообразия
2.4 Структурная характеристика «зеленой» экономики Республики Беларусь. Риски и угрозы
Глава 3 Перспективы «зелёной» экономики в Республике Беларусь
3.1 Национальный план действий по развитию «зелёной» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы
3.2 Циркулярная экономика для обеспечения «зеленого» роста в
Республике Беларусь
3.3 Направления совершенствования развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования в последние десятилетия занимают одно из ведущих мест в теории и практике государственного управления экономики. Общество оказывает различные виды воздействия на окружающую среду, ухудшая тем самым ее качество. В свою очередь, происходящие неблагоприятные изменения в природной среде отрицательно влияют на качество жизни самого общества.
В условиях развития технического прогресса, повышения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений ее качества и влиянием данных процессов на здоровье и благосостояние человечества, одним из приоритетных направлений в деятельности современного государства является обеспечение экологической безопасности
Сегодня экологическая безопасность рассматривается как часть экономической безопасности государства и важнейший фактор обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества.
Для Республики Беларусь задача обеспечения экологической безопасности имеет национальный масштаб, одновременно являясь одной из важнейших не только для нашей, но и для других стран. Экосистемы не знают госграниц, и изменение их естественного баланса на территории одного из государств почти неизбежно повлечет за собой аналогичные изменения на территории другого. Вышеуказанные обстоятельства актуализируют вопросы обеспечения экологической безопасности в Беларуси, переводя данную проблему в разряд первоочередных направлений государственной политики.
Существенное увеличение масштабов потребления и экономический рост в последние десятилетия привели к обострению экологических проблем, которые сегодня являются одной из основных угроз устойчивого развития человеческого общества. Развитие «зеленой» экономики является основным путем решения данной проблемы как на международном, так и на уровне отдельных государств.
«Зеленая» экономика – это модель экономического развития, основанная на повышении благосостояния людей и социальной справедливости при существенном сокращении экологических рисков.
Переход к «зеленой» экономике безусловно является важнейшей частью в эколого-экономическом развитии нашей страны и всего мира в целом. «Зеленая экономика» становится центральной темой обсуждения различных важных международных форумов высокого уровня. Развитие «зеленой» экономики позволит не только улучшить экологическую обстановку в нашей стране, но и выведет Республику Беларусь на новый уровень в мировом сообществе.
[...]
Глава 1 Зелёная» экономика как поиск разумного компромисса между ростом благосостояния и сохранением природных богатств
1.1 Экологические угрозы устойчивого развития Республики Беларусь. Необходимость государственного регулирования
Экономика любой страны представляет собой сложные взаимодействия внутри государства и общества. Экономическая система затрагивает все процессы, которые касаются производства, торговли, социальной политики, здравоохранения и т.д. Не является исключением и экология и окружающая среда, так как экономическая деятельность затрагивает и эту область. Экономические процессы не могут протекать, не затрагивая при этом окружающую среду.
Непосредственно с социально-экономической безопасностью связана экологическая безопасность, которая является обязательным условием устойчивого развития.
Угрозы устойчивому развитию – это потенциальные и реальные дестабилизирующие воздействия, порождаемые определенными явлениями и процессами [29, с. 15].
В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений. В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз [18, с. 75].
Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз [3]. Одним из значимых компонентов данного состояния признана экологическая безопасность, понимаемая в соответствии с Концепцией как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера. В Концепции определены основные национальные интересы и основные угрозы национальной безопасности государства в экологической сфере. Приведен перечень внутренних и внешних источников угроз национальной безопасности в сфере экологии – таблица 1.1.
[...]
Глава 2 Проблемы развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь
2.1 Экологические основы природопользования в Республике Беларусь. Регулирование состояния воздушной, воздушной сферы и основные направления охраны в Республике Беларусь
Экологическое законодательство определяет:
- права и обязанности организаций, учреждений, граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории Республики Беларусь:
- гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;
- экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
- меры и условия наказания за нарушения экологического законодательства [24, с. 11].
Действующее законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования базируется на Конституции Республики Беларусь. Так, статья 46 Конституции Республики Беларусь провозглашает право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Статья 45 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья. В ней подчеркивается, что это право кроме всего прочего обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды. Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Статья 55 Конституции Республики Беларусь провозглашает охрану окружающей среды долгом каждого. Статья 13 Конституции Республики Беларусь провозглашает исключительную государственную собственность на недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения [1].
[...]
Глава 3 Перспективы «зелёной» экономики в Республике Беларусь
3.1 Национальный план действий по развитию «зелёной» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы
Постановлением Совета Министров от 10 декабря 2021 г. № 710 утвержден Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы [11].
«За последние три десятилетия «зеленая» экономика не только заняла центральное место в глобальной повестке дня, но и выступает активным драйвером экономического роста, содействуя достижению Целей устойчивого развития. Большинство стран мира переориентировало свою экологическую политику на переход от традиционной модели, в которой охрана окружающей среды рассматривается как нагрузка на экономику, к модели, в которой экология выступает двигателем развития, то есть к «зеленой» экономике» [11], – говорится в документе. В качестве стратегической цели утвержденного плана определено развитие инклюзивной, умной и цифровой «зеленой» экономики, содействующей достижению экономического роста.
Национальный план призван сформировать комплекс мер по приоритетным направлениям в соответствии с основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы, включая содействие достижению «зеленого» экономического роста в условиях сохранения природного капитала и повышение занятости путем создания «зеленых» рабочих мест [11].
В число приоритетных направлений развития «зеленой» экономики в нашей стране вошли:
- внедрение принципов устойчивого потребления и производства;
- развитие экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики);
- развитие производства органической продукции;
- развитие экологического туризма и агроэкотуризма;
- формирование умных и энергоэффективных городов;
- развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности;
- смягчение последствий изменения климата и адаптация к климатическим изменениям;
- сохранение и устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия;
- развитие сферы «зеленого» финансирования;
- образование, подготовка кадров и социальная вовлеченность;
- научное обеспечение перехода к «зеленой» экономике [11].
[...]
Заключение
Устойчивое развитие предполагает комплексную увязку между собой 3-х компонентов: экономического, социального и экологического.
Экологический аспект устойчивого развития предполагает сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов – охрану атмосферы, земель, недр, лесов, вод и их экономное использование, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное использование биотехнологий, повышение безопасности использования химических веществ, решение проблемы отходов.
Зеленая экономика – это экономика или модель экономического развития, основанная на устойчивом развитии и знании экономики окружающей среды.
Концепция зеленой экономики разработана как более практико-ориентированный последователь концепции устойчивого развития, подчеркивая важность улучшения устойчивости мировой экономики
Сформировавшаяся в последние 30 лет концепция зеленой экономики призвана обеспечить более гармоничное согласование между этими компонентами, которое было бы приемлемо для всех групп стран – развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой.
Эволюция развития государственного регулирования экологической безопасности европейских стран сформировала четкие подходы к разрешению проблем окружающей среды. Так, решение задач обеспечения экологической безопасности и непосредственная работа по их реализации осуществляется непосредственно на местах.
Значительным достижением последних десятилетий стала трансформация системы и содержания функций государственного управления экономики с учетом экологического фактора. Уже сегодня можно говорить о том, что признание экологической функции в качестве неотъемлемой функции государственного управления в республике позволило снизить неблагоприятное влияние производственной и иной деятельности на природные объекты и улучшить состояние окружающей среды.
В области охраны окружающей среды в последние годы наблюдаются позитивные тенденции. Это и снижение уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, объемов сброса недостаточно очищенных сточных вод, использования полимерной упаковки; сохранение водно-болотных угодий; развитие особо охраняемых природных территорий. В стране выполняется ряд мероприятий для обеспечения низкоуглеродного развития: создание умных городов и формирование устойчивой городской мобильности, строительство энергоэффективного жилья, снижение энергоемкости ВВП (внутреннего валового продукта), развитие электротранспорта.
[...]
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 29 июл. 2021 г. № 292 // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
4. Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З (с изм. и доп.) // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З (с изм. и доп.) // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6. Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. № 406-З (с изм. и доп.) // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7. Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 420-З (с изм. и доп.) // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З (с изм. и доп.) // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024. –
9. Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З (с изм. и доп.) // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024. –
10. О животном мире: Закон Респ. Беларусь от 14 июля 2010 г. № 257-З (с изм. и доп.) // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
11. О Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710 // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
12. Национальная стратегия устойчивого развития страны на период до 2035 года (НСУР-2035) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2035-goda.pdf
13. Об утверждении Стратегии в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2035 года: Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь от 24 декабря 2021 г. № 370 // ilex: (BY) [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
14. Гаджиев, Н. Г. Роль и значение экологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности государства / Н. Г. Гаджиев, С.А. Коваленко // Юг России: экология, развитие. – 2021. – № 16. – С. 200–214.
15. Гривицкая, Д. Д. Сущность, принципы и инструменты зеленой экономики / Д. Д. Гривицкая // Сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета / Полоцкий государственный университет ; ред. кол. : Д. Н. Лазовский (пред.) [и др.] . – Новополоцк : ПГУ, 2022. – Вып. 16 (86): Экономические науки. – С. 39-41.
16. Как связаны экономический рост и воздействие на окружающую среду? [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://postnauka.ru/wtf/155991.
17. Клековская, С. Р. Государственное регулирование экологической безопасности на уровне региона: опыт еврейских стран и Франции / С.Р. Клековская // Вестник МГИМО Университета. – 2022. – № 4. – С. 82–89.
18. Конончук, Т. Экологическая безопасность как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Беларуси / Т. Конончук, Н. Батова, Д. Самцова // Беларуская думка. – 2022. – № 12. – С. 74–81.
19. Кривонощенко, А. С. Государственное управление в сфере экологической безопасности в Республике Беларусь / А. С. Кривонощенко. – Минск : Академия МВД, 2021. – 118 с.
20. Мерзлова, О. А. Экологическая составляющая устойчивого развития Республики Беларусь / О.А. Мерзлова // Основные тенденции экономического развития Республики Беларусь : сб. докладов II Научно-практ. Круглого стола преподавателей, аспирантов и студентов, Минск, 15 апреля 2020 г. / БГУ, Экономический фак. ; [редкол.: А. М. Сидорова (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 104-106.
21. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minpriroda.gov.by/ru.
22. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.belstat.gov.by.
23. Пасенов, А. Н. Концепция устойчивого развития: теоретико-правовой аспект / А.Н. Пасенов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2020. – № 2. – С. 319–327.
24. Природоохранное законодательство: учеб.- метод. пособие / В.М. Мисюченко, О.С. Залыгина, Н.К. Вашкевич. – Минск: МГЭИ им.А.Д.Сахарова Белгосуниверситета, 2020. – 63 c.
25. Ставерская, Т. А. Концепция устойчивого развития: современный научный подход // Т.А. Ставерская, Е.В. Жилякова // Тенденции экономического развития в XXI веке : мат. Межд. науч. конф. (28 февраля 2019 г., г. Минск) / Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2019. – С. 174–177.
26. Стеблянская, А. Стратегии зеленой экономики в Китае / А. Стеблянская, В. Бочарников // Форсайт. – 2022. – № 1. – С. 74–85.
27. Умные города, экотуризм, циркулярная экономика. Как будет развиваться «зеленая» экономика в Беларуси до 2025 года? / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/december/67779/.
28. Управление зеленым развитием национальной экономики : конспект лекций / Е.Б. Дорина, Т.В. Буховец. – Минск : Белсэнс, 2019. – 191 с.
29. Хотько, О. А. Правовое обеспечение экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности / О. А. Хотько. – Минск : БГУ, 2022. – 415 с.
30. Экологические проблемы Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://vyvoz.org/blog/ekologicheskie-problemy-belarusi/.
31. Экологическое право : учебник / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова, В.Е. Лизгаро. – 2-е изд., перераб. – Минск : Вышэйшая школа, 2021. – 399 с.